Организаторы новосибирского фестиваля ремесел «Артания» подали заявку на очередное мероприятие «АртОсень», которое предлагается провести в сентябре в центре города. В оргкомитете уверены, что «Артания» поможет продвижению бренда Новосибирска – в том числе компенсирует недостаток символического в истории города. Прежде всего, за счет близости к легендарной русской земле Артании
Организаторы новосибирского фестиваля ремесел «Артания» подали заявку на очередное мероприятие «АртОсень», которое предлагается провести в сентябре в центре города. В оргкомитете уверены, что «Артания» поможет продвижению бренда Новосибирска – в том числе компенсирует недостаток символического в истории города. Прежде всего, за счет близости к легендарной русской земле Артании. У этого подхода есть исторические предпосылки: по новым изысканиям, Западная Сибирь до XVIII века была территорией могущественного телеутского государства, чьи правители носили полуславянские имена. У маркетологов пока нет единства даже по поводу того, нужна ли такая историческая составляющая бренду Новосибирска. Но туроператоры уже уверены: с продвижением Новосибирска надо работать, в том числе и с помощью «Артании». Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь».
«Если у территории не будет культурной составляющей, то инвестор просто придет и все выкачает, – рассуждает в беседе с «ФедералПресс.Сибирь» руководитель Института регионального маркетинга и креативных индустрий, глава оргкомитета форума Interra Лада Юрченко. – Все-таки здесь живут люди. Поэтому нужна социально-экономическая, гуманитарно-экономическая, культурно-экономическая стратегия. Чтобы развиваться, необходима история, ведь что-то не может появиться ниоткуда».
Лада Юрченко уверена, что экономической стратегии нужна гуманитарная составляющая
Другие маркетологи мыслят предельно прагматично. Директор агентства «Люди дела», программный директор «Интерры» Максим Марков считает, что Новосибирску нужно позиционироваться в качестве «глобального города, global city, который может концентрировать информационные, финансовые, логистические потоки». По мнению Маркова, именно это позиционирование и способны понять «стейкхолдеры территории», включая «держателей федеральных ресурсов».
Одна из причин подобной позиции маркетолога – его уверенность в том, что «мы не станем туристическим центром». Однако Лада Юрченко не разделяет мнение коллеги. По ее словам, туризм – это не только «мужик с пивом и фотоаппаратом»: он также бывает медицинским (для лечения), научно-образовательным, деловым. По мнению эксперта, есть возможность для развития «большого Каракана» (Караканский бор и т. д.), включая Сузун и единственный за Уралом Сузунский монетный двор, города Колывань, входящего в реестр ЮНЕСКО, даже для развития палеонтологического туризма.
«Мы слишком увлеклись тем, что считаем себя молодым городом», – констатирует глава оргкомитета «Интерры». При этом у столицы Сибири есть достаточно уникальное мероприятие, которое способно было бы ликвидировать недостаток «символического». Как заявил «ФедералПресс.Сибирь» директор туристической компании «Олимпия Райзен Сибирь» Виктор Данн, фестиваль ремесел «Артания» и смежные с ним мероприятия уже несколько лет привлекают туристов.
Виктор Данн знает, что Новосибирск уже давно привлекает туристов
Как сообщила «ФедералПресс.Сибирь» организатор международного фестиваля «Артания», председатель фонда «Сибирский вернисаж» Анна Наволоцкая, фактически это мероприятие является крупнейшим в России. Более полусотни ремесленников и мастеров представляют свою продукцию. Слава о мероприятии уже дошла до Германии и Франции. Например, немецкие туристы в ходе путешествия по Сибири включили посещение «Артании» в свою программу. А французская делегация после Дней Франции в России, проходивших в том числе и в Новосибирске, потребовала показать им Christmas market, который якобы функционирует в городе на постоянной основе. В настоящее время «Артанию» французские власти пригласили в Париж, идут переговоры с итальянцами. Поступили приглашения и от мэрий Екатеринбурга и Одессы.
Новосибирские власти пока не могут определиться с политикой по отношению к фестивалю, несмотря на его международную известность. У организаторов возникают проблемы с площадками: последнее мероприятие в конце июня – начале июля прошло в районе цирка, хотя до этого на протяжении нескольких лет под «Артанию» отдавали центральную площадь города. Очередное мероприятие – «АртОсень» – оргкомитет как раз рассчитывает вновь провести в центре – соответствующую заявку подали в мэрию в минувшую среду, 18 июля.
