Top.Mail.Ru
Общество
Кировская область
0

«У нас очень мало времени». Кировские власти надеются спасти перевозки с помощью единой транспортной компании

автобус
В правительстве пообещали субсидировать деятельность единой транспортной компании

В Кировской области не первый месяц активно обсуждают создание единого перевозчика, который должен решить финансовые проблемы транспортных предприятий региона и расширить «дырявую» маршрутную сеть. Правда, ложку дегтя добавляют эксперты, которые прогнозируют рост тарифов и немалые субсидии, без которых областной перевозчик не сможет существовать. Подробности – в материале «ФедералПресс».

«Идем на поводу у жителей»

Вчера в Кирове состоялось заседание дискуссионного клуба «Так-то да!». На этот раз темой для обсуждения стало развитие транспорта в регионе. Эксперты затронули проблемы междугородних перевозок, перспективы работы аэропорта Победилово, однако самые жаркие споры вызвал вопрос о создании в регионе единого оператора. Почти все эксперты, которые брали слово, говорили, что за счет объединения можно решить транспортные проблемы и областного центра, и районов.

Первым из экспертов слово взял кировский общественник, координатор движения «Красивый Киров» Анатолий Курбатов. Он отметил, что жители Кирова могут уехать из любого района в любой район без пересадок, хотя в «продвинутых» городах такая схема давно не используется. Идеальным вариантом, по словам активиста, являются укороченные маршруты, которые эффективно работают благодаря наличию продуманных тарифов и пересадочных узлов. Такую схему, напомним, городские власти предлагали реализовать в Кирове, однако позже отказались от этой идеи из-за недовольства горожан.

1da46868eacbc9edcef0b48f3bf90a17.jpg

«Мы идем на поводу у жителей и делаем маршруты из одного конца города в другой. В итоге пассажир 15 минут ждет свой автобус, пока перед ним проезжает пять - десять машин, которые уезжают полупустые, – говорит Курбатов. – Они возят воздух, жгут бензин – это совершенно неэффективная система. Недавно в Кирове была разработана новая маршрутная сеть, которая, к сожалению, не была принята. Нам казалось, что мы разработали удачную маршрутную сеть, но была провалена информационная работа, а жители не хотели сами разбираться в этой проблеме.

Курбатов также отметил, что городу нужно переходить на контракты, при которых подрядчик не зависит от количества перевезенных пассажиров.

«Единственный вариант, при котором общественный транспорт работает как часы, – это когда существует единый перевозчик. Создается один центр, который контролирует автобусные, железные перевозки, подвоз в аэропорт. Конкуренция в этом сегменте не работает», – добавил общественник.

«Бездействие порождает ликвидацию»

Не менее серьезные проблемы волнуют жителей районов, которые иногда вообще не имеют возможности добраться до Кирова на легальном общественном транспорте. Представитель Вятскополянского района рассказал участникам круглого стола о состоянии местной автоколонны. Он отметил, что за последний год в местном АТП значительно снизилось количество маршрутов и перевезенных пассажиров, а также численность работников предприятия.

«В 2014 году вышло постановление, которое вызвало снижение пассажирских перевозок. Те льготники, которые раньше пользовались правом преимущественного проезда, сейчас получают денежную выплату, – констатировал представитель района. – Кроме того, с 2015 года у нас активизировались нелегальные перевозчики. Когда летом нелегалы уезжают в отпуска, прибыль нашего предприятия увеличивается практически в два раза. В прошлом году во время отдыха нелегалов автоколонна, которая в сутки зарабатывает 30 тысяч, начала привозить по 80 тысяч рублей. Действующее законодательство не позволяет нам как-то ограничить деятельность нелегалов. Сегодня долги нашего предприятия составляют 4,7 млн рублей – с прошлого года они выросли в три с лишним раза. Думаю, эту деятельность нужно передавать единому оператору».

Заместитель министра транспорта Кировской области Юлия Попова отметила, что глобальных проблем в отрасли две: это износ автопарка, который достигает 85 %, и отсутствие обеспечения транспортной доступности – жители некоторых муниципалитетов не имеют возможности добраться в райцентр. Для обновления автопарка нужно закупить около 400 автобусов и 35 троллейбусов. За один год приобрести такое количество техники регион не сможет, на это потребуется как минимум пять лет.

