Памятник Эльтигенскому десанту «Парус» в Керчи, который отреставрировали несколько лет назад за 20 млн рублей, начал рассыпаться. Архитектор монумента назвал его реставрацию кощунством, а крымские историки говорят о том, что изначально памятник был даже в лучшем состоянии, чем теперь. Печальна ситуация и с Митридатской лестницей в Керчи, которую еще несколько лет назад просил отреставрировать лично Путин. Что происходит с реставрацией исторического достояния и куда уходят выделенные Москвой деньги – в материале «ФедералПресс».
Вопросом разрушения памятника Эльтигенскому десанту в Керчи, пережившего горе-реконструкцию, наконец-то заинтересовались власти. После долгих попыток достучаться до главы республики процесс восстановления исторического монумента может быть решен. Глава Крыма дал поручение министерству культуры разобраться с ситуацией и пообещал, что до 75-й годовщины освобождения Керчи 11 апреля 2020 года памятник будет восстановлен в должном виде.
В августе мэр Керчи Сергей Бороздин и заместитель начальника управления музейного, библиотечного дела министерства культуры республики Сергей Патрушев провели совместное совещание. Сумма новой реконструкции и подрядчик пока неизвестны; скорее всего, речь опять идет о нескольких миллионах рублей. Процесс будет вестись под контролем Генеральной прокуратуры России и Министерства культуры. Проект подготовит автор монумента Леонид Тазьба. Правда, подрядчик, потративший 20 млн бюджетных рублей на работы сомнительного качества, продолжает выполнять госзаказы.
Пробили кувалдой и обклеили тряпками
О скандальной реконструкции одного из знаковых объектов исторического и культурного наследия Крыма – 22-метрового монументального комплекса «Героям Эльтигенского десанта» – за пределами Керчи известно мало. Работы начались в 2016 году. Тогда стала активно подниматься тема аварийного состояния монументального обелиска. Говорили о том, что подпорные металлические конструкции выломаны, арматура украдена, а сам памятник вот-вот рухнет на головы туристов. В этом уверял и заместитель главы администрации города Андрей Самбай. Однако прибывшие на место эксперты, в числе которых был и сам автор проекта, эту информацию опровергли. При этом отметив, что памятник требует проведения некоторых ремонтных работ – восстановления покрытия защитного слоя, контура насыпного холма под плитой, бронзовых надписей на барельефной стене, похищенных в 90-е годы.
Крымские власти решили иначе, заказав масштабные реставрационные работы на сумму 19,6 млн рублей.
«Работы требовались небольшие, но почему-то кто-то решил, что памятник может рухнуть. Был вопиющий непрофессионализм при проведении экспертизы, которая основывалась то ли на слухах, то ли на желании заработать, – в этом пусть прокуратура разбирается. Экспертизу проводили люди, не имевшие на это лицензии. В итоге дали разрешение на реставрацию, которая стала вредоносной для памятника», – рассказал председатель Русской общины Крыма в Керчи, член Общественного городского совета Валерий Плотников.
Проект с автором памятника Леонидом Тазьбой, который был возмущен проводимыми работами, никто не согласовывал вопреки действующему закону об авторском праве. Подрядчик, которым была выбрана симферопольская компания ООО «Век», начал работы с изучения внутреннего устройства памятника с помощью кувалды, автогена и отбойного молотка. В результате этих действий поверхность памятника в некоторых местах была повреждена, там появились дыры, была также нарушена целостность железобетонной структуры и зачем-то вырезана молниезащита. Дыры были заделаны не бетоном на портландцементе, как при возведении памятника, а замазаны штукатурным раствором.
«Памятник начали ломать кувалдой с целью определить, не заржавела ли там внутри арматура. Как она могла заржаветь, если при строительстве использовали цемент и арматуру высшей марки в руку толщиной? Чушь какая-то!» – возмутился Плотников.
Как рассказывают эксперты, за выделенные из бюджета 20 млн рублей памятник обмотали матерчатой штукатуркой, а буквы на барельефе не отлили в бронзе, а приклеили пластиковые. В итоге сегодня буквы отваливаются, а штукатурка осыпается. По словам председателя местной общественной организации ТОС «Эльтиген» Юрия Коваленко, жители Героевки периодически подклеивают отваливающиеся буквы. Историк Эдуард Десятов, представляющий в Крыму Леонида Тазьбу, называет произошедшую реконструкцию «преступлением» и «надругательством над памятью».
«Это единственный в мире памятник, обмотанный тряпками. Они так деньги могли отмывать. Меньше всего думали о том, чтобы восстановить нашу славу, а больше о том, как сделать попроще и побыстрее, чтобы положить в карман деньги. Такое мнение у всех, в том числе и у полковников Южного федерального округа, которые приезжали с проверкой к «Парусу», – говорит Десятов.
Несмотря на обращение Тазьбы в прокуратуру, к Владимиру Путину и Сергею Аксенову, реконструкция «Паруса» продолжилась. Управление единого заказчика администрации Керчи продлило контракт с фирмой «Век». На протяжении трех лет никаких действий по возмещению средств, потраченных на работы, и восстановлению монумента не предпринималось.
