Расследование причин попадания загрязненной нефти в магистральный нефтепровод «Дружба» зашло в тупик. Эксперты обращают внимание на технические нестыковки и поэтому не склонны верить, что причиной ЧП, вызвавшего международный скандал, стала диверсия. Сомнению подвергается также и официальная версия, согласно которой обвиняемые пытались скрыть хищения на узле приема нефти в Самарской области, влив в него вместо углеводородного сырья хлорорганический химикат дихлорэтан. Участники отрасли, основываясь на собственном опыте, считают, что обвиняемые по делу о грязной нефти не смогли бы отравить порядка 5 млн тонн нефти хотя бы из-за ограниченности собственных возможностей.
По словам Сергея Егорова, адвоката одного из фигурантов дела о загрязнении нефти Романа Трушева, через узел слива, принадлежащий «Нефтеперевалке», можно принимать и сдавать на транспортировку в перекачивающую станцию «Лопатино» не более 1 млн тонн нефти в год, то есть в среднем около 2800 тонн в сутки. Общая емкость 16 резервуаров «Лопатино» составляет 480 тысяч кубометров, но для слива в нефтепровод используется только один – емкостью 30 тысяч кубических метров. Таким образом, для накопления в резервуарах «Лопатино» и прокачки 5 млн тонн нефти при ежедневной поставке «Нефтеперевалкой» через этот узел 2800 тонн в сутки понадобилось бы 1785 суток, или почти 5 лет.
Минимум миллиард долларов. Чем может закончиться для «Транснефти» история с грязной нефтью
Запятнанная «Дружба». Дело труба
Хлорное обострение. В Европу снова идет грязная нефть
Почему «Транснефть» заставила Европу искать альтернативные пути поставки нефти?
Уход от ответственности. Чем грязная история «Транснефти» грозит имиджу России
Эксперты пытаются ответить на вопрос, где проходят границы ответственности «Транснефти» и какими мотивами руководствовались истинные виновные: была ли это умышленная порча стратегического экспортного сырья или банальное разгильдяйство.
По следам умышленного вброса
Международный скандал, связанный с экспортными поставками грязной нефти из России по нефтепроводу «Дружба», разгорелся 19 апреля нынешнего года, когда представитель «Белнефтехима» объявил, что поступающая в Белоруссию нефть зашкаливает по уровню загрязнения хлорорганическими соединениями. По меркам межгосударственного стандарта химические реагенты превышали норму в 20 раз. Белорусская сторона выступила с заявлением, что общее количество загрязненной нефти может достигнуть 5 млн тонн, для чего понадобилось бы около тысячи тонн хлорорганики. В результате, отметили в «Белнефтехиме», из-за некондиционного сырья из строя вышла часть оборудования на Мозырском НПЗ. В «Транснефти» отреагировали на ЧП. Официальный представитель компании Игорь Демин заявил, что ядовитые примеси были вброшены в трубопровод «Дружба» в Самарской области через небольшую компанию ООО «СамараТрансНефть-терминал», которая занимается обслуживанием нескольких мелких нефтедобывающих компаний. При этом представитель «Транснефти» подчеркнул, что сделано это было умышленно. Далее информация об идущей из России загрязненной нефти стала новостью номер один в европейских странах, где забеспокоились, что скоро объемы этой нефти дойдут и до местных НПЗ, традиционно работающих на российском сырье.
Протяженность «Дружбы» от нулевого километра в Самарской области до Мозырского НПЗ составляет 1792 км. При средней скорости движения нефти в трубопроводе 6–8 км/ч получается, что отравленная под Самарой нефть дойдет до Мозыря за 10–12 суток. Соответственно первичное загрязнение на самарском узле подготовки нефти можно датировать примерно 7–8 апреля. Выяснив эту арифметику, в «Транснефти» подсчитали, что «диверсия» произошла по вине упомянутого «СамараТрансНефть-терминала». Позже выяснилось, что эта компания действительно обслуживала несколько малых нефтедобывающих компаний, принимая их нефть, доводя до нужной кондиции, а затем через свой узел слива передавая «Транснефти». Однако на деле оказалось, что данный технологический узел уже давно принадлежит другому предприятию – ООО «Нефтеперевалка», которое и обслуживало нефтедобытчиков. На узел нефть подается в автоцистернах, а затем после подготовки передается на нефтеперекачивающую станцию «Лопатино», которая принадлежит куйбышевскому филиалу дочернего предприятия «Транснефти» – «Транснефть-Дружба». Далее также выяснилось, что еще в 2018 году «Нефтеперевалка» заключила с дочерним предприятием «Транснефти» договор, по которому специалисты станции «Лопатино» не только принимали поставляемую нефть в свой резервуарный парк, но и каждые 12 часов проводили химический анализ поставляемой нефти. Стоимость контракта по определению качества сдаваемой нефти составляла порядка 920 тысяч рублей ежемесячно.
Работа на доверии себя не оправдала
Вскоре после разразившегося скандала президент «Транснефти» Николай Токарев на встрече с российским президентом Владимиром Путиным рассказал, что товарную подготовку нефти, контроль ее качества и сдачу ее в магистральные нефтепроводы осуществляют якобы сами нефтедобывающие компании либо посредники типа ООО «Нефтеперевалка». Таким образом, именно на их плечах лежит тяжесть вины за попадание некондиционной нефти в магистральную трубу. Токарев добавил, что фактически система работает на обоюдном «доверии».
