Власти Ставрополья предъявляют претензии к работе компании «ЮТэйр», проводят переговоры и даже рассматривают возможность отказаться от услуг авиаперевозчика. Вопросы к «ЮТэйр» возникли после того, как «Боинг» компании 18 мая совершил аварийную посадку в аэропорту Внуково.
Власти Ставрополья предъявляют претензии к работе компании «ЮТэйр», проводят переговоры, и даже рассматривают возможность отказаться от услуг авиаперевозчика. Как передает корреспондент «ФедералПресс.Юг», вопросы к «ЮТэйр» возникли после того, как «Боинг» компании 18 мая совершил аварийную посадку в аэропорту Внуково. Подробности – в материале экспертного канала.
Ставропольский аэропорт никогда не был крупным авиационным центром. В последние десятилетия с ним работало всего несколько авиакомпаний, и здание аэровокзала чаще всего можно было увидеть пустым. В аэропорт даже не ходил общественный транспорт, несмотря на его близкое расположение к краевому центру. Два года назад региональное министерство промышленности, энергетики и транспорта заявило, что переломный момент в авиасообщении со Ставрополем настал, и буквально в ближайшие месяцы аэропорт наконец-таки расширит географию полетов. Так, в министерстве утверждали, что уже начаты переговоры о сотрудничестве более чем с десятью авиаперевозчиками. Уже с 2012 года планировалось открытие новых рейсов, не только внутренних, но и международных. Якобы из Ставрополя можно будет летать как в Европу, так и в Азию. У ставропольчан наконец появилась возможность добираться в аэропорт на общественном транспорте: сейчас из Ставрополя туда регулярно ходит маршрутка № 120, но у властей есть задумки вскоре пустить в этом направлении и большие автобусы.
Тем не менее, для возвращения к прежней насыщенной жизни (а еще в начале девяностых из краевого центра можно было напрямую попасть в 26 городов) воздушные ворота Ставрополя нуждались в серьезной модернизации. Заявлялось, что у аэропорта появился потенциальный инвестор, а также «параллельно ведутся переговоры с несколькими десятками авиакомпаний – как российскими, так и зарубежными». «Тем не менее, мы уже сейчас стараемся зацепить и полеты по маршрутам Европа – Азия, многие из которых вполне логично могут проходить через Ставрополь. Также востребованными в регионе будут регулярные полеты в крупные города Европы, а также в привычные места отдыха россиян – Турцию, Египет, Объединенные Арабские Эмираты и другие страны Востока», – подчеркивали в 2011 году в минпроме. Действительно, над Ставрополем есть коридор, в котором летят самолеты из Европы в Индию и Юго-Восточную Азию. Но делать посадку в небольшом аэропорту просто нерентабельно, да и не имеет практического смысла.
За последние два года ситуация вокруг аэропорта изменилась, но не кардинально: был обновлен фасад здания, его остекление, реконструирована лестница для международного прилета, обновлен зал ожидания и появился новый зал вылета. Кроме того, была обустроена привокзальная площадь и расширен накопитель со 130 до 200 мест, поменяли бордюры и разбили клумбы. Это был первый этап реконструкции воздушной гавани. На его реализацию было потрачено более 100 млн рублей. На следующем этапе планируется сменить покрытие взлетно-посадочной полосы и удлинить ее на 400 метров – до трех километров.
Но ни новый зал ожидания, ни красивый автобус не способствовали расширению географии полетов. На сегодняшний день в международном аэропорту «Ставрополь» работают три авиакомпании: S7, «Дон» и «ЮТэйр», которые осуществляют рейсы в Москву. После ЧП, которое произошло во Внуково с самолетом, летевшим из Ставрополя, правительство задумалось, не разорвать ли отношения с «ЮТэйр», к которой и раньше возникало множество вопросов и претензий.
