Одному из лидеров металлургической индустрии России крайне не хватает многотоннажных и дорогих заказов. Если ему не удастся найти их в ближайшее время, то компании придется пойти на непопулярные меры. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Заморозка рынка
Отечественная металлургия, тихо прожив январь, с напряжением ждет, что же ей преподнесут оставшиеся месяцы 2019 года. Минувший же год был относительно неплохим – выплавка углеродистой стали увеличилась на 2,6 %, до 59,5 млн тонн, производство стального проката – на 1,9 %, до 61,6 млн тонн, бесшовных труб – на 1,9 %, до 2,494 млн тонн, сварных – на 0,4 %, до 2,771 млн тонн.
Совершенно очевидно, что на расширение спроса и сколь-либо существенные заказы нашим металлургам не стоит рассчитывать, скорее уж наоборот, им стоит готовиться к спаду, и не слабому. Ряды девелоперов из-за изменений в действующем законодательстве о долевом строительстве однозначно поредеют – слишком уж жесткие условия работы у них будут. В промышленности тоже не все ладно.
На саму же отечественную металлургию давит ее растущая долговая нагрузка, превысившая 112 млрд рублей, и это только по официальным статистическим данным. Какая она в реальности – знают лишь владельцы и топ-менеджеры металлургических компаний и банкиры.
Особенно тяжело придется в текущем году производителям труб большого диаметра (ТБД) – прокладка «Северного потока – 2» по дну Балтийского моря идет полным ходом, до финала строительства «Силы Сибири» тоже недалеко. Заказы на ТБД, конечно, есть, однако по цене и тоннажу они мизерные – принадлежащий «Северстали» Ижорский трубный завод (ИТЗ) недавно получил от «Газпрома» несколько контрактов на поставку ТБД суммарной массой 107,218 тыс. тонн и стоимостью 8,186 млрд рублей.
Для ИТЗ с его мощностью 600 тыс. тонн в год они означают функционирование с 20-процентной загрузкой – если у него нет иных заказов. Еще труднее придется Выксунскому металлургическому заводу (ВМЗ), входящему в состав Объединенной металлургической компании (ОМК), самому крупному в России поставщику ТБД, – он может изготавливать их свыше 1 млн тонн в год. И похоже, их производство на ВМЗ еле-еле дышит или даже простаивает.
В пользу столь смелого предположения можно привести несколько доводов. Если бы ВМЗ получил от «Газпрома» или кого-то еще заказы на ТБД, пресс-служба ОМК вполне могла бы опубликовать про столь знаменательное событие пресс-релиз – скрывать его явно бы не имело смысла: конкуренты все равно бы узнали, сообщить же о своих достижениях никогда не вредно.
Размышления о перспективах
Действительно, на сайте ОМК практически нет пресс-релизов, посвященных поставкам ТБД, лишь в мае 2018 года был опубликован один – про отгрузку 870 тонн ТБД для строительства моста в Норвегии. Зато полным-полно – про благотворительность и награды. Подчас создается впечатление (разумеется, субъективное), словно пресс-службе ОМК не о чем писать – нет информационных поводов.
Их может и не быть вовсе. Между тем в декабре 2017 года «Газпром» расторг действующие контракты на поставку ему свыше 0,5 млн тонн ТБД на сумму почти 57 млрд рублей для проекта «Развитие единой системы газоснабжения Северо-Западного региона, участок Грязовец – компрессорная станция Славянская» (цитируются «Ведомости»). Из общего объема 30 % приходилось как раз на долю ОМК.
Сильный удар по ВМЗ, не правда ли? Речь же шла о примерно 150 тыс. тонн, или 15 % от проектной загрузки его производства ТБД. В октябре же 2018 года «Газпром» закрыл пять тендеров на приобретение в общей сложности 602 тыс. тонн ТБД стоимостью 47,4 млрд рублей для прокладки «Силы Сибири» – на них попросту не было подано заявок, производители сочли цену закупки слишком низкой.
Они сделали хуже лишь себе. В ноябре 2018 года договор с «Газпромом» на изготовление и отправку в его адрес свыше 0,5 млн тонн подписал Загорский трубный завод (ЗТЗ), обеспечивший себе тем самым 100-процентную загрузку на весь 2019 год. Кстати, в декабре ЗТЗ заключил с «Северсталью» соглашение на выпуск для него 300 тыс. тонн горячекатаного плоского проката. Видимо, «Северсталь», понимая, что серьезные заказы на ТБД ее ИТЗ не светят, согласилась прокатать для ЗТЗ толстый лист. На безрыбье и рак рыба.
Справедливости ради заметим, что в минувшем году ВМЗ сумел увеличить отгрузку железнодорожных колес на 25 %, до 860 тыс. штук. Впрочем, фактически деля внутренний рынок с «Евразом», вряд ли было чрезмерно трудно поставить рекорд.
Будущее для ВМЗ пока не представляется в радужных тонах. Если на его ТБД не будут срочно найдены заказы, их производство может полностью остановиться (если оно уже не стоит) и что-то надо будет решать с занятым на нем рабочими. Кого-то могут перевести в другие подразделения ВМЗ, кого-то отправят в вынужденный простой с перспективой быть уволенными по сокращению штатов. Вариант консервации бездействующих мощностей сбрасывать со счетов не стоит, равно как сдвиг или даже отказ от проекта организации комплекса по выпуску 0,5 млн тонн бесшовных труб в год с инвестициями около 40 млрд рублей.
На запрос, направленный «ФедералПресс» по электронной почте в адрес пресс-секретаря ОМК Павла Тарана, четких и подробных комментариев не последовало. На аналогичный запрос директору по корпоративным коммуникациям Андрею Кочерову пришел ответ, что не удалось выполнить его доставку.
Фото: pixabay.com