На прошлой неделе Владимир Путин сделал долгожданное заявление о своем участии в выборах президента России. Впервые это произошло не на партийном мероприятии, не на пресс-конференции или встрече в Кремле. Также впервые такое заявление прозвучало не в Москве. О своем решении Владимир Владимирович сообщил в ходе блиц-визита в Нижний Новгород, в одном из цехов Горьковского автомобильного завода, в окружении рабочих. Что это значит? Почему этот сценарий во многом напоминает сценарии предвыборных кампаний назначенных в уходящем году исполняющих обязанности губернаторов? На эти и другие вопросы в интервью «ФедералПресс» ответил политический консультант, член регионального штаба ОНФ в Пермском крае Николай Иванов.
Почему, с вашей точки зрения, Владимир Путин сделал свое долгожданное заявление не в Москве, а в Нижнем Новгороде? Обо всех своих предыдущих выдвижениях в президенты он заявлял исключительно в столице на тех или иных мероприятиях. Это означает смену вектора федеральной политики в сторону регионов?
– Лично я вижу за этим определенный сигнал. Допускаю, что основной упор в ходе избирательной кампании президент сделает именно на своих поездках в российские регионы и встречи с их жителями, которые традиционно относятся к Москве весьма критично. В то же время базовый электорат Путина, как мне кажется, находится именно в регионах, а отнюдь не в столице, где сильны протестные настроения. Мы помним, что на прошлых президентских выборах в 2012 году, проходивших в условиях массовых «белоленточных» протестов, в столице и других крупных городах за Путина проголосовали менее 50 % избирателей. В то время как в целом по стране он тогда уверенно набрал свыше 60 % голосов.
Поэтому стоит ожидать, что посещение регионов станет одним из краеугольных камней нынешней избирательной кампании Владимира Владимировича. Думаю, что и в своей предвыборной программе Путин уделит немало внимания развитию регионов. Возможно, речь пойдет и о перераспределении налоговой базы в пользу территорий. По крайней мере, президент о такой возможности уже упоминал, говоря о реструктуризации долговой нагрузки регионов. Мне кажется, в ходе выборной кампании региональная тема получит свое серьезное развитие. Также вполне вероятно, что в ходе своего следующего президентского срока Кремль подвергнет основательной ревизии отношения федерального центра с регионами вплоть до перераспределения полномочий в пользу территорий.
Как интерпретировать тот факт, что выдвижение Путина произошло в этот раз не на партийном съезде и не на пресс-конференции, а в рабочем цеху ГАЗа, и стало реакцией на вопрос одного из заводчан?
– Это тоже своеобразный месседж. Путин тем самым показывает, что в ходе грядущей предвыборной кампании и во время своего следующего президентского срока он намерен опираться на тех, кто работает в реальном секторе экономики, кто своими руками создает тот или иной продукт. Именно интересы этих людей он и будет, в первую очередь, отстаивать. Своим приездом в Нижний Новгород на ГАЗ и сделанным там судьбоносным заявлением Владимир Владимирович дает понять, что Россия, прежде всего, – ведущая индустриальная держава, а не какой-то там «сырьевой придаток цивилизованного мира», как любят повторять некоторые наши партнеры. Думаю, поддержка отечественного товаропроизводителя станет одним из ключевых пунктов предвыборной программы Владимира Путина.
Создается впечатление, что предвыборные кампании назначенных Путиным исполняющих обязанности губернаторов в российских регионах, так называемых «молодых технократов», были своего рода генеральной репетицией кампании по выборам Президента. Новоизбранные губернаторы – в частности, пермский Максим Решетников – свои кампании практически в режиме нон-стоп построили на постоянных поездках по территориям, встречах с рабочими коллективами, на которых тоже делались ключевые заявления. Что скажете по этому поводу?
– Если использовать театральную терминологию, то можно сказать, что губернаторские выборы нынешнего года были своего рода «генеральным прогоном», а сейчас нам предстоит побывать на «премьере». В ходе минувших губернаторских выборов администрация президента и близкие к ней политтехнологи опробовали максимально широкий арсенал средств ведения избирательной кампании в современных условиях. По сравнению с прошлыми периодами можно отметить такие особенности кампаний как динамизм, громадные усилия, направленные на повышение явки и привлечение на выборы молодежи, использование новых современных средств коммуникации и донесения до избирателей информации о выборах от модных ныне телеграмм-каналов до призывов в день голосования через Вайбер популярных людей (в частности, Марата Башарова) обязательно прийти на свой избирательный участок.
Постоянные поездки по территориям и встречи с рабочими коллективами также использовались на прошедших выборах гораздо активнее, чем раньше. Вообще, акценты с прямой рекламы кандидатов сместились в сторону конкретных дел. К примеру, Максим Решетников свел к минимуму выпуск своей агитационной продукции, а всю кампанию построил фактически на ежедневной кропотливой работе. И это, как мы знаем, принесло хороший эффект в виде результатов голосования. Думаю, что и Владимир Путин будет вести свою «агитацию» точно так же. Вообще, я рассматриваю нынешние выборы главы государства в части используемых технологий как переходные от выборов ХХ века к выборам ХХI века. Думаю, что за предстоящие шесть лет набор приемов и технологий, ведущих к победе на выборах, изменится так сильно, что то, что сегодня еще работает, в 2024 году работать уже не будет. А то, что сейчас пока кажется фантастическим и не ведущим к достижению желаемого результата, через шесть лет будет необходимым атрибутом успешной кампании. В общем, как говорил Штирлиц, все еще только начинается.
Фото: паблик «Большой благотворительный фестиваль» в Facebook
Выборы президента России