Решить вышеперечисленные проблемы в минтрансе планируют с помощью создания единой транспортной компании.

«Мы вели переговоры с банками, и они готовы вступить в программу лизинга, если будет единая компания, – добавила Попова. – Такая компания сможет обеспечить безопасность перевозок пассажиров, оперативность замены транспорта в случае его поломки. Сегодня создается рабочая группа, которая рассмотрит и плюсы, и минусы этой системы. Однако нам нужно как можно быстрее встать на эти рельсы. У нас очень мало времени, поскольку бездействие порождает ликвидацию автотранспортных предприятий в районах. На сегодня уже четыре организации проходят такую процедуру: Санчурск, Яранск, Кикнур, Омутнинск».

Мэр Кирова Елена Ковалева отметила, что процедура создания единого оператора несколько затянулась и для областного центра это может вызвать некоторые сложности. В декабре истекает срок контрактов с перевозчиками, которые обслуживают общественный транспорт в Кирове, и администрация должна вскоре провести торги.

Анатолий Курбатов возразил, что торги можно перенести на полгода, заплатив небольшой штраф, если есть цель сделать все под единую компанию. Эту точку зрения поддержал председатель правительства Кировской области Александр Чурин.

«Мы думаем, что нужно сделать небольшую паузу для того, чтобы принять правильное управленческое решение, – заявил он. – К середине ноября мы будем понимать предложения банков по лизинговым схемам, по срокам поставки транспорта в область. Если мы на полгода сдвинем проведение конкурса по городским маршрутам, мы успеем к этому времени создать единую компанию на базе АТП или КПАТ.

«Бюджет не резиновый»

Однако среди участников круглого стола нашлись и те, кто не в восторге от замыслов чиновников.

«В единое предприятие с удовольствием вольются все муниципалитеты, потому что их финансовое положение сложное. Частников вы туда не пустите, потому что денег хватит только на муниципалов, – высказался блогер Лев Саламатов. – Скорее всего, возрастет нагрузка на бюджет. Бюджет не резиновый. Вы скажете: «Ребята, делайте разумную достаточность: либо поднимайте тариф, либо сокращайте количество транспорта». Придется либо повышать тариф, либо сокращать бюджеты. Вы говорите, что мы сделаем доступность, но доступности не будет в этом случае».

Впрочем, слова Саламатова возмутили представителей районов, которые заявили, что вскоре закроют свои автотранспортные предприятия, если ничего не делать. Губернатор Игорь Васильев заметил, что ничего плохого в субсидировании общественного транспорта он не видит.

01dedf810130bc41f5b3422f7896fe7c.jpg

«Есть такая штука – сельские малокомлектные школы. Их можно закрыть, а можно помочь с финансированием и сохранить сеть школ в районе, [так и с транспортом]. Что тут плохого?» – удивился Васильев.

«Субсидирование общественного транспорта – это абсолютно нормальная ситуация. Для чего тогда нам бюджет нужен? Ничего плохого в этом нет. Мы снизим нагрузку на муниципалитеты», – согласился Чурин.

Дискуссию продолжил директор Центра жилищной экономики и структурного развития региона Михаил Шевелев. Он отметил, что для закупки такого количества транспорта требуются существенные инвестиции, речь может идти о миллиардах рублей. Естественно, возникает вопрос, как эти затраты скажутся на тарифах при общем снижении пассажиропотока.

«Вопрос распределения субсидий тоже требует детальной проработки. Кроме того, у нас пока не появилась транспортная стратегия региона, а без нее обсуждать место единого перевозчика в общей системе экономики Кировской области странно, – высказался Шевелев. – Последнее: 400 единиц транспорта – это две трети парка, который сегодня существует и находится в собственности малого и среднего бизнеса. Эти люди создают рабочие места, платят налоги и должны поддерживаться областью. [Пока не ясно], как будет осуществляться взаимодействие с ними».

Александр Чурин пояснил, что на многие из заданных вопросов ответит созданная в ближайшее время рабочая группа: «Там будут представлены экономические расчеты, обосновывающие целесообразность введения этой модели. Мы просчитаем тариф, маршруты и объем субсидий, необходимых для нормального функционирования предприятий».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.