Современный архитектурный облик крымской столицы неоднозначен. Старая часть Симферополя по-прежнему находится в плачевном состоянии, между историческими зданиями застройщики уже воткнули несколько высотных офисов и жилых многоэтажек, застройка новых территорий идет хаотично, а реконструкция центральных городских зон затягивается или проводится с нарушениями. Так было, например, с Гагаринским парком и улицами Пушкина и Маркса. В городе несколько раз менялись главные архитекторы, а теперь кресло и вовсе свободно. О главных архитектурных проблемах города, «ФедералПресс» поговорил с известным архитектором Кириллом Бабеевым:
Кирилл, Вы были главным архитектором проекта реконструкции Екатерининского сада в Симферополе. В 2016 году была реализована первая очередь – площадь с фонтанами перед памятником Екатерины II. На вторую очередь выделено 34 млн рублей. Что планируется реализовать во второй и третьей очереди? И на каком этапе сегодня находится проект?
– Верно. Первый этап – это реализованная площадь с фонтанами. Второй этап – основная аллея парка вдоль улицы Ленина, ее разработали согласно общей концепции. Когда запланирована реализация мне не известно.
С третьим этапом нехорошая ситуация. Был разыгран тендер на проектно-сметную документацию, который выиграла воронежская организация, она взяла на субподряд также неместное бюро. В результате, не имея представления об истории парка, статусе объекта, его значения для города, проектировщики, проигнорировали представленный им эскизный проект, проходивший общественное рейтинговое голосование. И сделали новый, на мой взгляд, низкокачественный проект.
А что не так с их проектом?
– В случае реализации их проекта территория старейшего симферопольского парка будет похожа на подобие придомовой территории со странными элементами благоустройства, цветной бетонной плиткой, лишенной смысловой взаимосвязи с существующими и запроектированными элементами парка. Я предоставил список замечаний специалистам администрации Симферополя, министерства ЖКХ, а также заключение о том, что дальнейшая реализация представленного ими проекта, в силу неуместных, неоправданных и непроработанных решений, нанесет вред важному для города общественному пространству. Потребовал обязательное рассмотрение проекта на градостроительном совете. Надеюсь, что проект еще не согласован и есть возможность повлиять на разработчиков, чтобы те откорректировали документацию и довели решения до нормального состояния.
Набережная Салгира – еще одна из болевых точек города. Ее, по словам мэра города Натальи Маленко, собираются делать в этом году. Вы также являетесь одним из авторов проекта?
– Мною была разработана общая концепция реконструкции в виде дизайн-кода набережной реки Салгир, где определены основные типы покрытий, дизайн уличной мебели, осветительных элементов, принципы работы с общественными пространствами. Ребята, молодые архитекторы, помогли сделать визуализации, работа еще в процессе, есть нерешенные вопросы.
На мой взгляд, при удачной реализации идей и следовании рекомендациям дизайн-кода, удастся осовременить и оживить основную пешеходную артерию города.
Власти говорят о замене там ограждений, плитки, установке освещения и скамеек, то есть по сути о капитальном ремонте. Насколько в итоге преобразится набережная?
– В любой реконструкции главное не перестараться, чтобы объект не потерял первоначального замысла авторов. Сейчас речь идет о так называемом капитальном ремонте непосредственно набережной – это очистка и ремонт стен русла, восстановление ограждений, замена тротуарной плитки, освещения, уличной мебели. Велодорожки предусмотрены концепцией, но их реализация, по всей видимости, будет отложена до следующего этапа.
Очень важно, чтобы проектирование зеленых зон и скверов, примыкающих к набережной, были разработаны с учетом дизайн-кода. Только так возможно создать единое, комплексное, цельное пространство.
Каким должен быть, на ваш взгляд, Старый город?
– Старый город или Ак-Мечеть – это один из этапов формирования градостроительной ткани Симферополя. Я за сохранение структуры этого образования, колорита и доведение этого района до роли достопримечательности. В мире много примеров реконструкции и воссоздания подобных градостроительных объектов, придания им новых функций.
Насколько сложно и затратно реализовать этот проект?
