12 августа вновь не состоялся конкурс, на котором краевые власти намеревались приобрести землю и здания для будущей реализации проекта строительства нового помещения Пермской государственной художественной галереи. Повторно конкурс по приобретению зданий и участка должен пройти до конца этого месяца. История вопроса – в материале «ФедералПресс.Приволжье».
12 августа вновь не состоялся конкурс, на котором краевые власти намеревались приобрести землю и здания для будущей реализации проекта строительства нового помещения Пермской государственной художественной галереи. Повторно конкурс по приобретению зданий и участка должен пройти до конца августа. Сегодня галерея занимает здание Спасо-Преображенского собора Перми, который вот уже почти пять лет как передан Русской православной церкви; галерею, впрочем, выселять пока не спешат. История вопроса и варианты нового здания, которые то появлялись, то исчезали на протяжении десяти последних лет, – в материале «ФедералПресс.Приволжье».
От начала времен до Петера Цумтора
Вопрос о переносе пермской галереи возникал в повестке дня еще в 90-е годы XX века: все признавали необходимость строительства нового здания для галереи, но дальше этого дело не двигалось. Наконец в 2002 году архиепископ Пермский и Соликамский Иринарх уже напрямую заявил, что неплохо бы, согласно закону, передать церкви Спасо-Преображенский собор. В 2006 году губернатор Олег Чиркунов встречался с патриархом Алексием Вторым и заверил последнего в том, что после строительства здания новой галереи собор церкви обязательно вернут. Активные обсуждения нового местоположения галереи начались в 2005 году – в шорт-листе фигурировала площадка бывшей табачной фабрики (где «Кортрос» сегодня реализует проект жилого дома), участок рядом с Центральным рынком, квартал № 179, где тогда располагалась психиатрическая больница, а ныне строит дома все тот же «Кортрос». В итоге остановились на площадке, где на высоком берегу Камы расположен бывший ДК «Телта». Стоимость реализации проекта в 2006–2008 годах оценивалась в 700 млн – 1 млрд рублей, количество площадей – 16 тыс. кв. м., завершение строительства – 2010 год.
В 2006 году власти сначала обещали, что проект переезда галереи будет готов в середине лета, а затем неожиданно объявили о намерении провести конкурс и отобрать лучший проект для строительства нового здания галереи. Конкурс завершился только в 2008 году. В нем приняли участие 320 архитекторов из 50 стран мира, в финал вышли 19 победителей, из которых комиссия выбрала два проекта – Бориса Бернаскони из Москвы и швейцарца Валерио Олджиати. Конкурс, как писали тогда СМИ, обошелся краевому бюджету в $300 тыс. Конкурс широко освещался в прессе, и казалось, что галерея со дня на день получит новое здание. Однако в результате чиновники приняли ошеломившее всех решение – ни один проект не будет реализован. Более того, уже «на выходе» выяснилось, что площадка для строительства не готова, а источники финансирования – неизвестны. К тому моменту ситуация накалилась до предела – ведь уже несколько лет власти регулярно обещали, что вопрос вот-вот будет решен. Говорят, что когда было заявлено о фактическом аннулировании итогов конкурса, сотрудники галереи впервые видели, как жизнерадостный и полный энергии директор галереи Надежда Беляева заплакала. А спустя четыре года победитель конкурса, Борис Бернаскони, в очень неприятных для власти красках рассказал о своем опыте участия в пермском культурном проекте.
Проект Бориса Бернаскони
О переносе галереи фактически забыли до 2010 года, когда возглавлявший жюри конкурса Петер Цумтор и Борис Бернаскони вновь подняли вопрос о строительстве здания. Правда, в начале 2011 года стало понятно, что о проекте Бернаскони речи уже не идет, а Цумтор разрабатывает новый проект, который будет совмещен с проектом реконструкции набережной Камы. В июне 2011 года Цумтор презентовал свое видение галереи – это должен был быть комплекс зданий на склоне между Комсомольским проспектом, улицей Осинской и берегом Камы. Правда, в конце 2011 года вице-премьер Борис Мильграм почему-то заговорил о другой площадке – на Ленина, 62, где сегодня располагается здание НИИУМС (кстати, выставленное на продажу).
В январе 2012 года власти подписали договор с архитектором, при этом в СМИ озвучивалась сумма гонорара – $5 млн. Власти эту цифру не комментировали, уточняя только, что это не средства бюджета Пермского края, а деньги некоего частного лица; ходили слухи, что проект Цумтора финансирует чуть ли не лично Олег Чиркунов из собственного кармана. Между тем в 2011 году здание галереи передали церкви и там даже начались богослужения, которые потом, впрочем, были прекращены под давлением общественности и деятелей культуры. Тогда же, в конце 2011 года, пост директора галереи покинула много лет занимавшая его Надежда Беляева. А в мае 2012 в Пермском крае сменился и губернатор – на смену Олегу Чиркунову пришел Виктор Басаргин.
В течение первого полугодия оставалось непонятным, будут власти реализовывать проект, который готовит Цумтор, или нет: Виктор Басаргин склонялся к более дешевому и быстрому приспособлению под галерею какого-то имеющегося здания. Наконец, в ноябре 2012 вроде бы склонились к решению в пользу Цумтора, который презентовал властям свой проект – галерея в виде корабля, здания разной высотности, вытянутые вдоль Камы. Стоимость реализации проекта тогда составляла 1,2 млрд рублей, площадь здания – 8 тыс. кв. м., срок реализации – до 2015 года.
