На прошлой неделе состоялась очередная сессия заксобрания, где кубанские парламентарии проголосовали за принятие изменений в закон «О местном самоуправлении в Краснодарском крае». Теперь муниципалитеты могут предусмотреть в своем уставе отмену выборов мэра и введение института сити-менеджера.
На прошлой неделе состоялась очередная сессия заксобрания, где кубанские парламентарии проголосовали за принятие изменений в закон «О местном самоуправлении в Краснодарском крае». Теперь муниципалитеты могут предусмотреть в своем уставе отмену выборов мэра и введение института сити-менеджера. Реакция общественности проявилась мгновенно. Мнения разделились кардинально. Краснодарские коммунисты выразили свой протест против отмены выборов мэра уже спустя три дня после знаковой сессии. Подробности – в спецпроекте «ФедералПресс.Юг».
Стороны конфликта: власти Краснодарского края, коммунисты.
Описание конфликта. Третьего декабря депутаты Законодательного собрания Краснодарского края приняли в первом чтении поправки в закон о местном самоуправлении, которыми вводится пост сити-менеджера и возможность для муниципалитетов отказаться от прямых выборов мэров. Представленный проект закона предусматривает изменение порядка избрания глав городских округов, муниципальных районов и поселений, являющихся административными центрами районов. Планируется, что главы этих МО будут избираться из состава депутатов представительных органов, одновременно возглавлять представительный орган соответствующего МО. Исполнительную власть будет осуществлять глава местной администрации, назначенный представительным органом по итогам конкурса и работающий по контракту.
Джамбулат Хатуов, первый вице-губернатор Краснодарского края, уверен: «Уровень местного самоуправления Краснодарского края на сегодняшний день один из самых эффективных в РФ – это результат большой коллективной работы на протяжении десяти лет. В то же время подчеркиваю: главный смысл – кто как работает, но время говорит о том, что нам надо повышать эффективность наших так называемых сити-менеджеров. Одно дело – быть хорошим представителем или быть хорошим политиком местного значения, другое дело – эффективно преодолевать все сложности и коллизии рыночных отношений, иметь определенные познания юридические, экономические, банковские. На сегодняшний день мы понимаем, что специально готовящиеся в порядке резерва люди будут проходить серьезный отбор, финалом которого будут комиссии, оценивающие их профессиональные качества. Нам нужна эффективная власть на местах».
«На систему сити-менеджмента уже перешли и работают 64 субъекта России, теперь это предстоит сделать Краснодарскому краю, – говорит Владимир Бекетов, председатель Законодательного собрания Краснодарского края. – На мой взгляд, на Кубани была найдена правильная схема постепенного перехода к новой системе местного самоуправления. Это даст возможность с учетом опыта, который уже есть в крае, наработать новый опыт в структуре управления. И если есть какие-то недостатки, устранять их и не допускать ошибок в дальнейшем. Безусловно, это новое начинание, вместе будем учиться, будем работать. Базис, то есть кадры, которые умеют работать в режиме местного самоуправления, у нас есть».
Николай Петропавловский, председатель комитета по вопросам местного самоуправления заксобрания, в свою очередь утверждает: «Сегодня такая схема работает в большинстве территорий мира, когда есть сильный депутатский корпус и руководитель администрации, нанятый по контракту. Этот опыт уже успешно внедряется и в российских регионах, например Белгородской области, Татарстане и других, и такая система даст Кубани много плюсов. К примеру, сегодня по действующему закону стать главой администрации можно имея только среднее образование. То есть профессионального отбора на эту должность не существует. Кадровые ошибки, которые были у нас в крае, связаны с тем, что внешне человек казался успешным, а по факту работы в сложнейших схемах местного самоуправления оказывался неэффективным. И приходилось этого человека менять на другого, это затягивалось на многие месяцы, а порой и годы. Новая система позволит из как минимум нескольких претендентов выбирать лучшего и не допустить к власти людей, не готовых управлять муниципалитетом. Такой профессиональный отбор появляется впервые. Есть депутаты, избранные народом, они назначают профессионалов. Схема очень устойчивая и очень эффективная».
Мнения краснодарцев, в свою очередь, разделились: часть выступили за, другие против. Наиболее активно высказались «Коммунисты России» и КПРФ, которые на выходных вышли на улицы с акциями протеста. Так, первые провели одиночный пикет у здания городской администрации и опрашивали прохожих, чтобы собрать подписи, вторые организовали пикет в центре Краснодара, на углу улиц Красной и Дзержинского. Представители КПРФ призывали властей не ломать существующие демократические традиции выборности главы города. В протестной акции приняли участие депутат Госдумы от Краснодарского края, секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов, депутат заксобрания, член президиума ЦКРК КПРФ, первый секретарь Краснодарского горкома КПРФ Сергей Лузинов, кандидат в члены ЦК КПРФ, второй секретарь Краснодарского горкома КПРФ Дмитрий Коломиец.