– Начать нужно с архитектурной концепции и определения экономической составляющей реализации этого проекта. Это большая кропотливая работа мультидисциплинарной команды архитекторов, реставраторов, историков, социологов, экономистов. В процессе проектирования нужно будет проанализировать каждую постройку, каждый двор. Естественно, помимо средств для реализации проекта будет нужна большая политическая воля.
На мой взгляд, позиция «все снесем и построим на месте Старого города многоэтажки» – это путь в никуда. Отношение к исторической застройке определяет самоуважение города и его жителей.
Стоит ли ограничивать этажность зданий в Симферополе?
– Все зависит от местоположения объектов проектирования в структуре города. Например, в исторической части города ограничение этажности – это реальный инструмент формирования целостности среды. Там необходимо ввести ограничения, чтобы у застройщиков не было соблазна воткнуть многоэтажку. Если говорить о районах за пределами исторического центра, то ограничение этажности не всегда оправдано. Иногда даже может навредить созданию интересного объекта или силуэта. Если рассматривать вопрос этажности с точки зрения формирования комфортной жилой среды, то, как показывают исследования, наиболее человечная среда обитания – это дома до семи этажей. Но опять же, это не говорит о том, что в среднеэтажной застройке не могут появляться высотные акценты. Все зависит от качества архитектурных решений, насколько грамотно автор расположил тот или иной высотный объект. Ничего плохого нет в том, что город растет вверх, это нормально, главное, чтобы расположение высотных зданий было продуманно, а не хаотично. С приморскими городами Крыма немного другая история, там нужно быть осторожным с большим масштабом и ограничение этажности – хороший инструмент.
Как крымские власти сегодня расставляют приоритеты в части планирования архитектурно-градостроительного облика городов? Почему у Симферополя так часто меняются главные архитекторы?
– Сложно о чем-то говорить, когда в городе нет главного архитектора и отдела архитектуры, градостроительная политика не осуществляется, многое отдано на откуп застройщикам, регулируется ручным управлением, а важные решения принимаются без участия профессионального сообщества.
Управление развитием и формирование городского образа – это очень непростой процесс, который требует не только четких регламентов застройки, но и высокого профессионализма всех участников. Не знаю, наступит ли то время, когда главным архитекторам городов вернут реальные полномочия для того чтобы формировать среду и регулировать городскую застройку, а не быть в роли обслуживающего персонала и специалиста по раскладке плитки и покраске фасадов.
Какие основные проблемы есть у города в архитектурном плане?
– Основная проблема – это игнорирование контекста или сформированного десятилетиями городского каркаса и не всегда правильная застройка новых территорий. Во многом это связано с полным или частичным отстранением профессионалов-архитекторов от решения градостроительных задач и принятия решений лишь на основе сиюминутной финансовой выгоды застройщиков. Отсюда и застройка парков, и появление спорных или уродливых зданий в историческом центре, некачественное благоустройство, устаревшие принципы застройки периферии типовыми девятиэтажными секциями сомнительной архитектуры без попытки создать полноценную комфортную среду обитания.
Каким, на ваш взгляд, должен быть архитектурный облик Симферополя? Это все-таки современный мегаполис с высотными зданиями из стекла и бетона или уютный самобытный город с малоэтажной застройкой?
– Несомненно, это симбиоз. Центральная историческая часть в идеале должна быть уютной и малоэтажной, с восстановленной средневековой Ак-Мечетью и Екатерининским центральным ядром. Правда, после активного строительства там низкокачественных и превосходящих по масштабу объектов, сложно будет развивать эти части города именно в этом направлении. Многое, к сожалению, безвозвратно утрачено и восстановлению вряд ли подлежит. Для более комфортного проживания в новых жилых районах необходимо реализовывать принцип квартальной застройки. Этажность застройки жилых микрорайонов желательно сократить до среднеэтажной, реализовать принцип смешения типологии. Если речь идет о новых общественно-деловых районах, не вижу ничего зазорного в появлении там современных зданий, в том числе высотных. Главное, чтобы качество архитектуры и среды было на уровне, и эти территории развивались комплексно.
В застройке города должна прочитываться преемственность, старые районы должны быть историческими, а новые – современными. Современные – это не значит только «стекло и бетон», существует масса других материалов, приемов и подходов в современной архитектуре. Для меня основополагающими в формировании «лица города» являются в первую очередь принципы уместности и качества архитектуры.
Фото: Кирилл Бабеев.