В Прикамье снова отодвигаются сроки внедрения электронного учета пассажиров в общественном транспорте. На уровне края решением УФАС отменены торги на разработку программного обеспечения. Под аналогичный конкурс на городском уровне мину подводят через Пермский краевой суд. Кому выгодно сохранить непрозрачную систему учета в отрасли – в интервью «ФедералПресс.Приволжье» с начальником департамента дорог и транспорта Перми Ильей Денисовым.
В Прикамье снова отодвигаются сроки внедрения электронного учета пассажиров в общественном транспорте. На уровне края решением УФАС отменены торги на разработку программного обеспечения. Под аналогичный конкурс на городском уровне мину подводят через Пермский краевой суд. Истец просит признать незаконным постановление администрации города Перми «О внедрении автоматизированной системы учета пассажиропотока и оплаты проезда». Кому выгодно сохранить непрозрачную систему учета в отрасли – в интервью «ФедералПресс.Приволжье» с начальником департамента дорог и транспорта Перми Ильей Денисовым.
– О внедрении электронного билета и учета спорят уже пять лет. Были проведены подготовительные мероприятия, мы вошли в заключительный этап и столкнулись с отчаянным сопротивлением со стороны части перевозчиков. Надо признать, что с 2002 года, когда автобусными перевозками занялись частники, именно они устанавливали правила игры, лоббируя свои интересы на уровне городских властей. В итоге была сформирована неэффективная маршрутная сеть, а к концу 2014 года Пермь рисковала остаться без трамваев и троллейбусов, так как «Пермгорэлектротранс» довели до предбанкротного состояния. Если бы не транш из городского бюджета, владельцы автобусных маршрутов сейчас были бы монополистами на рынке пассажирских перевозок Перми.
– Теперь этих рисков нет?
– Нет. Согласно новой единой маршрутной сети Перми, на дорогах, где есть электротранспорт, ему отдан приоритет. Что касается аппетитов части перевозчиков, то их лучше всего характеризует обращение в суд с иском об установлении размера субсидий отрасли из городского бюджета в размере 1,3 млрд рублей в год. Для сравнения, в 2014 году размер субсидий на перевозку льготников и компенсации убыточным маршрутам составил 150 млн рублей в год, в 2016 году на эти цели в бюджете заложено 135 млн рублей. Любые спекуляции на тему субсидий прекратятся только с введением прозрачной системы учета пассажиропотока, то есть электронного билета. Чем город ближе к этой цели, тем с большим сопротивлением нам приходится сталкиваться.
– От кого оно исходит?
– Например, в УФАС и в краевой суд заявления на отмену конкурсов на разработку программного обеспечения подало ООО «Прокарт», руководителем которого является бывший начальник департамента дорог и транспорта Денис Гвоздев. Кто следил за ситуацией, тот видел, какой негатив был выплеснут в наш адрес. Ряд моих предшественников на посту начальника департамента сейчас занимаются автобусными перевозками. Понятно, что старая маршрутная схема им ближе.
– «Прокарт» уже используется на части маршрутов для учета пассажиропотока. Что им мешает делать то же самое по контракту с муниципалитетом?
– Ничего не мешает. Они вполне могут заявиться на конкурс, выиграть его и получать 3 % от стоимости билета на разработку и внедрение электронной системы учета. Но только при условии, что администрации Перми будет контролировать этот самый учет. Эту функцию мы частникам не отдадим, так как есть риски получения недостоверных данных. А эта статистика, повторю, должна лежать в основе расчета субсидий на перевозку льготников и компенсации убыточным маршрутам. Пусть разработкой системы занимается частная компания, пусть она прозрачно получает свой процент, но контроль над системой должен быть у городских властей. Это позволит нам сократить затраты отрасли и аргументированно вести диалог по размеру субсидий.
– Почему внедрением системы «под ключ» не занялась сама администрация города?
– Мы посчитали это неэффективным расходованием средств. Пришлось бы создавать новую муниципальную структуру, закладывать на нее средства в бюджете. В варианте, который мы реализуем, эти средства изыскиваются перераспределением расходов самих перевозчиков. К слову, часть автобусных компаний платят тому же «Прокарту» 2–2,5 %, и ничего страшного с ними не случилось.
– Что будет, если краевой суд отменит постановление горадминистрации о внедрении электронного учета пассажиропотока и электронных билетов?
– В случае такого решения или наложения обеспечительных мер будет отменен конкурс на разработку программного обеспечения. Если такого решения не будет, то 14 января мы соберем заявки, а 25 января конкурсная комиссия назовет победителя. Я считаю, что риск отмены конкурса достаточно большой.
– И как долго будет длиться противостояние части перевозчиков и города?
– Не готов ответить на этот вопрос. Но мы будем и дальше исходить из принципа прозрачности отрасли и введения понятных всем правил. Для этого у нас есть все необходимые инструменты, включая новый ФЗ № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров». С его помощью, например, мы планируем в 2016 году закрыть вопрос с нелегальными маршрутами.


