Top.Mail.Ru
Общество
Ханты-Мансийский автономный округ
0

«Я вижу неравнодушие сургутян и уверен в них»

В Сочи завершился Российский инвестиционный форум, особое внимание было уделено современным социальным проектам. Одним из ключевых направлений среди них является комплексное развитие и управление городской инфраструктурой. На одной из секций удалось поговорить с главой Сургута Вадимом Шуваловым и узнать, как сегодня развивается город, не являющийся столицей региона, но при этом ставший в последние годы, по сути, точкой объединения Югры.

Вадим Николаевич, Сургут взял курс на создание благоприятной среды. Существует какая-то единая программа по благоустройству?

Это комплекс мероприятий под рабочим названием «Программа приоритетных проектов, связанных с созданием комфортной среды в городе Сургуте». На сегодняшний день мы создали рабочие группы, определились с дорожной картой заданий, которые в этих группах нарабатываются по направлениям: развитие рекреационных зон, единое городское визуальное пространство – внешний облик зданий, освещение, наружная реклама и прочее. Соответственно, планируем пересмотреть бюджет города, чтобы учесть в нем финансовые аспекты работы созданных групп.

Когда начнется непосредственно реализация планов?

В ближайшее время. Планируем, что в марте все основные вещи будут согласованы.

Можно говорить, что опыт Сургута во многом уникален и может быть интересен и полезен администрациям других северных городов. Готова ли городская администрация Сургута им поделиться?

Думаю, сейчас первостепенно реализовать задуманное, а уже потом подводить итоги и делиться опытом. К тому же у нас есть формат Урбанистического форума и, безусловно, мы его используем.

Ранее вы упоминали планы по запуску системы «Открытый город». Она работает или сменила формат?

«Открытый город» мы разрабатываем. Система позволит оперативно фиксировать и устранять недостатки, в первую очередь в сфере ЖКХ. Пока же у нас реализован промежуточный вариант при диспетчерской службе города, но эта система работает не совсем так, как мы задумали, – здесь крайне важно ориентироваться на будущее.

Если говорить о комфорте: горожане назвали проблему дорог одной из наиболее актуальных. Сейчас совместно с ВШЭ реализуется программа по созданию окружной дороги вокруг Сургута. Расскажите об этом подробнее.

Действительно, программа по развитию транспортной сети у нас есть. В нее, помимо окружной дороги, включен вопрос организации дорожного движения. Город растет, мы занимаем третье место по количеству автомобилей в России. По данным департамента городского хозяйства, в 2016 году в экономической столице региона было зарегистрировано свыше 173 тысяч автомобилей. Мы уже столкнулись с огромными пробками, откладывать вопрос нельзя. Привлеченные профессионалы из Высшей школы экономики должны провести анализ организации транспортного движения в городе, они предложат варианты создания новых развязок, основываясь на мировом опыте.

Например, организация бессветофорных развязок, в первую очередь – как раз на Сургутской кольцевой дороге, которая большей частью построена, ее осталось закольцевать. Только в этом году планируется потратить 350 млн рублей на проект, хотя бы потому, что часть кольцевой трассы пройдет по старым жилым районам, которые мы планируем переселить в новые дома.

Соответственно, планируется расширение основных магистралей, которые идут в сторону аэропорта, реконструкция и строительство объектов железнодорожного вокзала. В рамках работы инвестиционного комитета идет привлечение инвесторов для строительства нового автовокзала, построим его так, чтобы не мешать городскому движению. Рассматривается вопрос реконструкции аэропорта. Это необходимые меры для развития города.

Волей-неволей Сургут является крупнейшим логистическим центром Югры, и сосредоточение всех торговых площадей федеральных структур находится в Сургуте. совместно с округом рассматриваем проект строительства нового моста через Обь, который позволит направить транзитный транспортный поток восточной части на Нижневартовск, минуя центр.

Ищем инвесторов среди федеральных торговых сетей – нам необходимо очистить центр от грузовиков, которые просто его захватили. Для торговли («Магнит», «О’Кей», «Пятерочка») будем выделять земельные участки за городом под строительство больших логистических центров, чтобы в город заходил лишь малотоннажный грузовой транспорт.

Крупный город предусматривает развитие всех отраслей – образования, медицины.

Что касается медицины, то в Сургуте находится крупный кардиоцентр, здесь оборудование и оснащение мирового уровня. В этом направлении мы планомерно движемся вперед, многое уже сделано – открыты новые корпуса, а в марте мы будем готовы запустить еще один третий корпус.

Вероятно, пациенты будут там не только из ХМАО, но и из смежных регионов…

Думаю, да. У этого центра будет потенциал, чтобы стать ведущим и для всей Западной Сибири.

В этом же ключе и гордость Сургута – наш Окружной центр артроскопии и эндопротезирования на базе Сургутской клинической травматологической больницы – там проводятся сложнейшие операции на суставах без их вскрытия, с использованием микроинструмента, что одновременно и повышает эффективность вмешательств, и делает их минимально травматичными.

В связи с этим очень актуальна тема строительства перинатального центра…

К этому я и веду. В округе пришли к тому, что в этом отношении необходимо расширяться, поэтому принято решение о создании перинатального центра. Он не только охватит вопросы ведения беременности, родовспоможения и выхаживания сложных малышей, но и станет региональным научным центром. У этого проекта очень сильный научный потенциал.

Возвращаясь к теме комфортной городской среды. В Сургуте реализуется пилотный проект доступных медицинских учреждений, где можно получить базовую медпомощь. Вместе с округом мы пошли по пути, когда кроме строительства районных поликлинических учреждений (создание которых дольше и затратнее), стали выделять на первых этажах многоквартирных домов (в том числе на стадии застройки) площади для врачей общей практики. Это позволит людям получать терапевтическую, амбулаторную помощь в шаговой доступности от дома. И этот опыт оказался среди сургутян очень востребован.

И все-таки ваш подход – управление городской средой, «экономика комфорта» – весьма отличается от обычной схемы административного управления муниципалитетом. Как вы лично оцениваете перспективы от его внедрения?

Я считаю так. Во-первых, в благоустроенном, оснащенном и безопасном городе хочется жить. В комфортной городской среде люди будут иметь стимулы к общению, развитию и обучению, будут проникаться атмосферой благополучия, и сами начнут прикладывать усилия для развития города.

Это не я придумал, это психология. Я вижу неравнодушие сургутян и уверен в них. Конечно, Сургут не Сочи, но здесь благоприятная городская среда может полностью нивелировать недостатки климата.

Во-вторых, на территории, где удобно и комфортно жить, прежде всего стремятся высококвалифицированные специалисты, хорошие работники, творческие люди. В итоге привлекательность Сургута как центра притяжения, как города, где хочется жить, станет инвестиционной привлекательностью, поскольку инвесторы очень хорошо осознают ценность качественного человеческого капитала. Таким образом, следуя принципам «экономики комфорта» – образование, здравоохранение, городская среда, – мы обеспечиваем Сургуту перспективное развитие на долгие годы вперед.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.