Проект Захи Хадид
Однако в сентябре 2013 года стало ясно, что проект Цумтора также не будет реализован: госэкспертиза дала отрицательное заключение о строительстве здания на склоне холма (так, по крайней мере, говорил губернатор Виктор Басаргин). И власти обратили свое внимание на Речной вокзал: во-первых, здание нуждалось в реставрации, а во-вторых, оттуда уже был изгнан Музей современного исскуства PERMM, а организатор и вдохновитель пермской культурной революции Марат Гельман покинул Пермский край.
От Шамарина до ВКИУ
Изначально самым главным аргументом против переезда галереи на речной был тот факт, что здание вокзала попадает в зону катастрофического затопления. В случае если, например, произойдет прорыв Камской ГЭС, первый этаж вокзала будет полностью затоплен. Поэтому архитектор Сергей Шамарин, которому заказали проект переделки здания вокзала под нужды галереи, предложил приподнять здание на 2 метра, на безопасный уровень. Он предложил переборку здания или другой способ – распилить его на блоки и собрать заново. Даже это решение не позволяло полностью защитить здание от затопления, но экспозиция, по словам Шамарина, не пострадала бы. Кроме того, архитектор предлагал надстройку дополнительного этажа и возведение рядом здания фондохранилища. Все это позволяло в результате получить около 82 % от площадей, требуемых по техзаданию для проекта, или почти 17 тыс. кв. м. Стоимость реализации проекта Сергей Шамарин оценил в скромные 1,2 млрд рублей. Эту сумму тогда никто всерьез не воспринял.
Сергей Шамарин предложил приподнять здание речного вокзала, надстроить этаж и пристроить рядом фондохранилище
Проект наткнулся на жестокое сопротивление – дошло до обращений в прокуратуру и Минкульт. Власти поначалу отправили его на доработку и потом, когда все утихло, без шума положили под стекло. Никто не скрывал, что переносом галереи в Речной пытались убить двух зайцев: перенести галерею и заодно спасти разрушающееся здание вокзала. На его приспособление к современному использованию были даже выделены 950 млн рублей на три года. Половина срока прошла, но к ремонту Речного так и не приступили – здание находится в аварийном состоянии.
Пока обсуждался проект Шамарина, инициативу попытались перехватить общественники: они предложили сформированной краевыми властями рабочей группе целых 25 альтернативных вариантов для размещения галереи. В шорт-лист вошли здание бизнес-центра «Садко» (бывшее военное училище), квартал № 179 на месте бывшей краевой психиатрической лечебницы, здания бывшей Конвойной команды и пивзавода Ижевского товарищества, склон горы Слудка над эспланадой, площадка перед гостиницей «Урал», Разгуляй (за памятником Татищеву) и участок на месте детской поликлиники на углу Комсомольского проспекта и улицы Краснова.
Однако власти упорно отказывались от строительства нового здания – хотя на этом настаивало и руководство музея: «Переехать можно куда угодно, хоть в Березники. Наша цель – сохранение и преумножение уникальной коллекции в новом современном здании, соответствующее требованиям безопасности». И в результате, отказавшись от мертворожденного проекта Шамарина, в 2014 году остановились на идее о выкупе здания бывшего корпуса ВКИУ по ул. Окулова, 4, которое принадлежит структурам, близким к депутату краевого Заксобрания Армену Гарсляну и его партнерам.
Переезд галереи «в казармы» изначально был намечен на 2016 год, однако сейчас эти сроки кажутся маловероятными – здание до сих пор не выкуплено у собственников. На этой неделе стало понятно, что сорвался уже второй аукцион по выкупу. Первые торги с максимальной ценой контракта в 513 млн рублей были объявлены в июне этого года, но их пришлось отменить, чтобы внести изменения в аукционную документацию – говорят, краевые чиновники исправляли документы по замечаниям антимонопольщиков. Второй аукцион объявили в конце июля, снизив максимальную цену контракта до 510 млн рублей. На него поступила одна заявка от ООО «Тандем», которую признали не соответствующей требованиям. Выкуп, очевидно, осложняется и требованиями законодательства к такого рода торгам, и, возможно, разными представлениями о цене объекта у чиновников и собственников.
Тем временем дизайнеры из Casson Mann Designers уже представили наброски концепции размещения галереи в здании ВКИУ. Но эта идея до сих пор встречает отпор со стороны общественников, которые считают, что бывшие казармы приспособить под музей невозможно. Однако, во-первых, по сравнению с Речным вокзалом, это, очевидно, меньшее зло, а во-вторых – все, по-видимому, уже устали от этой бесконечной борьбы, и шум вокруг многострадальной галереи заметно поутих. Тем временем продленный Пермской епархией РПЦ договор аренды Спасо-Преображенского кафедрального собора истекает уже в конце этого года.
Следующие торги по покупке бывших зданий ВКИУ, как сообщил сегодня глава краевого минстроя Виктор Федоровский, состоятся в августе этого года, то есть в ближайшие две недели. «ФедералПресс.Приволжье» будет следить за развитием событий.