РИА «ФедералПресс» продолжает анализировать, как происходит формирование команды нового руководителя Челябинской области Алексея Текслера и какие люди претендуют на соискание высоких должностей.
Среди тех, кто сегодня обивает пороги здания правительственной резиденции на Цвиллинга, 27, и надеется получить приглашение на работу в команду врио губернатора, журналисты информагентства обнаружили не только опытных управленцев, оказавшихся не у дел в силу изменений политической конъюнктуры, не только карьеристов, успевших поработать на соперничавших друг с другом лидеров политических кланов, и откровенных фриков, но и почти забытых участников политической жизни нашей области первой половины 2000-х и даже конца 90-х годов. Подробности – в нашем материале.
Итак, врио губернатора Челябинской области начал формирование команды правительства региона. С первых дней своего назначения Алексей Текслер акцентировал внимание на том, что упор будет сделан на уже имеющих опыт чиновников. Впрочем, для многих это не повод расслабиться. Ряд бывших политиков намерены составить нынешним вице-губернаторам и министрам конкуренцию и активно ищут подходы к новому главе региона в надежде вернуться в кабинеты власти.
Действующим управленцам из числа членов правительства еще предстоит доказать, кто из них достоин остаться в команде молодого руководителя. Кадровый резерв, на который может опереться Алексей Текслер, не велик. В последние годы из региона шел отток крупных руководителей и успешных бизнесменов. С другой стороны, многие из тех, кто в разные годы имел опыт работы на государственной и муниципальной службе, а сегодня трудится в частном секторе региона, успели скомпрометировать себя или же исповедуют устаревшие управленческие взгляды.
«Сладкие сны» Павла Рыжего
Утверждают, что видит себя на одной из ключевых должностей в аппарате и правительстве региона бывший исполнительный директор СПП Павел Рыжий. Даже с поправкой на временами весьма своеобразные нравы провинциальной политики этот управленец выделяется среди других.
Действительно, удивительно, но за свою публичную карьеру Павел Анатольевич успел поработать в командах практически всех (!) челябинских губернаторов. В публичных комментариях Рыжий никогда не упоминает о причинах своей политической гибкости. Наблюдатели же связывают ее с мнимой близостью к «клану Христенко», козырнуть которой челябинец никогда не упускал возможности.
Так, при первом губернаторе Вадиме Соловьеве Павел Рыжий работал в комитете экономики администрации Челябинской области, затем возглавлял фонд имущества области, территориальное управление Фонда имущества Российской Федерации.
В самом начале 2000-х Павел Рыжий – директор по персоналу Челябинского цинкового завода. Трудоустроен на завод, на тот момент принадлежавший УК «ЧТПЗ», как утверждают, по протекции группы Христенко. Между тем, как только в 2009 году УГМК на паях с РМК завершила сделку по приобретению акций крупнейшего производителя цинка – Челябинского цинкового завода, Рыжему указали на дверь. На его место был назначен Константин Розенберг, который, по слухам, все предыдущие годы тянул на себе соответствующий блок в качестве заместителя директора по персоналу.
С июля 2010 по ноябрь 2012 года Павел Рыжий трудится заместителем губернатора Михаила Юревича. Уволен после скандала с хищениями по программе модернизации здравоохранения и ареста министра здравоохранения. «К Павлу Анатольевичу были претензии, в связи с чем он был отправлен в отставку», – рассказывал Михаил Юревич о причинах отставки заместителя.
«Напросился сам, – рассказывали очевидцы об обстоятельствах появления Рыжего в команде экс-губернатора Юревича. – Пообещав, что благодаря вхожести в семью Христенко через Татьяну Голикову сумеет получить для области федеральные деньги для развития здравоохранения. Фактической причиной отставки стали претензии к нему со стороны первого руководителя вкупе с невыполнением данных обещаний».
Уже в 2013 году 52-летний Павел Рыжий – проректор ЧелГУ по общим вопросам. Должность, как рассказывают, создавали специально «под Рыжего». Увы, но и в качестве куратора информполитики вуза, чей руководитель на тот момент был крайне заинтересован в поддержке федерального центра, экс-чиновник не отметился ничем примечательным.
Далее в послужном списке экс-чиновника – ООО «Холдинг Юнона» и должность заместителя генерального директора. О том, чем Павел Анатольевич занимался на этой должности, история умалчивает.
Несмотря на шлейф столь неоднозначных отставок, Рыжий сумел убедить Бориса Дубровского в собственной управленческой востребованности и в июле 2015 года снова вернулся во власть. Он был назначен первым заместителем министра экономического развития области.
Из правительства региона Павел Рыжий был уволен с большим скандалом. Губернатор Борис Дубровский публично обвинил на тот момент уже экс-подчиненного в нарушении служебной этики и закона о государственной службе.
Чуть ранее Рыжий, выступая на комитете ЗСО по промышленности, назвал «сладким сном, не реализуемым в жизни» и «красивой, цветной книгой» разработанную под руководством губернатора стратегию социально-экономического развития области до 2020 года. Позднее он попытался оправдаться, но потом решил уйти «по собственному».
