В Саратовской области «РуссНефть» много лет конфликтует с фермерами, на чьих землях она добывает углеводороды. Недавно компания решила прибегнуть к силовым действиям – принудительному изъятию земли. Почему компания Гуцериевых, в отличие от других добывающих предприятий, не захотела договариваться с землевладельцами и лишает их дохода – в материале «ФедералПресс».
150 рублей за участок
Компания «РуссНефть» (входит в группу «Сафмар» Михаила Гуцериева) в 2017–2018 годах подала иски об изъятии земель у двух сельхозпроизводителей Перелюбского района – индивидуального предпринимателя Самата Кускалиева и сельскохозяйственного потребительского кооператива (СХПК) «Красноармеец», которым руководит отец ИП – Бектурсун Кускалиев.
По всем искам компания одерживает победу. В деле против Кускалиева-младшего ее требования уже подтвердили суды двух инстанций. В делах по СХПК есть решения областного арбитражного суда. Суть у всех исков одна и та же. Нефтяники предоставляют в суд приказы департамента по недропользованию в ПФО об изъятии участков фермеров «для государственных нужд». Суд назначает экспертизу, которая определяет выкупную стоимость участков, после чего требования нефтяников удовлетворяют.
Любопытно, что при оценке земли эксперты, а за ними и суд почему-то не берут в расчет выпадающие доходы, которые фермеры теряют вместе с землей. В документах суда говорится, что соответствующие расчеты не представляют сами аграрии. Общая площадь изымаемой территории по трем решениям составляет около сотни гектаров. Стоимость участка в 91 га, который забирают у кооператива, оценена в 2,5 млн рублей. У него же забирают кусок лесной полосы площадью 327 квадратных метров, который оценили в сумму… 150 рублей. При этом сам же проигравший кооператив должен оплатить 12 тысяч за экспертизу.
У ИП Кускалиева реквизируют 9,8 га. Предприниматель пытался доказать, что вместе с землей он теряет значительные деньги. Согласно представленным им расчетам, стоимость участка составляет 7,2 миллиона, а упущенная выгода могла составить 5,8 или 8,8 миллиона в зависимости от вариантов его использования. Расчет не понравился нефтяникам, и по их ходатайству суд провел повторную экспертизу, которая оценила землю в 259 тысяч. В проведении очередного пересчета по требованию фермера арбитраж отказал.
Степной Клондайк
Село Натальин Яр Перелюбского района – настоящий Клондайк местного масштаба. Несколько компаний добывают в его окрестностях нефть, газ и конденсат, еще одна организация намерена извлекать из недр сланцы, чтобы получать из них редкий металл рений. Однако из всех недропользователей только «РуссНефть» не может ужиться с местными землевладельцами.
Лицензию на разработку Разумовского участка недр, расположенного здесь, компания «Саратовнефтегаз» (входит в структуру «РуссНефти») получила еще в 1994 году. В последний раз лицензия была обновлена в 2017 году; согласно ей, компания имеет право заниматься добычей сырья здесь до 2054 года.
В 90-е годы в земельной сфере царил хаос, поэтому многие участки просто не были оформлены должным образом. Вопрос об оформлении земли встал перед нефтяниками только в 2000-х, однако, к своему неудовольствию, они обнаружили, что земля уже занята предпринимателем Бектурсуном Кускалиевым и его кооперативом. Как пояснил «ФедералПресс» сам владелец, земля была приобретена кооперативом на законных основаниях у пайщиков, которые, в свою очередь, получили ее от бывшего совхоза «Красноармеец».
«Нефтяники пришли после нас, но у нас в 90-е не было правоустанавливающих документов. Общий массив был или в общедолевой собственности, или принадлежал по праву безвозмездного пользования. Потом мы начали оформлять землю. Мы ее купили, а теперь у нас забирают ее за копейки», – сказал Кускалиев.
Нефтяники были вынуждены заключать с фермерами договоры аренды и сервитута (доступа к своим объектам). Землевладельцы почувствовали золотую жилу и поэтому требовали с добытчиков довольно приличную плату. Нефтяники, в свою очередь, не слишком церемонились, прокладывая трубы и подъездные пути к своим скважинам. Взаимная неприязнь копилась годами. Некоторые следы конфликта сохранила арбитражная практика. Например, в 2017 году компании «РедОйл» (которая в 2013-м влилась в «Саратовнефтегаз») пришлось через суд добиваться доступа к своим объектам, а также демонтировать некоторые свои сооружения, которые по иску «Красноармейца» были признаны незаконными.
«Мы понимаем, что проиграем»
Фермеры считают, что «РуссНефть» решила перейти к силовому методу решения вопроса, чтобы оптимизировать свои затраты. Самат Кускалиев рассказал, что изымаемый у него участок приносит ему 600 тысяч в год за счет аренды. Еще раз заплатив ему 259 тысяч, нефтяники попросту закроют эту статью расходов.
«У кооператива изымается участок площадью 91 га. На нем располагаются три скважины, которые занимают порядка 2–3 гектаров. Остальное идет бонусом. Ничто им не мешало использовать эти участки и дальше, можно было применить альтернативные пути, договор сервитута. Изъятие необходимо, когда других способов уже не осталось», – отметил Кускалиев-младший.
«ФедералПресс» поинтересовался причиной разрыва договоров с фермерами и у самой «РуссНефти». Кроме того, мы спрашивали нефтяников о дальнейших планах по изъятию земель у фермеров, поскольку имеются сведения, что это не последние подобные действия с их стороны. В компании к моменту выхода материала не ответили на запрос.
«Мы не согласны, во-первых, с самим изъятием земли. Во-вторых, с ее оценкой. Мы понимаем, что закон не на нашей стороне и мы проиграем. Но мы готовы идти до конца. Сейчас государство отдает приоритет нефтяникам. Нефть – стратегический ресурс, но разве хлеб таковым не является? Рано или поздно придет понимание, что этот вектор неправилен. К тому моменту у нас на руках будут доказательства, что мы изначально были с этим несогласны», – объяснил свои намерения предприниматель.
Не принимают фермеры также формулировку «для государственных нужд». «РуссНефть» – компания целиком частная, более того, почти половина ее акций принадлежит офшорным структурам, так что говорить о «государственной нужде» вряд ли можно, считают они (по данным самой компании за 2018 год, 23,46 % принадлежит Rambero Holding AG из Швейцарии, 19,19 % – «Белириан Холдингс Лимитед» с Кипра). Суд не усмотрел в этом противоречия. В ответ на доводы фермеров он сослался на энергетическую стратегию России до 2030 года и решил, что изъятие участка соответствует «стратегическим целям и задачам государственной энергетической политики».
Фото: Pixabay.com; Openstreetmap.ru