Top.Mail.Ru
Россия и мир
0

Интерес внешнего инвестора не всегда совпадает с потребностями страны

Владимир Путин поручил Генеральной прокуратуре, Счетной палате, Росфинмониторингу и Налоговой службе проверить расходование бюджетных средств, выделенных на АО «Особые экономические зоны». Результаты расследования они должны предоставить до 1 апреля 2016 года.

Владимир Путин поручил Генеральной прокуратуре, Счетной палате, Росфинмониторингу и Налоговой службе проверить расходование бюджетных средств, выделенных на АО «Особые экономические зоны». Результаты расследования они должны предоставить до 1 апреля 2016 года.

Акционерное общество «Особые Экономические Зоны» – агент по  управлению развитием системы особых экономических зон в стране. Напомним, что родились они в 2005 году, включая в себя несколько направлений: от туристического и игрового (казино), до технико-внедренческого. Сам по себе институт «Особых экономических зон» в мире известен, достаточно напомнить, например, о «Силиконовой долине». Главное назначение этих зон – создание законных зон преференций для привлечения инвесторов, проведение мощных прорывных инноваторских  разработок, внедрение их в массовое производство, и, таким образом, ускорение развития реального сектора. Комментирует  генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор Степан Сулакшин:

«Цели института «Особых экономических зон» можно только приветствовать. Трудно конечно совместить эти задачи для зон промышленного развития и зон для создания казино. Особенно в нашей стране, в которой большая часть населения живет в режиме выживания, где от кризиса до кризиса проходит всего несколько лет. Не случайно игровая зона «Азов», которую выстраивали в Краснодарском крае в чистом поле, – фактически обанкротилась и на данный момент закрыта. Частным инвесторам, успевшим вложиться в проект, бюджет даже выделил компенсацию за потери.

Наблюдаем ли мы за эти 10 лет какой-либо эффект от этих зон  в национальной экономике? Посмотрим на цифры этого года. Инвестиции в стране упали на 5.7%, индекс промышленного производства на 3.3%, Валовой внутренний продукт на 3.7%, обрабатывающие производства на 5.3%. Почему это произошло? «Особые экономические зоны» – это дополнительный целевой экономический механизм, который не может собою заменить основную финансово-экономическую политику страны. Она же за эти годы не поменялась. И суть ее заключается в либерально-монетаристской космополитической доктрине, а именно в следующих положениях: суверенные государственные инвестиции в развитие минимизируются всего лишь до нескольких процентов от общих валовых накоплений.

Кредитные ресурсы суверенного происхождения делаются недоступными за счет непомерной по отношению к  рентабельности  ставки рефинансирования ЦБ РФ и по цепочке производных кредитных ставок коммерческих банков. Бизнес выталкивается на кредитование за рубежом. Это как выясняется, носит политически обремененный характер и попадает под санкционное перекрытие. Ставка делается на иностранные инвестиции, которые не только остановлены санкционным давлением, но в принципе не соответствуют интересам внешнего инвестора, который в последние годы стал переходить на кредитование. Все это приводит к вывозу капитала и валовой добавленной стоимости из страны.

Не случайно до сих пор в России соотношение экспорта к импорту далеко от единицы и превалирует в пользу экспорта. Россия – донор зарубежных экономик. Ставка на внешние инвестиции глубоко ошибочна еще и потому, что условия инвестирования диктует инвестор. Российское государство пытается подстраиваться под его интересы, создало в том числе «Особые экономические зоны», но это всего лишь локальные инструменты, которые никаким образом не соединяют интерес внешнего инвестора с потребностями развития нашей страны. В российской экономике есть сферы высочайшей рентабельности – сырьевая область, финансовая деятельность, но и сферы низкой рентабельности и убыточные. Это очень обширные сферы, которые затрагивают почти 30-40 % предприятий страны. Они имеют место в социальной, оборонозначимой, инфраструктурной сферах, за которые отвечает государство. Но Россия этот закон игнорирует. Поэтому макроэффекта от более чем 10-летнего применения  специальных инструментов АО «ОЭЗ» в России не видно».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.