МОСКВА, 20 июня, ФедералПресс. В пресс-центре «Парламентской газеты» состоялся круглый стол «Отмена чартерных рейсов: как не допустить удорожания перевозок?», в котором приняли участие член Общественной палаты России Елена Сутормина, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Александр Нерадько, глава Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Олег Сафонов, а также руководители общественных организаций, члены Совета Федерации и представители Российского союза туриндустрии.
Как передает корреспондент «ФедералПресс», в основном в ходе круглого стола обсуждались проблемы, возникшие в конце мая – начале июня у авиакомпании «ВИМ-Авиа», в результате которых ей пришлось задержать более 170 рейсов. Как сообщали «ФедералПресс» на прошлой неделе источники в авиационной отрасли, связано это было с тем, что часть бортов перевозчика не вернулась с планового технического обслуживания, а программа полетов была уже сформирована. Сегодня данную информацию официально подтвердил Александр Нерадько.
«Рост чартерных перевозок в середине мая в среднем был 23 %, но некоторые авиакомпании нарастили их на 200–300 %, при этом часто они не были подкреплены соответствующим резервированием бортов. Дело в том, что на плановом техническом обслуживании бывает так, что выявляются различные недостатки и на их устранение требуется дополнительное время и средства. Очень мало российских авиакомпаний имеют возможность проводить техобслуживание на своих базах. И мы предупредили авиакомпанию «ВИМ-Авиа», что надо скорректировать свою программу перевозок еще 15 мая, но они к нашим рекомендациям не прислушались», – заявил глава Росавиации.
По его словам, когда ситуация усугубилась, в ведомстве пообщались с авиаперевозчиками и сообщили им, что на сайте ФАВТ с завтрашнего дня будут ежедневно публиковаться сведения о том, какие компании задерживают рейсы. Таким образом в ведомстве намерены с помощью репутационных издержек вразумить нерадивых перевозчиков.
«Мы не имеем права вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность авиакомпаний, но мы не можем допустить, чтобы над нашими пассажирами издевались», – добавил Нерадько.
Как сообщил присутствующим Олег Сафонов, на сегодняшний день проблема с «ВИМ-Авиа» фактически решена, финансовых проблем у авиакомпании нет и программа полетов скорректирована.
«Более 200 тысяч человек купили туристические продукты с перелетом данным перевозчиком. Но дело в том, что здесь проблема еще и в том, что появилась нехватка экипажей. Сейчас задержек у авиакомпании практически нет, во всяком случае они незначительны. Я могу заверить туристов, что ситуация нормализована, деньги они не потеряют. Вся существующая программа полетов обеспечена перевозкой», – пояснил Сафонов.
Глава Ростуризма также отметил, что поскольку рейсы заказывались в основном крупными туроператорами, банкротство туристическим фирмам не грозит. Сафонов добавил, что сейчас в ведомстве ждут восстановления программы полетов в Крым и Сочи, поскольку из-за сложностей «ВИМ-Авиа» она была перевозчиком сокращена, а за границу рейсы выполняются штатно. «Внутренние направления для нас все-таки ключевые», – заявил он.
Также руководитель Федерального агентства по туризму упомянул об инициативе задействовать в чартерных перевозках российских туристов зарубежные авиакомпании, сообщив, что соответствующие предложения направлены в авиационные регуляторы, однако пока решение об этом не принято.
«Я думаю, в экстренных случаях не стоит от такой возможности отказываться. Наша ведь задача состоит в том, чтобы наши граждане смогли отдохнуть, получить приятные впечатления, набраться сил, и, вернувшись домой, продолжить свою трудовую деятельность», – отметил Сафонов.
По словам Александра Нерадько, здесь много юридических и экономических сложностей. Плюс нет гарантий, что перевозчик согласится на возврат туристов. Глава ФАВТ подчеркнул, что вопросы привлечения иностранных авиакомпаний будут решаться в рамках существующего законодательства.
Спикеры отметили, что в настоящее время ни о какой отмене чартерных рейсов речи нет. С перевозчиками власти ведут регулярный диалог для того, чтобы они объективнее оценивали свои возможности. При этом и глава Ростуризма и глава Росавиации отмечают, что количество рейсов по сравнению с прошлым годом существенно выросло, несмотря на экономическую ситуацию в стране и в дальнейшем планируется расширять географию чартерных полетов на внутренних направлениях.
По словам члена Совета Федерации Игоря Фомина, цены на перелеты в Сочи сейчас очень доступны – от 10 до 20 тысяч рублей туда-обратно. В районе верхней планки этой же суммы, как следует из данных туристических агрегаторов, можно найти пакетный тур с перелетом, недельным проживанием в отеле 3* и иногда даже с завтраком. В Турцию, как заявил Фомин, цены перелетов чуть дороже, чем по России. При этом пакетные туры со включенным перелетом и аналогичными с российскими условиями размещения, по данным «ФедералПресс», можно найти, разумеется, дешевле. Для исправления ситуации парламентарий предложил снизить на российские авиакомпании налоговую нагрузку по части НДС – с 10 % до нуля на внутренних рейсах. В качестве примера он привел Турцию, в которой чартерные перевозки субсидируются.
Предложение развивать внутренний туризм поддержала и Елена Сутормина, пояснив, что необходимо уделять внимание и развитию инфраструктуры.