Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Просто не бизнес. Правительство решило заморозить цены на бензин, чтобы никто не заметил повышения НДС?

Заморозка цен на топливо не приведет к хорошему: ведь это нерыночнй механизм
Цены придется держать таким образом бесконечно долго, разоряя компании

Цены на бензин заморожены до 1 июля 2019 года. Отличная новость для потребителей, если не принимать во внимание, что это тупиковый путь развития отрасли, не рыночный и опасный, – предупреждают опрошенные ФедералПресс эксперты

Нефтяники до конца первого полугодия 2019 года продлят соглашение о стабилизации топливного рынка. Об этом было заявлено во вторник, 27 марта, в ходе совещания, которое вице-премьер РФ Дмитрий Козак провел с представителями нефтяных компаний. Параметры соглашения будут чуть изменены. В обновленном варианте соглашения могут быть снижены темпы увеличения поставок топлива на внутренний рынок, однако пока неясно на сколько именно. «По поводу объема поставок на внутренний рынок мы сейчас в рамках продления соглашения, посмотрим», – сказал глава Минэнерго России Александр Новак.

Зато решено снизить – до 51 тысячи рублей за тонну по бензину и до 46 тысяч рублей по дизтопливу – базовую цену топлива. Это один из главных элементов формулы демпфирующего механизма.
Но, как считают отраслевые эксперты, это минимальные изменения, которые вряд ли повлияют на эффективность механизма и изменят ситуацию в нефтепереработке, которая терпит сейчас существенные убытки.

Все идет не по плану

Напомним, что в начале ноября 2018 года российские власти договорились с нефтяными компаниями о сдерживании цен на топливо. Действие соглашения истекает 31 марта. Кроме того, чтобы предотвратить рост внутренних цен на нефтепродукты или возникновение их дефицита, с 1 января 2019 года была введена принципиально новая система обратного акциза на нефть с демпфирующей надбавкой, которая бы должна снизить влияние мировых цен на нефть на внутренний рынок топлива.

По мнению аналитика АКРА Василия Тануркова, правительство решило продлить соглашения о заморозке цен на топливо, потому что опасается, что демпфирующий механизм не сработает так, как задумано. «Цены на бензин зависят от рублевой цены нефти и остались бы на текущем уровне, даже если бы соглашения перестали действовать. Но если цена на нефть вырастет, а демпфер не сработает, то без соглашений цены на топливо неизбежно вырастут», – считает аналитик.

Однако мера эта не сработала, нефтяники несут сильные убытки.

Давайте разбираться, как они складываются и почему это очень опасно для страны.

экспертное мнение
Дмитрий Минор
27.02.2019, 16:49

«С ценами на топливо – как на пороховой бочке: ждешь, когда рванет»

Начнем с того, что в России производство бензина в России убыточно. Как свидетельствует анализ исследовательской группы «Петромаркет», все НПЗ, ориентированные на его выпуск с последующей поставкой произведенной продукции на внутренний рынок, генерируют отрицательную маржу переработки. По идее, это должен был сгладить тот самый демпфирующий механизм. Но он только увеличивал убыточность поставок бензина на внутренний рынок.И в январе-феврале бензиновая составляющая демпфирующей надбавки оказалась отрицательной. Как оценили в «Петромаркете», производители были вынуждены «доплачивать в бюджет» за каждую тонну реализованного на рынке продукта: 3 600 руб./т в январе и 1 800 руб./т в феврале.

Но бизнес не может долго работать себе в убыток – он разорится. Чтобы АЗС имели хотя бы «выходили в ноль», цены на бензин для автолюбителей придется поднять – на 10 % от текущего уровня, то есть более чем на 4 рубля за литр. Если же, что более вероятно, регулятор заставит операторов АЗС придерживаться текущего уровня цен, то, как считают в Петромаркете, чистая маржа розничной торговли окажется существенно более негативной
Что важнее — экспорт или низкая цена для своих?