«Новый федеральный закон, против принятия которого выступала вся депутатская вертикаль КПРФ еще весной, все-таки оставляет для регионального законодателя возможность выбирать вариант-схему формирования органов местного самоуправления. Закон ликвидирует прямые всеобщие выборы глав муниципальных образований на уровне районов, их административных центров, а также городских округов, то есть крупных городов. Это никак не повышает уровня демократии, отрицательно влияет на желание избирателей участвовать в местных выборах. Еще больше снижается уровень доверия народа к власти», – заявил Николай Осадчий, депутат заксобрания от фракции КПРФ, член комитета по вопросам культуры, информационной политики, социальной защиты населения и взаимодействия с общественными объединениями.
По его словам, закон вводит институт глав администраций наряду с главами муниципальных образований. «Это, с одной стороны, окончательно запутает население, которое совершенно перестанет понимать, кто является реальной властью, а кто – нет, к кому обращаться для решения вопросов, кто за что отвечает и так далее. С другой стороны, такая схема содержит в себе возможность двоевластия на муниципальном уровне, а как минимум закладывает почву для конфликтов, которые будут возникать между двумя руководителями в процессе управления. Политический смысл этих нововведений очевиден. Партия власти стала проигрывать прямые выборы глав городов и районов, мэрами все чаще становятся представители оппозиции, особенно коммунисты. Яркий пример – Новосибирск в начале этого года», - считает коммунист.
Мнения экспертов
Андрей Зайцев, первый заместитель секретаря Общественной палаты Краснодарского края:
«Опыт 50 столиц субъектов России говорит в пользу новой системы местного самоуправления. На нее уже перешли Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Норильск, а на юге – Ростов-на-Дону и Волгоград. Новая система местного самоуправления предъявляет более высокие требования к управленцам, это в свою очередь позволит повысить качество работы местной власти. При нынешней ситуации кандидат в мэры может обещать все что угодно. Но от сити-менеджера орган местного самоуправления запросит бизнес-план, план управления – это будет конкурс. Поэтому, думаю, профессионализм здесь будет стоять на первом месте. Политические амбиции, желание понравиться уйдут на второй план, и в результате мы только выиграем от этого».
Мирослав Валькович, координатор движения «Городские решения» (в своем ЖЖ):
«Вы знаете, на самом деле инициатива интересная. Я вижу тут определенные плюсы, прежде всего для горожан. Но и для оппозиции тоже, кстати.
Сити-менеджер нанимается на конкурсной основе, значит, им может быть любой специалист. С ним заключается контракт с определенными условиями, и он понимает, что если он не выполнит либо будет его нарушать, то его можно легко снять и нанять другого, вне зависимости от срока и сложной процедуры импичмента или судебных разбирательств. Это значительно повысит его ответственность и контроль за его действиями, а не так как сейчас – меня избрали на 5 лет и теперь я что хочу, то и делаю... Сити-менеджер зависит не от прихоти одного человека, а от народа посредством наших представителей в гордуме. Не нравится решение сити-менеджера? Все претензии к твоему депутату. Для того чтобы стать мэром, теперь нужно сначала доказать, что ты что-то из себя представляешь на уровне участка, что тебя реально поддерживают люди.
Да, теперь сильно вырастает роль муниципальных депутатов, равно как и мы должны стать более требовательны к ним. Это оживит реальную политику в городе. Теперь центр политической тяжести переходит на уровень муниципального депутата – что прекрасно. Начинающему политику, в том числе из оппозиции, проще завоевать сердца нескольких тысяч избирателей, чем нескольких сотен тысяч. Равно как и проще победить на участке: меньше денег, наблюдателей, обходов и встреч. Завоевав сердца пары тысяч и победив на выборах, депутат может уже нескольким десяткам депутатов доказать, что его кандидатура в мэры достойная, и таким образом стать уже мэром. Если же человек не может/не хочет «завоевывать сердца» избирателей, но при этом он специалист, знающий, как развивать хозяйство города, – то он спокойно может стать сити-менеджером на конкурсной основе, не обращая внимания на политику и пр.
Пора перестать думать о глобальных политических замыслах, идеологических платформах и пр. Появился шанс для реальной работы на местах, причем от результатов этой работы будут зависеть и руководящие посты города. Да, все это зависит от конечной реализации, от того, как будет конкретно прописан закон, какие условия будут в контракте сити-менеджера».