«Человек, который не верит в проект, не должен заниматься его реализацией», – так губернатор Борис Дубровский прокомментировал на аппаратном совещании заявление об увольнении, написанное Павлом Рыжим.
Действительно, ничто не мешало Рыжему критиковать документ до его принятия или предложить свой вариант стратегии, который оказался бы прорывным для экономики и социального сектора области. Увы, этого не произошло.
Публично усомнившись в компетентности своего непосредственного работодателя, Павел Рыжий в глазах многих продемонстрировал свою неспособность работать в команде. Репутация человека, который в любой момент может подставить, закрепилась за отставным чиновником на последующие годы. У наблюдателей и экспертов, кроме того, возник вопрос: а как не имеющий экономического и финансового образования Павел Рыжий был назначен на столь высокую должность в правительстве региона?
Так или иначе, но «сладкий сон» Павла Рыжего и последовавший за оскорбительным высказыванием чиновника публичный скандал стал завершающим в чиновничьей карьере. Между тем ходят слухи, что Павел Рыжий ищет подходы и к новому губернатору, что стало поводом предполагать, что он мечтает о назначении в правительство.
И снова Косилов?
Одним из первых публично напомнить о себе Алексею Текслеру решился уже работавший первым вице-губернатором при Петре Сумине и оставшийся за бортом региональной политики при Михаиле Юревиче владелец агрохолдинга «Равис» Андрей Косилов.
Впрочем, никого из наблюдателей и журналистов его навязчивая настойчивость (недоброжелатели судачат, что за короткое время общения с врио Андрей Косилов успел не только обсудить личный вопрос, но и вручил книгу про бывшего шефа) не удивила. Многие вспоминают, как Андрей Косилов добивался внимания Бориса Дубровского в первые дни его руководства областью.
Кстати, именно при Петре Сумине Андрей Косилов курировал сельское хозяйство, а после отставки неожиданным образом получил в свое владение птицефабрику, в которую несколько лет вливались областные субсидии. А впрочем, сам Косилов говорит, что по «Равису» все законно. Так или иначе весной 2019-го бизнесмен не упустил возможности выступить перед новой властью и напомнить, что аж 14 лет работал в правительстве региона, а также намекнуть на то, что его колоссальный опыт мог бы пригодиться главе региона и сейчас.
В перспективах успеха нового политического проекта Косилова, однако, есть сомнения. Сельское хозяйство в период его работы переживало непростые времена: справедливость распределения субсидий многими ставилась под сомнение. После 2010 года Андрей Косилов оказался фигурантом уголовного дела, его подозревали в покушении на мошенничество: речь могла идти о попытке хищения имущества конного завода «Дубровский». Уголовное дело было закрыто, но и эту историю бывший вице-губернатор пытался интерпретировать в свою пользу, объявив ее попыткой рейдерского захвата его предприятия.
В настоящее время птицефабрика доставляет немало неприятностей местному населению: жители населенных пунктов рядом с сельхозпредприятием задыхаются от зловония, особенно когда куриный помет (жители говорят об отходах «Рависа», Андрей Косилов опровергает это в СМИ) распределяется на поля. Кроме того, Косилов успел наследить и в соседней Свердловской области, где выкупил обанкротившуюся Среднеуральскую птицефабрику: не обращал внимание на предписание об устранении сброса отходов в местный водоем, а когда приставы заварили трубу с вредными сточными водами, перенес убойное производство на Южный Урал.
О тех, кто уехал
Среди тех, кто мог бы с законным на то основанием фигурировать в кадровом резерве любого руководителя региона, можно отметить фигуру Егора Ковальчука. Менее месяца назад он уволился по собственному желанию с поста директора департамента ЖКХ и энергетики Югры. Это произошло менее чем за неделю до назначения Алексея Текслера врио губернатора Челябинской области и было связано с переездом Ковальчука в другой регион. До Югры политик работал в Челябинской области, и довольно успешно. Начав с банковской сферы, в довольно молодом возрасте стал вице-мэром по ЖКХ, потом – по городскому хозяйству, далее – министром промышленности Челябинской области, затем возглавил министерство экологической и радиационной безопасности региона. Южноуральское правительство он покинул с приходом Бориса Дубровского.
Каких-либо претензий к профессиональным качествам экс-министра не высказывалось, в скандалах он замечен не был. Кстати, в минэкологии он выступал за введение раздельного сбора мусора и его переработку. Эта тема после приезда в регион Алексея Текслера вернулась в публичную повестку.
Не стоит забывать и о тех, кто уехал из Челябинской области давно. Один из них – Василий Кичеджи. В 90-х годах он был гендиректором Челябинского тракторного завода, и его опыт промышленника и топ-менеджера – чем черт не шутит – мог бы пригодиться региону. К тому же в бытность своей работы на Южном Урале он прошел сложнейший тест на стрессоустойчивость. Люди из окружения Петра Сумина, который, вероятно, рассматривал Кичеджи в качестве своего политического оппонента (пользовавшийся поддержкой СПП владелец ЧТЗ не без оснований в 1996 году претендовал на пост губернатора), инициировали уголовное преследование бизнесмена. Все обвинения с предпринимателя в последующем были сняты, но спасти завод уже не удалось, и в 1998 году он стал банкротом.