Казалось бы ответ очевиден — стране надо и то и другое. Но если рассуждать логически, то надо признать, что в текущих обстоятельствах свобода экспорта автобензина и низкие цены на продукт несовместимы.

Отметим, что убыточность производства автобензина соседствует на рынке с высокой маржинальностью независимых сетей АЗС, которые не присоединились к соглашению о сдерживании цен на топливо. «В среднем по больнице» ситуация кажется устойчивой. Как заявил замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин, АЗС имеют достаточный уровень маржинальной доходности. Он является более высоким, чем бывало в аналогичные периоды прошлых лет. Но чиновник не уточнил при этом, что сети независимых АЗС, занимающие значительную долю российского розничного рынка нефтепродуктов, не участвуют в соглашении о сдерживании цен на топливо. Такие АЗС приобретают у крупных вертикально-интегрированных компаний топливо по «замороженной» цене, а продают его в розницу уже со своей наценкой, включающей тот самый «достаточный уровень маржинальной доходности», о котором заявил чиновник.

Кардинальное решение проблемы лежит в корректировке формулы для расчета бензинового «демпфера». Как считают специалисты, его нужно перевести в положительную зону, а также обеспечить компенсацию производителям автобензина хотя бы половины дисконта в отпускной цене относительно экспортного нетбэка. В этом случае рост цен в опте, хоть и произойдет, но куда более скромный. «Это позволит продавать автобензин на АЗС хотя бы с минимальной прибылью даже при фиксации розничной цены на текущем уровне», – подчеркивают эксперты «Петромаркет».

Это – если просто – не бизнес

экспертное мнение
Сергей Хестанов
27.03.2019, 15:07

«Цены на бензин заморозят за счет наших налогов»

Отметим, что решение продлить заморозку цен на бензин правительство не выглядит рыночным вообще. «Скорее всего, оно связано с желанием сгладить эффект от повышения НДС. Примерно к середине года эффект от роста инфляции из-за НДС будет в основном скомпенсирован, и тогда, скорее всего, переход к более свободному ценообразованию будет воспринят бизнесом и гражданами менее болезненно», – отмечает доцент РАНХИГС, советник гендиректора «ОТКРЫТИЕ БРОКЕР» Сергей Хестанов. «Решение о заморозке позволит растянуть рост цены из-за повышения на 2 п.п. НДС по всему году, а также избежать резких колебаний стоимости топлива и ажиотажа на рынке», – уточняет он.

По данным газеты «Коммерсант», встреча проходила без участия представителей Минфина, которые не согласовали новые параметры демпфирующего механизма. Если же Минфин не одобрит корректировки, никакого соглашения не будет, убежден замглавы Института национальной энергетики Александр Фролов. И тогда уже к маю цены на бензин стремительно взлетят. «Оптовые цены окажутся настолько велики, что подтолкнут рост розничных цен. И рост оптовых цен в первую очередь произойдет за счет роста спроса к лету». Нефть может подорожать в начале мая, когда начнет действовать полный запрет США на закупку иранской нефти, отмечает Танурков.

Но сегодняшнее соглашение – это путь в никуда, ведь придется постоянно продлевать договор, – говорит аналитик «Финама» Алексей Калачев – Пока не удалось найти более рыночные механизмы регулирования отрасли. Правительство хочет продолжать контролировать рынок, боится выпустить его из-под контроля. Но других, более рыночных механизмов, разработано не было».

Сейчас, по данным аналитиков Vygon Consulting, налоговый маневр с начала года принес нефтяникам 55 млрд руб. убытков. Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша подверждает, что у компаний есть прямые убытки и описывает механизм так: «Убытки начинаются, когда они (нефтяные компании — прим.редакции) вынуждены доплачивать, держа низкие цены в рознице из-за высоких базовых цен отсечения, которые были раньше». «Это, конечно, несправедливо и неправильно», – говорит он.

Эксперты отмечают также, что убытки нефтекомпаний приведут, в конечном итоге, к снижению поступлений в бюджет страны.

Фото:Дмитрий Барков / ФедералПресс

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.