Новые госзаказы
По словам Плотникова, прокуратура провела проверку и установила, что из-за действий подрядчика изменился внешний облик мемориального комплекса, а также нарушена целостность бетонных конструкций. По результатам проверки сделано заключение, что «незаконные действия сотрудников Госкомитета привели к неэффективному использованию бюджетных средств, выделенных по ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя до 2020 года». Имеется в виду Государственный комитет по охране культурного наследия РК.
«Компания «Век» была дважды оштрафована. Насколько я знаю, находится в розыске. Они еще умудрились провести какие-то восстановительные работы на исторических колоннах в Пантикапее. Тоже они ничего толком не сделали и убежали», – говорит Эдуард Десятов.
Однако, вопреки словам Десятова, подрядчик работ по реконструкции «Паруса» симферопольская компания ООО «Век» сегодня значится исполнителем в четырех госконтрактах по ремонту и реконструкции зданий и памятников в Крыму. В их числе и реставрация объекта культурного наследия регионального значения «Пританей, II в. до н. э.», о колоннах которого упоминал историк. Это фрагменты колоннады перистильного двора. Сумма контракта – 867 тысяч рублей.
«Век» также является поставщиком в 30 государственных контрактах на общую сумму 513 млн рублей. Эта же компания проводила противоаварийные и предпроектные реставрационные работы на объектах культурного наследия вилла «Ксения» в Симеизе, крепость Ени-Кале 1703 года в Керчи, дом Шлее в Симферополе и других. Учредителем компании является Антон Кузенский, вице-президент СРО ассоциаций «Строители Крыма» и «Проектировщики Крыма», владелец юридической компании «Гарант-С» и президент Федерации вейкбординга и горнолыжного спорта в Крыму.
И Митридатская лестница тоже
Эдуард Девятов опасается, что история, случившаяся с памятником «Парус», может повториться во время реконструкции Митридатской лестницы, которая никак не может начаться. О своих опасениях он сообщил Сергею Аксенову: «Мы видим и на примере реконструкции Митридатской лестницы, что деньги уходят в никуда».
Но глава региона ответил, что ничего в никуда не уходит, правоохранительные органы во всем разберутся, а все работы сделают вовремя, в том числе на Митридатской лестнице в Керчи. Причины сомневаться в последнем у общественности есть.
Напомним, Митридатская лестница находится в аварийном состоянии уже несколько лет. В 2015 году обрушилась часть лестницы, а в склепе Деметры, входящем в архитектурный комплекс, возникла глубокая трещина, которая влечет за собой дальнейшие разрушения. Срочные противоаварийные работы провели, но реконструкция так и не началась, несмотря на прямой указ президента Владимира Путина в сентябре 2016 года. Путин поручил Аксенову провести реконструкцию исторического памятника до конца 2018 года, обозначив, что на эти цели Москва передаст Крыму 1,5 млрд рублей. В 2017 году Аксенов пожаловался, что Крыму было выделено слишком мало средств на разработку проектно-сметной документации, на выполнение проектно-изыскательских, первоочередных противоаварийных и реставрационных работ – всего 15,6 млн рублей. Ориентировочная сметная стоимость проекта, по заключению госэкспертизы, составила тогда 1,136 млрд рублей. Подрядчика на разработку проектно-сметной документации начали искать только в середине 2017 года. Однако определить его тогда не удалось, тендер аннулировали.
Сегодня комитет конкурентной политики Республики Крым снова объявил тендер на разработку научно-проектной документации и проведение производственных, в том числе первоочередных противоаварийных, работ по сохранению Митридатских лестниц в Керчи. Правда, общая сумма контракта уже уменьшилась почему-то почти вдвое – до 652,9 млн рублей. Выполнить реконструкцию должны до 30 сентября 2020 года. Финансирование идет в рамках ФЦП.
«Реставрация так и не началась за все это время, зато 169 млн рублей Комитет по охране культурного наследия потратил на работы, которые совершенно не имели отношения к Митридатской лестнице. За эти деньги компания «Миандр» пробурила скважины в горе Митридат, залила их бетоном с целью укрепления склона, которого не требовалось, так как лестница находится в стороне. Кроме того, гора пронизана склепами сарматской эпохи – они лили бетон в эти склепы, не зная об их существовании. Это абсолютное невежество», – отметил Десятов.
По мнению керченского общественника Константина Ерманова, история с реставрацией памятника Эльтигенскому десанту может повториться и с Митридатской лестницей. Причин несколько: несовершенство ФЗ-44, о котором говорят все эксперты, невысокое качество работ, которое выполняют местные подрядчики, и халатное отношение руководства к контролю за процессом.
«В ситуации с «Парусом» основная сумма осела в кармане генподрядчика, а крохи отдали субподрядчику. За эти копейки работы и сделали. Плюс плохая работа Технадзора, который был не вправе принимать работы такого качества. По идее Технадзор необходимо лишить лицензии, а фирму обязать переделать. Но этого не происходит. В Крыму это сплошь и рядом. Технадзор и власть тесно связаны, и прокуратура почему-то, как правило, не реагирует», – считает Ерманов.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева.