В конце 2017 года областной парламент принял так называемый закон о нижегородской агломерации. В нем речь шла о передаче на региональный уровень градостроительных полномочий Нижнего Новгорода, Дзержинска, Богородского и Кстовского районов. Но агломерация – это не только стройка и планирование территорий, но и производственные, транспортные и социальные связи. «ФедералПресс» узнал, какие шаги предприняли власти для реализации намеченных планов.
Возвращение на землю
Принимая в декабре 2017 года закон о перераспределении градостроительных полномочий, депутаты законодательного собрания Нижегородской области согласились с предложением своего коллеги Юрия Лебедева в феврале-марте 2019 года проанализировать, что изменилось с его принятием. Однако в областном департаменте градостроительной деятельности и развития агломераций «ФедералПресс» сообщили, что принятый закон о нижегородской агломерации не предполагает отчета перед депутатами заксобрания по данной теме. Правительство готово предоставить информацию в рамках отчета главы региона при наличии соответствующего запроса со стороны депутатов.
Юрия Лебедева главным образом интересует количество объектов, которые были построены в 2018 году (или их строительство началось), число выделенных участков и сумма, которую за них получил областной бюджет. Впрочем, большого рывка за прошедшее время парламентарий не ждет. «Требуется время, чтобы эту большую машину запустить. Когда пришел новый губернатор, мы решили его поддержать: пускай попробует. Больших результатов и подвижек нет, потому что нужно время, года мало. Команда формировалась, заместители (губернатора. – Прим. ред.) не так давно пришли. Есть объективные и субъективные причины», – сказал он «ФедералПресс».
Как выяснил «ФедералПресс», министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в прошлом году провело 47 аукционов в отношении 37 земельных участков под возведение объектов капитального строительства в регионе. По их итогам предоставлено 25 участков, сообщили агентству в министерстве. В консолидированный бюджет региона поступило 47,4 млн рублей (в том числе 40,9 млн рублей – в бюджеты муниципального уровня), что на 15,7 млн рублей больше, чем в 2017 году, и на 18,4 млн рублей больше, чем в 2016 году.
Полномочия по заключению договоров о развитии застроенных территорий (РЗТ) остались у муниципалитетов. В прошлом году глава Нижнего Новгорода Владимир Панов признал такую форму застройки города исчерпывающей себя: у инвесторов нет интереса к участию в новых торгах на РЗТ. Из 120 заключенных в 2007–2018 годах договоров на РЗТ в настоящий момент действуют 83, и городская администрация собирается прекратить действие еще нескольких. Однако на недавнем заседании постоянной комиссии городской думы по развитию города, строительству и архитектуре директор городского департамента строительства и капитального ремонта Павел Саватеев рассказал, что администрация будет проводить аукционы на РЗТ с определенной периодичностью. С января 2019 года администрация еще не выставляла на аукцион участки для РЗТ и подготовит первые пять территорий, по которым обеспечена рентабельность и учтены интересы города.
Потенциал есть
Вообще, тактика создания городских агломераций в российских регионах самая разная. Это и специальные нормы об оказании органами госвласти содействия развитию агломераций, и разработка концепции развития агломераций, и межмуниципальные соглашения. Нижегородская область вместе с Приморским краем и Новосибирской областью осуществили перераспределение полномочий, в основном градостроительных, говорит генеральный директор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов. В целом в создаваемых в регионах координационных органах по развитию агломераций эксперт отмечает дисбаланс, который заключается в том, что в них органы МСУ находятся на вторых ролях, а в составе представителей региональной власти доминирует градостроительный блок, а экономический, транспортный и социальный блоки участвуют в меньшей степени.
В Нижегородской области для реализации принятого в 2017 году закона разработан и утвержден ряд административных регламентов, а на апрельском заседании заксобрания принят закон о создании государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, рассказали «ФедералПресс» в областном депграде.
Там сообщили, что проведенный за прошедший период анализ документов территориального планирования и градостроительной документации входящих в состав агломерации муниципалитетов выявил проблемные вопросы и возможные пути развития нижегородской агломерации. В частности, удалось купировать процессы несбалансированного размещения объектов капитального строительства, не обеспеченных социальной и инженерно-транспортной инфраструктурой, подготовлена градостроительная документация в части повышения инженерной обеспеченности территорий.
«В рамках развития и расширения систем электроснабжения, газоснабжения и теплоснабжения утверждено 50 проектов планировки и межевания территории по заявлениям субъектов естественных монополий, физических и юридических лиц, – отметили в областном департаменте. – В настоящее время идет процесс формирования предложений о необходимости корректировки действующих генеральных планов муниципальных образований, входящих в состав нижегородской агломерации, а также разработки новых генеральных планов с целью отображения межмуниципальных объектов инженерной, социальной инфраструктуры и создания единой транспортной сети».
В 2018 году по заданию губернатора Глеба Никитина были разработаны программа комплексного развития транспортной инфраструктуры и комплексная схема организации общественного транспорта, сообщили в министерстве транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области. Предполагается развитие наземного электротранспорта, метрополитена, автобусного транспорта; создание транспортно-пересадочных узлов, ликвидация избыточной задублированности. В частности, для перераспределения пассажиропотока от существующих мостов предлагается строительство канатных дорог.
В министерстве отметили, что третий по величине промышленный центр в регионе – входящий в нижегородскую агломерацию город Кстово – сейчас является единственным городом-спутником Нижнего Новгорода, с которым отсутствует пассажирское железнодорожное сообщение. В связи с этим областное правительство, Горьковская железная дорога и АО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» прорабатывают проект организации пригородных ж/д перевозок на участке Мыза – Кстово и строительства транспортно-пересадочного узла в Кстове.
А вот включение дополнительных территорий в состав нижегородской агломерации, например, Бора, на сегодняшний день в повестке не стоит.
По словам Александра Пузанова, процесс формирования агломерации имеет начало, но не имеет конца за счет постоянных процессов интеграции и появления новых зон специализации.
«Объективные процессы формирования нижегородской агломерации, без сомнения, идут, по сравнению с другими она занимает средние, но неплохие позиции, – оценивает происходящий в регионе процесс эксперт. – Не так много отраслей там первого эшелона, высокопроизводительных рабочих мест в сравнении с другими агломерациями, но потенциал, безусловно, есть. И здесь начинать можно вообще с обсуждения перспективных специализаций вплоть до промышленной политики в разных муниципальных образованиях. Что, скажем, делать Дзержинску в составе нижегородской агломерации, какие функции он может выполнять исходя из своего потенциала, взять на себя с учетом того, что у него сокращаются традиционные отрасли и специализации в рамках агломерации?».
Фото: нижнийновгород.рф. Инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова