Top.Mail.Ru
Экономика
ДФО
0

«ТОРы должны раствориться в свободном порте Владивосток»

Минвостокразвития планирует дать расширенные права по управлению землями ТОР корпорации развития Дальнего Востока. Корпорация сможет выделять земли инвесторам под застройку и переводить их из одной категории в другую. Предполагается, что это позволит ускорить строительство объектов инфраструктуры. Упростит ли законопроект жизнь инвесторам на самом деле и не породит ли новые теневые схемы по выводу земель, «ФедералПресс» рассказал доцент Школы экономики и менеджмента ДВФУ, кандидат экономических наук Максим Кривелевич:

«Безусловно, законопроект позволит упростить жизнь инвесторам. Предпринимателя не должны волновать вопросы, куда и как подать кучу справок для получения той или иной услуги, его интересует только скорость процесса. И когда подобные вещи заводятся на одно окно, это, разумеется, хорошо.

Возможны ли при этом злоупотребления со стороны ведомства, в руках которого судьба земель? В рамках любой экономической деятельности возможны злоупотребления. Но государство не должно бояться и карать за гипотетические проступки в будущем. Невозможно в принципе развитие экономики при страхе преступлений. К сожалению, у нас часто вопросами экономики занимаются юристы, а не экономисты. И они как раз создают кучу препон для предпринимателей, вводя новые и новые ограничения. В вопросах экономики так поступать нельзя. Я не предлагаю вопросы безопасности и надзора решать по факту, просто их надо вообще выносить за скобки. Так что не стоит принимать решения, боясь злоупотреблений.

Другой вопрос — кто именно должен распоряжаться землями в данном случае, какое министерство или ведомство. Он может возникать у предпринимателей. Но раз Минвостокразвития выбрало корпорацию, пусть будет так. Почему бы и нет?

Стоит отметить, что в целом я противник ТОРов, идеологически они мне кажутся гораздо слабее режима свободного порта Владивосток. Какой-то странный у них посыл — собрать всех инвесторов в одном месте. Польза бесспорная одна — простота создания инфраструктуры. При этом не чиновники должны выбирать землю и указывать предпринимателям, где заниматься сельским хозяйством, а где строить склады, например. Ведь у чиновников своя мотивация, отличная от мотивации предпринимателей. Они постоянно пытаются бизнесменов загонять в какие-то рамки. А ведь стоит задуматься: раз на определенной территории годами не образовывалось какое-то производство, значит были какие-то серьезные предпосылки для этого? Возможно, территория вовсе и не подходит под этот вид деятельности?

И в этом свете свободный порт Владивосток — гораздо более реальный проект и полезный. Все те же бонусы, что и у ТОСЭР, но без ограничений по территории. Со временем думаю, ТОРы должны раствориться в СПВ, как рекомендуемые площадки для развития порта. Как рекомендуемые, повторюсь, а не навязанные.

Идти-то надо от обратного — не от выбора площадок государством, а от нужд инвесторов. Предприниматель выбрал землю, а государство помогает ему там, если это возможно, создать бизнес. Это было бы разумнее и грамотнее. А ТОРы — это когда предприятия-конкуренты собрались в одном месте и построили одинаковые производства... Вряд ли это верно, так ведь?»

Фото - Игорь Агеенко, РИА Новости

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.