В краевом минтрансе «ФедералПресс.Юг» заявили, что власти Ставрополья пока не намерены разрывать партнерские отношения. Ранее вице-губернатор Ставропольского края Иван Ковалев на заседании комитета по экономическому развитию думы региона поднял вопрос о возможном отказе от услуг «ЮТэйр». Министр транспорта Александр Павлов обрисовал ситуацию, отметив, что на сегодняшний день в международном аэропорту «Ставрополь» работают три авиакомпании. «В месяц около пяти миллионов зарабатывает нам «ЮТэйр», а две остальные компании вместе – 6 млн рублей. То есть практически 45 % приходится на «ЮТэйр». Если мы откажемся от них, то потеряем деньги», – сказал министр.
Вместе с тем, он отметил, что к авиакомпании возникает много вопросов, в том числе из-за постоянных задержек рейсов «Москва – Ставрополь». «Мы разбирались с этой компанией, у них много задержек рейсов. В 22:45 вылетают, должны прилетать к нам через час с небольшим. А на самом деле рейс прибывает с задержкой в 2-3 часа из-за насыщенного расписания во Внуково. У них узкий временной коридор для взлета, и если они в него не успевают, то приходится делать вылет позже. Конечно, мы работаем с авиакомпанией, и будем еще плотней работать. Да, с ними работать непросто, потому что на сегодняшний день они считают себя монополистом», – подчеркнул Павлов.
Напомним, в аэропорту Внуково 18 мая совершил аварийную посадку Boeing-737 авиакомпании «ЮТэйр», летевший в Москву из Ставрополя. При посадке у самолета разрушились и загорелись колеса одной из стоек шасси. Все пассажиры и члены экипажа были эвакуированы через аварийные трапы. Как сообщил представитель авиакомпании, по факту ЧП в настоящее время проводятся сразу две проверки – внутренняя и с участием комиссии Росавиации.
Среди пассажиров самолета были музыканты группы «Ласковый май» и их продюсер и лидер Андрей Разин, который заявил, что ЧП произошло из-за ужасного состояния взлетно-посадочной полосы в Ставрополе: «Ремонт десятилетиями там не проводился, поэтому, когда взлетают самолеты колеса бьются, шасси бьются с такой силой огромной, что при взлете наш самолет повредил шасси, сто процентов». Музыкант сравнил летчиков с камикадзе.
На это генеральный директор международного аэропорта «Ставрополь» Николай Апальков ответил, что вопросов из-за ЧП к ставропольскому аэропорту быть не может: «У нас в аэропорту работали приглашенные нами специалисты из федерального агентства воздушного транспорта России «Аэропроект». Комиссия проверяла состояние взлетно-посадочной полосы. Они отметили, что полоса, конечно, не новая – построена в 1959 году, но при этом нормального качества, рабочая, и соответствует российским стандартам. Мы постоянно проводим косметический ремонт полосы. Только за два последних месяца на это ушло около миллиона рублей. Перед каждым взлетом полоса очищается, продувается. Если бы возникли какие-то неполадки при взлете, то об этом бы доложил экипаж, а также наши специалисты, которые отслеживают все взлеты».
Апальков рассказал, что аэропорт попал в федеральную целевую программу. В 2014 году запланировано проведение проектных работ, а в 2015 – капитальный ремонт полосы. На это уйдет более 1 млрд рублей из федеральной и краевой казны, а также частных инвестиций.
И еще одним генеральским планам правительства в отношении аэропорта, по-видимому, сбыться не удастся. В январе этого года стало известно, что Ставрополь может стать площадкой для новой региональной авиакомпании СКФО. Экс-премьер региона Юрий Тыртышов предложил тогда Минтрансу РФ рассмотреть Ставропольский край в качестве площадки для создания региональной авиационной компании в рамках Северо-Кавказского и Южного федеральных округов. Как прозвучало, Ставрополье имеет в этом плане очевидное преимущество в силу своего географического расположения. Однако, по информации источника «ФедералПресс.Юг», аэропорт краевого центра вряд ли станет узловым аэропортом – для этого больше подходят Минеральные Воды: и по инфраструктуре, и по расположению.