На «АртОсени» год назад выступали американские индейцы
С другой стороны, проект поддерживает министерство промышленности и развития малого предпринимательства Новосибирской области: замминистра, начальник регионального управления потребительского рынка Лариса Яркова открывала июньский фестиваль. Положительно отзывался о проекте и депутат Совета депутатов Новосибирска Александр Люлько, который возглавляет муниципальную рабочую группу по брендированию города. Даже легендарный борец и депутат Госдумы РФ Александр Карелин поддерживает фестиваль. Лада Юрченко, до июня 2012 года руководившая областным Агентством регионального маркетинга, признает, что «Артания» – это «проект, занявший свою нишу: в туризме выходного дня, где работают ярмарки, в релаксации для взрослых», которые получают возможность в том числе заняться традиционными ремеслами, а также «дополнительного образования для взрослых».
Однако игроки туристического рынка настаивают: «Артанию» уже нужно использовать для привлечения людей в рамках событийного туризма и как составляющую бренда. «Давно нужно сделать для них постоянную площадку», – утверждает гендиректор «Олимпии Райзен Сибирь». Основная идея Анны Наволоцкой – как раз привязать Новосибирск и Западную Сибирь к легендарной земле Артании.
«Древние персидские и арабские книги сообщают о трех частях Руси: Куявии, Славии и Артании: с первыми двумя все ясно, а вот Артанию ученые ищут уже 200 лет, – рассказывает «ФедералПресс.Сибирь» организатор фестиваля. – У персидских и арабских авторов имеется аргументация в пользу сибирской локализации Артании. Это и упоминание черных соболей, и клинков, распрямлявшимися при сгибании пополам, которыми торговала Артания. Булатную сталь делали в то время только в Азии. Известно, что из Артании в Индию и Китай поступала желтая медь, которая вызывает ассоциацию со знаменитой золотистой бронзой, присущей скифо-сибирскому миру. Своего царя артанские русы называли хаканом. Каганами называли своих правителей тюркские народы Сибири. Большая часть посевов в Артании, согласно персидским и арабским авторам, – просо. Просо – традиционная зерновая культура Сибири прошлого».
В пользу версии организатора Анны Наволоцкой говорят и другие доводы. В последние годы интерес к домосковскому периоду развития Новосибирска растет. Есть основания полагать, что легендарная Артания могла быть связана с Телеутской землицей, которая существовала на территории Алтая, Новосибирской и Кемеровской областей до начала XVIII века. Привлечь интерес к ее исследованию уже несколько лет пытается директор Школы журналистики Федор Григорьев. «Решили, что Новосибирску всего сто лет, и он берет начало от поселка вахтовиков, строивших мост через Обь, с этой дикости, пьянства, грязи», – возмущается Федор Григорьев в беседе с корреспондентом «ФедералПресс.Сибирь».
С каждым годом все больше людей сомневается, что история Новосибирска берет начало с деревни Кривощеково (на фото – вокзал села)
По его словам, деревня Кривощеково на левом берегу возникла как форпост на границе с телеутами. Их государство при этом было настолько сильным, что русские обошли территорию с севера. К царствованию Петра I землепроходцы дошли до Приамурья и Охотского моря, но Западная Сибирь оставалась независимой. «В отличие от всей остальной Сибири тут чужаков сразу убивали. Телеуты («теленги» с тюркского – ханские нукеры, гвардейские офицеры, военная знать) ревниво следили за тем, чтобы никто не проник на территорию улуса, и в Москве об этом знали», – рассказывает собеседник «ФедералПресс.Сибирь».
Любопытны и полуславянские имена телеутской верхушки, упоминающиеся в донесениях казаков в Москву. Последнего «каана» телеутов звали Табун Конаев. Встречались и Мотай Табунов, Читай Дерев, Кумек Ентугаев, Торгай Басбейков. А автор первой книги по истории Сибири Герхард Миллер, побывавший в этих местах при Петре, прямо писал про телеутов: «Они лицом белые».
«Крайне вероятно, что здесь было проторусское население, возможно, те, кто уходил за Урал еще задолго до прихода Ермака, – соглашается Анна Наволоцкая. – Новосибирску не хватает этой «живой» истории. И для бренда города это необходимо. Мы можем создать бренд на основе реальных событий прошлого с использованием некоторых элементов художественного вымысла. Это было бы полезно и для привлечения туристов».
«Да Новосибирск уже фактически превращается в «туристическую Мекку», – уверяет Виктор Данн. – Нужно всем просто принять этот факт и начать работать».