Top.Mail.Ru
Общество
Саратовская область
0

«Мэр не может даже обратиться к горожанам без угрозы нецензурного ответа». Саратов утонул в снегу

Михаил Исаев и Валерий Радаев периодически проверяют уборку снега
Михаил Исаев и Валерий Радаев периодически проверяют уборку снега

Уже больше трех недель Саратов не может справиться с последствиями снегопадов. Ежедневно город встает в многокилометровые десятибалльные пробки, а новые осадки усугубляют проблему. Почему городские власти не могут очистить город от снега и не соглашаются на введение режима ЧС, разбирался «ФедералПресс».

Сильнейшие снегопады парализовали движение в Саратове еще за несколько дней до Нового года. Только за сутки 25 декабря, по данным регионального гидрометцентра, в городе выпало более 20 мм осадков, высота снежного покрова превысила 50 см. Саратовские чиновники сразу объявили, что ситуация критическая и муниципалитет не готов к таким снегопадам. Также было объявлено, что такой погоды не было с 1986 года, а значит, положение действительно форс-мажорное.

961dc052c690c0fd40215408a43c529b.jpg

Однако ни в новогодние выходные, ни после ситуацию исправить не удалось. Каждый день уже с утра Саратов встает в 9–10-балльные пробки. Люди часами добираются до работы. Частные автомобили тонут в снежных заносах, а общественный транспорт нередко просто не выходит на маршруты. И без того узкие дороги в центре города из четырехполосных превратились в двухполосные, а в некоторых местах осталась узкая колея, по которой может проехать лишь один автомобиль. Не лучше и пешеходам – с крыш свисают ледяные глыбы, а тротуары расчищают разве что отдельные инициативные предприниматели, чьи магазины и офисы расположены поблизости.

Режим ЧС

В начале января пользователь, подписавшийся как Егор Семенов, создал на портале Change.org петицию, которая должна быть направлена президенту РФ Владимиру Путину, председателю правительства Дмитрию Медведеву и главе МЧС Евгению Зиничеву. На момент подготовки материала под ней поставили свои электронные подписи более 25 тыс. человек. В обращении пользователь просит ввести в Саратове режим чрезвычайного положения, что, по его словам, позволит «привлечь дополнительные силы и средства, в том числе денежные из соответствующих фондов, для спасения жителей города».

«Пешеходы, в том числе старики и дети, ежедневно травмируются упавшей с крыш наледью, ломают кости, пытаясь пробраться через сугробы снега, лежащие на тротуарах. Зачастую люди идут по проезжей части, рискуя быть сбитыми машинами. Администрация города и правительство области не способны принять действенных мер к уборке снега и наледи в городе. Демонстрируются популистские акции, делаются заявления, создается видимость работы, но ситуация, начавшаяся еще в прошлом году, не меняется», – пишет автор петиции.

Согласно федеральному законодательству, губернатор действительно может ввести на территории области режим чрезвычайной ситуации, в Саратове это может сделать глава города Михаил Исаев. Это применяется в случаях, когда обстановка грозит безопасности большого количества людей. Если вводится режим ЧС, власти должны непрерывно контролировать причину ситуации, обеспечить защиту населения (а где необходимо, и эвакуацию), а самое главное – заниматься ликвидацией чрезвычайной ситуации.

В Саратове, по словам бывшего главы города Александра Буренина, это означало бы ввод в город военных, которые в кратчайшие сроки расчистили бы его от снега. Но власти не планируют этого делать. В частности, зампред правительства региона Роман Бусаргин на встрече с журналистами заявил, что режим ЧС вводится только тогда, когда имеются риски серьезные экономических, физических или материальных последствий. Однако в Саратове просто выпало много снега и «говорить о введении режима ЧС рано». Администрация города ежедневно отчитывается об объемах вывезенного снега, однако новые снегопады сводят результат предыдущих усилий на нет.

Особую славу Саратову обеспечила наледь на крышах. Из-за постоянного перепада температур сосульки растут как на дрожжах. Горожане даже устроили акцию в социальных сетях на фотографию самой большой. Долгое время в топе находился снимок из района Солнечный-2, на котором припаркованный возле одного из многоквартирных домов автомобиль оказался полностью покрыт льдом. Российские федеральные новостные ленты вышли с заголовками, что Саратов разрушается от снега и льда. Кадры из охваченного стихией города попали в выпуски Euronews, а также на интернет-страницы изданий New York Post, канадского The Siver Times и британского Daily Maill. Так мир узнал о существовании российского города на Волге.

