Сегодня в Пермь приехал бывший руководитель краевого УФАС, а ныне начальник управления контроля ТЭК ФАС России Дмитрий Махонин. На совместной пресс-конференции с нынешним главным антимонопольщиком Пермского края Антоном Удальевым он рассказал об объединении ФАС России и Федеральной тарифной службы. Подробности – в репортаже «ФедералПресс.Приволжье».
Сегодня в Пермь приехал бывший руководитель краевого УФАС, а ныне начальник управления контроля ТЭК ФАС России Дмитрий Махонин. На совместной пресс-конференции с нынешним главным антимонопольщиком Пермского края Антоном Удальевым он рассказал об объединении ФАС России и Федеральной тарифной службы. По его словам, это должно привести к снижению тарифной нагрузки. Для региона эта проблема особенно актуальна: тарифные войны коммунальных монополистов и пермской Ассоциации ТСЖ продолжаются уже не первый год. Подробности – в репортаже «ФедералПресс.Приволжье».
Указ об объединении служб президент подписал еще летом. Процесс объединения ФАС России и Федеральной тарифной службы (ФСТ) уже практически закончился – все полномочия ФСТ переданы антимонопольщикам, а в тарифной службе уже работает ликвидационная комиссия. Однако полностью на новые рельсы тарифное регулирование, по словам Дмитрия Махонина, встанет только в 2016 году.
«Цена, сформированная на рынке, будет ниже, чем сформированная ФСТ», –считает Дмитрий Махонин. По его мнению, объединение служб приведет к снижению тарифной нагрузки на бизнес и граждан.
До недавнего времени тарифы устанавливались по методике «затраты плюс», когда поставщики ресурсов и услуг приносили на рассмотрение свои затраты, обоснованные и необоснованные, и они включались в тариф. ФАС предстоит разобраться в затратах естественных монополий – какие из них обоснованны, а какие (например, финансирование футбольных клубов или оплата штрафов) в тариф включаться не должны. «Можно наблюдать, когда сопоставимые водоканалы двух городов-миллионников показывают разные затраты на фонд оплаты труда: у одного миллиард, а у другого десять миллиардов, –поясняет Дмитрий Махонин. –Это значит, что в каком-то из этих регионов тарифное регулирование идет ненадлежащим образом. Мы будем на основании конкурентных торгов выяснять рыночную стоимость продукции, закупаемой поставщиками ресурсов – трубы, кабельная продукция, какие-нибудь химикаты, все, что необходимо для осуществления деятельности естественных монополий. И будем закладывать в затраты при формировании тарифов именно эти справедливые рыночные величины. А не те, которые просто заносятся в тариф монополистами».
Отдельная работа будет посвящена созданию конкуренции при закупках этих расходных материалов. По словам Дмитрия Махонина, сегодня монополисты зачастую лишь формально публикуют информацию о планах по закупкам, а потом имитируют конкурентные торги. Сегодня рынок закупок монополистов больше дажерынка госзакупок, и, если перевести его на конкурентные рельсы и проводить открытые электронные аукционы, доступ к этим закупкам получит малый и средний бизнес, что будет неплохой поддержкой для предпринимателей.
Кроме того, будет изменен подход к контролю за затратами субъектов тарифного регулирования. «Например, какая-нибудь электрическая сеть устанавливает тариф для себя и через него получает деньги, которые предназначены для инвестиций, –поясняет Дмитрий Махонин, –а потом просто продает эту сеть аффилированному лицу, и все начинается сначала. Мы должны по каждому объекту создать паспорт объекта, чтобы понимать, какие деньги и куда уходят: когда он был реконструирован, когда прошел ремонт, чтобы не было постоянного включения инвестзатрат со сменой собственника».
ФАС планирует также уйти от регулирования рынков там, где в нем нет нужды. Например, в сфере поставок газа для юридических лиц, транспортировки нефтепродуктов, услуг почты, связи и транспорта, электроэнергетики. Коснется это и реформы РЖД.
С исчезновением ФСТ, однако, региональные службы по тарифам (РСТ) никуда не денутся. По словам Дмитрия Махонина, функции у РСТ остаются прежние, однако они существенно расширяются у местных антимонопольщиков: представители УФАС войдут в состав правления РСТ Пермского края с правом голоса и будут принимать участие в формирование тарифов. Кроме того, в штате центрального аппарата ФАС появится управление по взаимодействию с РСТ, которое будет иметь право пересмотра региональных тарифов. «Пока такая система будет выстроена, –говорит Дмитрий Махонин. – Я думаю, что она просуществует один-два года. В случае, если мы поймем, что частные местные интересы будут превалировать над государственной политикой, мы посмотрим, как дальше трансформировать и совершенствовать работу с региональными службами по тарифам. Самое главное – мы должны создать механизм прозрачности формирования тарифов. Это может быть отлажено через систему советов потребителей, которые будут созданы при регулирующих органах. В них войдут ассоциации ТСЖ, потребители газа, и прочие».
«Идея замечательная, –прокомментировал корреспонденту «ФедералПресс.Приволжье» председатель ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт» Александр Зотин. –Только ведь нельзя сказать, что потребители и сейчас остались совсем без представителей. Вот на практике, например, потребителей при РСТ Пермского края сейчас представляет человек в каске – Сергей Богуславский. Кстати, случайно он еще депутат законодательного собрания Пермского края и директор ПАО «Т плюс» – злейшего нарушителя прав потребителей тепла в Перми. А на предложение включить представителя «Пермского стандарта» в совет при РСТ нам, напротив, ответили, что «это нецелесообразно». Так что от умножения числа советов практика может и не поменяться. Если же совет при РСТ будет с реальными полномочиями (или даже с функцией согласования ключевых тарифных решений) – это будет хороший шаг».
«Ранее у пермского УФАС было право совещательного голоса, причем только при установлении тарифов для электросетевых организаций, –рассказал и. о. руководителя Пермского УФАС Антон Удальев, –а теперь будем вникать во все сферы деятельности естественных монополий. Раньше даже нам при участии в судах на стороне потребителей было тяжело получить тарифные дела. Сейчас как минимум факт возможности доступа к тарифным делам при изменении тарифа будет обеспечен надлежащим образом в тот момент, когда будут внесены изменения в законодательство, и мы получим право голоса при утверждении тарифов».
Напомним, проблема тарифного регулирования остро стоит в Пермском крае: пермская Ассоциация ТСЖ эффективно оспаривает в судах установленные РСТ тарифы. Возможно, новая система их формирования положит конец тарифной войне.