МОСКВА, 19 октября, РИА ФедералПресс. Сегодня стало известно, что примерно у трети российских регионов объем госдолга составляет более 85 % от годовых доходов. «ФедералПресс» узнал, как регионы планируют повышать устойчивость своих бюджетов.
Если бы редакция Бюджетного кодекса, которая делит регионы на три группы и вступает в силу с 2019 года, действовала сейчас, то 25 из них попали бы в категорию с низкой бюджетной устойчивостью, передают «Известия» со ссылкой на Национальное рейтинговое агентство. В четырнадцати регионах долг больше, чем годовые доходы. В подавляющем большинстве случаев в течение года обязательства сократить не удалось.
В конце августа премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минфину рассмотреть проблемные вопросы финансового состояния ряда регионов и представить предложения по их решению. Эта работа была выполнена к 1 октября. «ФедералПресс» расспросил чиновников финансовых ведомств о том, какие проблемы были найдены и как предполагается их решать.
Пресс-секретарь главы Хакасии Виктора Зимина Ольга Колесникова рассказала, что улучшить структуру госдолга поможет выпуск облигаций на 5 млрд рублей. Это «заместит краткосрочные и дорогие кредиты долгосрочными и более дешевыми, а также уменьшит расходы на обслуживание госдолга». Экономия составит от 150 до 300 млн рублей. Кроме того, республика претендует на финансовую помощь из федерального бюджета. Что касается собственных доходов, то надежды на их увеличение связывают со стабилизацией в горнорудной отрасли и созданием угольно-энергетического кластера. Проект планируют представить уже до конца этого года.
В пресс-службе минфина Карелии сообщили, что госдолг планируется снизить до 50 % от объема доходов. Впрочем, это задача на перспективу: пока республике необходимо хотя бы заместить наиболее дорогие кредиты. Карелия выдвинула и целый ряд других предложений: изменить схему выплаты налога на прибыль подразделениями компаний, находящихся в других регионах, внести поправки в законы, регулирующие применение МРОТ в бюджетном секторе, учесть показатели бюджетной обеспеченности регионов при расчете взносов в ФОМС за неработающее население.
Наконец, в Карелии хотят доработать систему единых минимальных стандартов расходов консолидированных бюджетов, учитывая при их расчете географические и демографические факторы и условия, влияющие на стоимость государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя. «И в городах, и в небольших населенных пунктах граждане получают определенный набор государственных и муниципальных услуг, который должен обеспечиваться вне зависимости от экономического потенциала отдельных территорий», – объяснили смысл этой работы в минфине.
Как Хакасия, так и Карелия выступают за снижение нормативов софинансирования при участии в федеральных проектах и программах. Так, Колесникова рассчитывает, что регионы с высоким уровнем госдолга в будущем смогут участвовать в ФЦП, финансируя до 5 % расходов. В Карелии полагают, что эта доля должна быть снижена до 1-5 %, «особенно при реализации инвестиционных проектов». Федеральные программы являются важнейшим инструментом развития при ограниченных ресурсах и необходимости модернизации социальных объектов, отметили там.
Министр финансов Астраханской области Виталий Шведов напомнил о том, что в августе региональное правительство приняло программу финансового оздоровления и социально-экономического развития до 2019 года, которая позволит получить дополнительные доходы на сумму 2 млрд рублей. Кроме того, область предлагает отменить часть налоговых льгот, установленных на федеральном уровне и изменить норматив отчисления налога на прибыль с новых морских месторождений. Наконец, астраханцы претендуют и на непосредственную помощь из федерального бюджета.
Министр финансов Саратовской области Александр Выскребенцев назвал основной проблемой «недостаток финансовых ресурсов для исполнения расходных обязательств и достижения целевых ориентиров социально-экономического развития». Для борьбы с этим правительство старается повышать эффективность налоговых льгот, легализовать теневую занятость, оптимизировать расходы на аппарат управления и бюджетную сеть, усиливать адресность социальной помощи, сказал он. Остальные предложения «созвучны мерам, предлагаемым другими регионами», говорит министр.
Среди главных претендентов на федеральную помощь – Кубань, лидирующая сегодня по уровню своей задолженности среди регионов России. Как отметил профессиональный эксперт в области управления организациями и бизнесом, кандидат экономических наук Евгений Змиев, госдолг Краснодарского края на данный момент включает четыре источника задолженности: государственные облигации региона, бюджетные кредиты, банковские кредиты и государственные гарантии.
Средства, взятые в долг, использовались для финансирования дефицита бюджета, кассовых разрывов, рефинансирование ранее взятых на себя долговых обязательств, покрытие растущих расходов, финансирование капитальных вложений и инвестиционных программ. Змиев подчеркнул: «Огромный госдолг является серьезным препятствием для экономического роста Кубани. Первое место по госдолгу – тяжелое наследие, которое краю нужно преодолеть. Нынешняя администрация края публично признает, что «госдолг является болевой точкой всего бюджетного процесса» на Кубани».
Вариантов поведения, по мнению эксперта, несколько, при этом самым амбициозным является путь экономического роста: добиваться ежегодного подъема экономики региона и опережающего прироста налоговой базы над приростом социальных обязательств бюджета, чтобы дополнительные приходящие доходы направлять на погашение госдолга.
Сейчас доля банковских кредитов в госдолге регионов постепенно снижается, пишет эксперт НРА Александр Пахалов. По его мнению, «доля банковских кредитов снизится еще на несколько процентных пунктов, а затем стабилизируется»: ими станут пользоваться только наиболее успешные регионы. «Конечно, было бы лучше, если бы регионы справлялись с проблемой дефицита собственными силами – например, за счет привлечения инвесторов, увеличения налоговой базы, оптимизации расходов. Однако в сложившейся экономической ситуации сделать это практически невозможно, поэтому использование долговых инструментов является неизбежным», – считают в НРА.