Top.Mail.Ru
Экономика
Свердловская область
0

Откуда на Среднем Урале поддельный сыр: «Выгодно фальсифицировать самое дорогое»

Покупательница сыра
Растущие цены разжигают аппетит фальсификаторов

В Свердловской области все чаще находят поддельные сыр и сливочное масло, хотя случаев фальсификации других продуктов – тушенки, колбасы, рыбы – становится меньше. О том, где есть риск столкнуться с ненастоящим сыром, какие сложности вызвала система «Честный знак» и как число фальсификаций связано с ценовой политикой магазинов, – в материале «ФедералПресс».

Поддельное масло в школах и больницах

Как сообщил замруководителя управления Роспотребнадзора по Свердловской области Илья Власов, в целом в прошлом году количество фальсификаций на рынке снизилось: если в 2021 году подделку находили в каждой сотой пробе, то в 2022-м – только в каждой 161-й. При этом практически весь фальшивый сыр и сливочное масло попадает на Средний Урал из других регионов. Как правило, вместо молока для приготовления «сыра» и «масла» используют более дешевое растительное сырье. Из-за пределов области везут и другие некачественные продукты – например, содержащие пестициды и антибиотики.

Ранее о случаях фальсификации сливочного масла неоднократно сообщало свердловское управление Россельхознадзора. Примечательно, что часто такой продукт поступает в школы и больницы. Например, неделю назад выяснилось, что в областную больницу № 1 привезли четыре центнера масла от несуществующего предприятия «Сити-лидер».

«Самая большая доля расходится по социальным каналам – это садики, школы. Там лишь бы накормить детей, к тому же формально это безопасно – ведь если ты съешь растительный жир вместо молочного, ничего не случится», – подтверждает председатель областного союза предприятий молочной промышленности Игорь Пехотин.

Судя по всему, легальные производители пока не очень понимают, как бороться с фальсификатом. Например, тот же Пехотин вернулся к заезженному предложению запретить термин «растительное молоко». В свое время тема обсуждалась на федеральном уровне – тогда лоббисты требовали от сети кофеен Starbucks переименовать соевое молоко в своем меню. Кофейни предложение не оценили, а затем и вовсе ушли из России.

«Все, что сделано с применением растительных жиров, не должно называться молоком. Пусть будет растительная суспензия, шейк или что угодно», – заявил Пехотин.

«Честный знак» оказался импортным

Пока одним из основных инструментов борьбы с фальсификациями является система маркировки «Честный знак», которая передает данные о товарах в единую информационную базу. Ее оператор – Центр развития перспективных технологий, основным владельцем которого является миллиардер Алишер Усманов. В прошлом году с резкой критикой «Честного знака» выступил член свердловской общественной палаты, владелец «Талицкого молока» Юрий Окунев: он подсчитал, что маркировка увеличивает стоимость каждой единицы товара на 60 копеек.

Игорь Пехотин согласен с тем, что затраты на «Честный знак» слишком велики, учитывая в целом небольшое количество фальсификаций в Свердловской области. Впрочем, он отмечает, что сейчас власти компенсируют затраты на маркировку. Главная проблема, по его словам, – то, что вся технология базируется на импорте: от красок, которыми наносится маркировка, до камер, которые должны ее считывать.

«Некоторая странность была заложена базово. Это правильный подход, но он в очень высокой доле оказался завязан на все импортное – все эти термоленты, считыватели. Правильно было бы это запускать, когда было бы придумано российское обеспечение», – согласилась с Пехотиным уполномоченная по правам предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх.

Она сравнивает «Честный знак» со скандальной системой сбора денег с грузовиков «Платон»: там тоже есть частный оператор, лоббировавший ее скорейшее введение, а приборы для регистрации закупаются за границей.

Растущие цены

Популярность фальсификатам могут добавлять и растущие цены в магазинах. Хотя надои молока в Свердловской области растут, а закупочные цены падают, на рознице эта скидка не сказывается, говорят поставщики.

«Цены на молоко падают у производителей, а в магазинах – нет. Наценка на сыр в магазине может составлять 80 %», – объяснял в феврале корреспонденту «ФедералПресс» директор фирмы «Успех-Молоко» Сергей Минаев.

Особенно это касается кисломолочных продуктов вроде сметаны или тех же масла и сыра. Если цены будут расти, народ может перейти на суррогаты, считает Игорь Пехотин.

«Выгодно фальсифицировать самое дорогое», – объясняет популярность поддельного сыра Елена Артюх.

Как повлиять на розницу, пока тоже неясно: ценовая политика магазинов мало зависит от производителей. Если сливочное масло и молоко входят в перечень социально значимых товаров, на которые власти могут установить максимальную розничную цену, то сметана или сыр – уже нет.

«Магазины знают, что к ним не придет за молоком больше людей, чем сейчас, если они опустят цены. Придут те же условные сто человек, только вместо двух рублей с каждой покупки магазин будет иметь рубль и просто потеряет сто рублей», – сетует Игорь Пехотин.

По его словам, в ближайшее время ситуацию будут обсуждать на совещании в правительстве Свердловской области.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Александр Калинин

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.