Такое объяснение не было оценено отраслевыми аналитиками, которые напомнили, что сам технологический процесс попадания нефти в магистральную трубу является непрерывным смешиванием разных сортов нефти, чтобы обеспечить в итоге приемлемость качества экспортной смеси.
Диспетчеры «Транснефти» осведомлены о химическом составе нефти с каждого участка месторождений, а доведение нефти до требуемой кондиции осуществляется не только сдающими сырье компаниями, но и в резервуарах головных диспетчерских нефтеперекачивающих станций. При этом в каждом хранилище установлен промышленный анализатор содержания посторонних примесей. Исходя из этого «Транснефть» должна была располагать оперативными данными о качестве поступаемой нефти с разных точек магистрального нефтепровода. Кроме того, по пути следования «Дружбы» на российской территории расположен ряд крупных диспетчерских станций, которые должны были контролировать качество перегоняемой нефти. Однако ни на одной из 15 станций, расположенных по ходу движения «нефтяной пробки», не сработали автоматические анализаторы качества нефти, призванные перекрывать транспорт нефти в случае ее несоответствия параметрам ГОСТ.
Провернуть столь продолжительную и масштабную диверсию силами нескольких сотрудников дочернего общества довольно трудно. Первый звонок о загрязненной нефти поступил только из Белоруссии.
«Некондиционная нефть шла потоком, создавая впечатление, что ее загрязняли не в одном месте. Умышленное вливание тысячи тонн химикатов, способных отравить 5 миллионов тонн нефти, можно было бы осуществить, если вливать понемногу в резервуары сразу нескольких перекачивающих станций», – рассказал кандидат технических наук Моисей Гельман на пресс-конференции «Замалчиваемые факты скандального загрязнения нефтепровода «Дружба».
По его мнению, если взять за основу версию о целенаправленной диверсии, то вброс грязной нефти, обнаруженный спустя 12 дней, может быть возможен только при согласованности действий «неких лиц в обоих государствах, чего быть не могло».
Поэтому неудивительно, что поиском виновных занялись на первичном пункте слива нефти под Самарой. По версии следствия, с августа прошлого года по апрель 2019-го «преступное сообщество» похитило нефть на один миллион рублей. При существующих ценах на нефть подозреваемые должны были похитить порядка 30 тонн сырья. Чтобы возместить неучтенную нефть, «втемную» понадобилось бы слить столько же химикатов. Казус в том, что дихлорэтан, обнаруженный в нефти, стоит дороже самой нефти, поэтому замещать им украденную нефть нелепо.
Источник на нефтяном рынке рассказал «ФедералПресс», что сделать это за короткое время нереально, поскольку хлорорганика в больших количествах плохо растворяется в сырой нефти. При попытке слить ее в узел приема нефти она пойдет «комком», что будет незамедлительно замечено на узлах учета. В случае же постепенного и регулярного подмешивания, опять-таки, непонятно, почему непригодную нефть обнаружили только в апреле в Белоруссии. Более того, собеседник вообще поставил под сомнение, что источником загрязнения является непременно Самарская область, куда нефть стекается с семи направлений – от Западной Сибири до Казахстана. Также эксперты сходятся во мнении, что по истечении четырех месяцев с начала следственных действий найти конкретные доказательства виновности или невиновности конкретных лиц практически невозможно.
«Сейчас время стирает все доказательства. Складывается впечатление, что время работает на презумпцию виновности лиц, проходящих по этому делу. Хотя вряд ли бы нашелся такой камикадзе, который в здравом уме целенаправленно загрязнил бы трубу. Любой задействованный в этом бизнесе понимает, что правда все равно всплывет», – сказал адвокат Сергей Егоров.
Чтобы минимизировать последствия загрязнения трубопровода «Дружба», руководство «Транснефти» снизило объемы пускаемой в магистраль нефти от российских компаний. В результате НК срочно пришлось сокращать собственную добычу и, как следствие, свои доходы. В частности, 9 июля «Роснефть» сообщила, что компании пришлось снизить добычу на «Юганскнефтегазе» именно из-за того, что система нефтепроводов «Транснефти» забита «большими объемами суррогатной нефти».
Эксперты обратили внимание на последнюю направленную в правительство инициативу «Транснефти», которая смогла бы исключить повторение апрельского ЧП. В частности, в ней говорится о желании транспортной монополии получить в операционное управление пресловутые узлы сдачи нефти в магистральную систему трубопроводов. Из 237 подобных узлов монополия владеет 85. Оставшиеся находятся в собственности нефтяных и других компаний и структур. В случае, если предложение «Транснефти» будет принято, нефтяникам придется в обязательном порядке заключать с монополией договоры о приеме нефти и оказании операторских услуг. По задумке компании, централизация приведет к повышению качества исследования получаемой нефти. Предложения «Транснефти» стали ответом на инициативу участников рынка по созданию независимой системы оценки качества нефти в трубе с привлечением профессиональных сюрвееров. По сути «Транснефть» стремится полностью монополизировать функцию контроля качества, удалив из этого процесса не только нефтяные компании, но и независимых оценщиков.
Стремление транспортной монополии единолично распоряжаться нефтяными потоками вполне понятно, ведь для «Транснефти» это отдельный вид бизнеса: по данным следствия, за временное отключение приборов учета сотрудники «Транснефти» просили у компаний от 100 до 200 тысяч рублей. Учитывая объемы нефти, ежедневно перекачиваемые через систему «Транснефти», суммы таких дополнительных поступлений могут быть вполне сопоставимы с официальным бюджетом монополии.
Фото: ФедералПресс / Дмитрий Барков