Вопросами транспортного сообщения в Саратове лично занимается глава города Михаил Исаев. Ежедневно пресс-служба мэрии отчитывается, на каком виде общественного транспорта и из какой части города на этот раз добирался он на работу. Результат: Михаил Исаев опоздал на совещание, ему нахамили в маршрутке, и он даже не добрался на работу, так как трамвай, на котором ехал мэр, сломался. Квест, который рядовые саратовцы проходят ежедневно.

Однако на фоне растущей упоминаемости саратовского главы в медиарейтингах качество работы городского транспорта не изменилось. Ничего не меняют и ежедневные отчеты администрации Саратова о том, сколько единиц транспорта вышло на дороги.

Михаил Исаев распорядился провести проверки в городском общественном транспорте, чтобы выявить и устранить недостатки. Впрочем, пока ревизия прошла только у перевозчика ООО «Икар-Авто», в автобусе которого главе города досталось от водителя. Другие организации, не замеченные Михаилом Исаевым, работают в прежнем режиме и с тем же качеством.

«Познают мир»

Главной причиной, из-за которой саратовские власти не справляются с последствиями снегопадов, в городе называют отсутствие достаточного количества коммунальной техники. По данным администрации Саратова, ежедневно на улицы выходят примерно 150 единиц муниципальной спецтехники МБУ «Дорстрой» и МБУ «Служба благоустройства города». Это, по оценке мэрии, менее половины от потребности. Периодически привлекается до 350 единиц спецмашин, принадлежащих предприятиям.

Среди горожан активно муссируются три основных слуха, где находится спецтехника: ее сдали в аренду в Самару или Пензу или отправили на расчистку областных магистралей. Источники в мэрии не подтверждают ни один из них и говорят, что все машины, имеющиеся в наличии, действительно выпущены в город.

На одном из первых после новогодних праздников заседаний комитета по бюджету саратовской городской думы было объявлено, что область выделяет Саратову 45,3 млн рублей, на которые будут куплены 30 тракторов МТЗ с отвалами и щетками для очистки тротуаров. Еще 10 тракторов должны быть куплены для Энгельса. Для себя регион приобретает 15 единиц тяжелых машин – роторные снегоочистители, грейдеры и погрузчики. Вероятнее всего, в эту зиму на увеличение количества спецтехники рассчитывать не придется и город будет вынужден обходиться теми силами, которые у него есть в наличии. А в следующие годы техника может и не понадобиться.

Открытым остается вопрос, в чем причина коммунального коллапса в Саратове. Обильные снегопады прошли по всем поволжским городам, но попасть в мировые новостные сводки им не довелось. Депутат саратовской городской думы Виктор Марков видит следующее: стихия, отсутствие техники и неудовлетворительное состояние дорог.

«Осадков выпало действительно много, таких снегопадов в городе не было уже много лет. При этом коммунальной техники остается недостаточно. При постоянном бюджетном дефиците муниципалитет не способен обеспечивать себя необходимым числом специализированных машин. Усугубляет положение и то, что дороги города во многих местах разрушены коммунальными предприятиями, которые меняют подземные коммуникации, но не восстанавливают полотно. Совпадение трех причин дало то, что город встал. Руководители коммунальных и муниципальных служб должны предвидеть такие ситуации, но они каждый год заново познают мир», – отметил он.

Руководитель общественного движения «Жить здесь!», член общественной палаты Саратова Александр Ермишин считает, что проблема носит сложный характер. «Самое простое, что в этой ситуации можно сказать, – не справляются конкретные люди во власти. Но проблема лежит в политической плоскости: в межбюджетных отношениях, когда городу не хватает денег на обслуживание своей инфраструктуры, и мэр, не получающий мандата доверия горожан на выборах, потом не может на них опереться. Глава города не может даже обратиться к горожанам за помощью в экстренной ситуации (таких обращений уже было несколько. – Прим. ред.) без угрозы получить нецензурный ответ. У главы города не получается организовать нормальную работу. Он даже не смог решить вопрос по эвакуации автомобилей, мешающих очистке дорог», – рассуждает Ермишин.

Пока Саратов с ужасом ждет новых обильных снегопадов, областная прокуратура по поручению главы ведомства Сергея Филипенко провела проверку, которая выявила множественные нарушения при уборке снега на улицах и очистке крыш от наледи в результате прямого неисполнения обязанностей должностными лицами. Главе города предписано принять немедленные меры, а руководители управляющих компаний предупреждены об уголовной ответственности за бездействие. Какой это даст результат, покажет вторая половина зимы, которая, по прогнозам синоптиков, тоже не обещает быть легкой.

Фото: Пресс-служба губернатора Саратовской области, паблик «Типичный Саратов»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.