Top.Mail.Ru
Экономика
Республика Тыва
0

Енисейская промышленная компания не строит легких путей

Железную дорогу Курагино – Кызыл исключают из приоритетных инвестиционных проектов

Инвестиционный фонд РФ отказался от финансирования строительства железной дороги в Туву. Причиной стало неисполнение своих обязательств частным инвестором – ЗАО «Енисейская промышленная компания». Средства, которые могли пойти на прокладку стратегической для южной Сибири магистрали, перебрасывают на другие транспортные проекты.

Инвестиционный фонд РФ отказался от финансирования строительства железной дороги в Туву в 2012 году. Причиной стало неисполнение своих обязательств частным инвестором – ЗАО «Енисейская промышленная компания». Средства, которые могли пойти на прокладку стратегической для южной Сибири магистрали, перебрасывают на другие транспортные проекты. Таким образом, судьба трассы Курагино – Кызыл становится совсем непонятной. Власти Тувы заявили, что будут бороться за проект. Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь».

«Во избежание неэффективного расходования бюджетных средств правительственной комиссией принято решение о прекращении реализации проекта в рамках государственно-частного партнерства с ЗАО «ЕПК», – объявило Министерство регионального развития РФ. – Бюджетные средства, предусматривавшиеся на строительство дороги, по предложениям Министерства транспорта РФ предполагается направить на расширение перегруженного участка Междуреченск – Абакан – Тайшет. Без указанных работ прием дополнительных грузов из Тувы на действующую железнодорожную сеть невозможен. Строительство же новой линии планируется осуществлять за счет частных инвестиций».

По данным Минрегиона, ЕПК не предпринимает никаких действий по проекту. Ее обязательства по строительству железной дороги на 2012 год составляют 7,79 млрд рублей, но фактически финансирование за прошедшие 10,5 месяцев не велось, освоение Элегестского угольного месторождения в Туве также идет с существенным отставанием от графика. Как сообщал ранее «ФедералПресс.Сибирь», строительство железной дороги уже давно должно было идти полным ходом, однако пока сбываются предсказания скептиков, которые сомневались, что проект вообще будет когда-нибудь реализован.

«Идея-то не новая, – заявил в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс.Сибирь» сегодня, 9 ноября, красноярский ученый-китаист, профессор Сибирского федерального университета Владимир Дацышен. – Планы строительства железной дороги через территорию Тувы периодически разрабатывались еще начиная с середины XIX века. Тот вариант Транссиба, который сейчас есть, был не единственным. Было предложение первым реализовать южный вариант – через Алтай, Саяны и верховья Енисея на Иркутск. Но в итоге решили не ловить синицу в небе и начали строить в более освоенных регионах. То есть это такой долгоиграющий проект, в реализацию которого поверить пока сложно».

«Если бы это было  хоть сколько-нибудь рентабельно, дорогу бы уже давно построили в советское время, – утверждает депутат Госдумы РФ от «Справедливой России», профессор-экономист Валерий Зубов, возглавлявший Красноярский край в 1993-1998 годах. – Было вообще ошибкой включать его в число приоритетных. Скажите мне, как может тувинский уголь конкурировать с углем кемеровским? Я в МГУ давал студентам тему для реферата – железная дорога Курагино – Кызыл. Сначала они не могли найти по нему никакой информации. Затем из того, что удалось накопать, сделали однозначный вывод – нерентабельно. И это четвертый курс!»

В том, что недоумение Зубова имеет под собой все основания, корреспонденты «ФедералПресс.Сибирь» убедились на собственном опыте. Выяснить позицию инвесторов не удалось. Директор по связям с общественностью и социальной политике Русской медной компании (владеет ЕПК) Евгения Чаплыгина через своих подчиненных передала, что комментариев по данной ситуации не будет.  Не смогли прояснить ее в Росжелдоре, который выступал заказчиком строительства. Свою позицию затруднились обозначить и в правительстве Красноярского края.

Единственная заинтересованная сторона, которая хоть как-то отметилась, – это руководство Тувы, которое на Курагино – Кызыл делает большую ставку. Стратегическая трасса позволит республике преодолеть географическую блокаду. Региональные власти объясняют, что последние корректировки проекта не означают отказ федерального центра от строительства трассы. Просто осваивать средства Инвестфонда до конца 2012 года никто уже не будет, и изменения статуса относится к этому году, а не к следующему. В будущем году Москва начнет вкладывать запланированные 49 млрд рублей. Впрочем, это могло произойти и раньше, если бы ЕПК оказалась оперативнее.

«ЕПК – самая закрытая компания, которая что-то делает в крае, – заявил корреспонденту «ФедералПресс.Сибирь» сегодня, 9 ноября, красноярский политолог Сергей Комарицын. – Никто не имеет ни малейшего понятия, что там происходит. Хотя в проекте заявлены средства, сопоставимые по объемы с вложениями в Нижнее Приангарье».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.