Опыт и компетенции Кичеджи оценили в Санкт-Петербурге: экс-промышленник работал вице-губернатором, до недавнего времени был ректором Академии Штиглица, сейчас возглавляет городской совет сторонников «Единой России». Несмотря на свои 65 лет, Василий Николаевич, как рассказывают, полон сил.
Южноуральцы нередко находят себе применение в других регионах. Так, экс-мэр Чебаркуля Андрей Орлов, увольнение которого сопровождалось различными скандалами и слухами об угрозах уголовного преследования, в настоящее время возглавляет аппарат правительства Тверской области.
Еще один сильный экономист из «старой» команды – бывший первый вице-губернатор (в команде Петра Сумина) Владимир Дятлов. Он ушел из региональной политики при Михаиле Юревиче и не вернулся во время руководства регионом Бориса Дубровского.
В числе тех, кто может вернуться в политическую повестку Челябинской области, опрошенные журналистами «ФедералПресс» эксперты упоминали уроженца Магнитогорска, президента Российской ассоциации по связям с общественностью, член резерва управленческих кадров при президенте России Станислава Наумова. В своем недавнем интервью агентству ЕАН Наумов, незадолго до отставки Бориса Дубровского, признался, что обсуждал в Кремле возможность занять пост главы Южного Урала в 2010 году, а сейчас не рассматривает в качестве возможного такой поворот своей карьеры, так как на второй срок на тот момент собирался Борис Дубровский. Если Наумов не передумает и не решит на выборах составить конкуренцию Алексею Текслеру, то вполне может иметь шанс попасть в шорт-лист при формировании новой команды.
Молодость и опыт
Вероятно, в кадровый long-list формирующегося челябинского кабмина может быть включен и бывший директор Агентства инвестиционного развития Челябинской области Анатолий Лобко. В прошлом году он оставил этот пост в период участия в конкурсе на должность главы Миасского городского округа. Лобко считался основным претендентом, его кандидатуру поддерживал теперь уже бывший губернатор Борис Дубровский, однако депутаты на тот момент «мятежного» города решили иначе. В ходе первого голосования произошел скандал: часть народных избранников просто испортила бюллетени. Процедуру пришлось повторить, и тогда победу одержал местный депутат Григорий Тонких. 31-летний Лобко после этого исчез из публичной повестки. Однако он по-прежнему молод, опытен и амбициозен, что добавляет ему шансов в глазах вероятного работодателя.
А впрочем, нельзя исключать, что ставка будет сделана на опыт. Напомним, ранее эксперты «ФедералПресс» говорили о том, что перед врио губернатора, занятого формированием нового кабинета, неизбежно встает вопрос перезагрузки экономического блока. Собеседники журналистов агентства сходятся во мнении, что если к министру Сергею Смольникову претензий пока нет, то вот вице-губернатору Руслану Гаттарову, вероятнее всего, придется оставить занимаемую должность. И тут Алексею Текслеру могут напомнить о бывшем главе минэконома Елене Мурзиной. После своей отставки она занялась вопросами экономики столицы региона, ушла из публичной повестки. Ее опыт, умение привлекать в регион инвесторов, в том числе иностранных, работать над бюджетом даже в непростые периоды вполне могут заинтересовать нового главу региона.
Эксперт: «Перед командой Текслера стоят очень серьезные задачи»
Политолог Алексей Ширинкин отметил, что пока сложно делать прогнозы относительно кадровых решений Алексея Текслера. Пока было только одно назначение – Борис Видгоф получил пост в руководстве ХК «Трактор». «Мы не знаем ни его критериев подбора кадров, ни его политических симпатий и антипатий. Больше шансов – у представителей средней и молодой возрастной категории управленцев. Странно брать человека достаточно возрастного, учитывая, что будут большие нагрузки. Перед командой Текслера стоят очень серьезные задачи, и интенсивность работы очень напряженная. К возвращению Косилова я отношусь скептически, так как он уже состоялся как руководитель частного хозяйства. Идти на вторые-третьи роли он вряд ли пойдет, а на первые его не возьмут. Егор Ковальчук – более вероятный претендент. Шансы есть у тех, кто не замечен в громких скандалах, к кому нет претензий, нет коррупционного скандала, у хороших промышленников. Кто захочет сам себя проявить, сделает это. Рынок труда в Челябинске не такой большой. Для кандидатов важно отсутствие криминальных связей, политической проблематики, при этом подходящий возраст, готовность работать», – прокомментировал «ФедералПресс» политолог Алексей Ширинкин.
Фото: ФедералПресс/Елена Мицих, сайт правительства Челябинской области, министерства сельского хозяйства Челябинской области, сайт Академии Штиглица