Top.Mail.Ru
Политика
ЦФО
0

Администрация президента присмотрит за регионами

Эксперты: чего ждать от нового состава Управления внутренней политики АП

Вячеслав Володин практически закончил формировать кадровый состав Управления внутренней политики (УВП) в Администрации президента (АП) РФ. В пятницу, 25 мая, Олег Морозов, вице-спикер Госдумы, сменил на посту главу УВП Константина Костина.

Вячеслав Володин практически закончил формировать кадровый состав Управления внутренней политики (УВП) в Администрации президента (АП) РФ. В пятницу, 25 мая, Олег Морозов, вице-спикер Госдумы, сменил на посту главу УВП Константина Костина. Ведомство Володина сохранило двух заместителей руководителя управления по региональной политике: один из них – назначенный еще весной, 6 апреля, уралец Алексей Анисимов; вторым заместителем, очевидно, станет Виктор Селиверстов, ранее занимавший должность руководителя исполкома московского отделения «Единой России». Подробности – в материале «ФедералПресс».

Последняя перенастройка опций политической системы имеет серьезные причины, считают политологи. Внутриполитический механизм старого образца начал давать сбои и больше не может отвечать на вызовы со стороны протестующих. Ответом на ситуацию становится усиление контроля над региональной политикой со стороны администрации президента. Свежая команда УВП должна решить накопившиеся в регионах противоречия самостоятельно, предложив иные решения, нежели прежняя под руководством Владислава Суркова. Обозреватель «ФедералПресс» вместе с экспертами выяснил, к чему это может привести.

После рокировки «Медведев – Путин» обсуждались самые разные варианты изменения состава УВП администрации президента – вплоть до разделения ведомства на два подразделения. Этого не произошло, хотя определенные подвижки случились. Покинули свои посты Константин Костин и Игорь Удовиченко, их места заняли Олег Морозов в качестве главы УВП и Виктор Селиверстов – как второй заместитель главы УВП. Единственным человеком, сохранившим свой пост, стал Радий Хабиров, хорошо зарекомендовавший себя.

«Олег Морозов на данный момент должен сыграть в урегулировании конфликтов с парламентской оппозицией существенную роль, – уверен президент Центра политических технологий Игорь Бунин. – Как человек, способный добиться компромиссов, он заменит на своем посту более резкого и менее гибкого Константина Костина».

Поиск компромиссов – не самая важная задача нового главы УВП, уверен генеральный директор «Института независимых политических исследований» Александр Улитин. Он считает, что несмотря на новые назначения радикальных изменений в работе и векторе действий УВП ждать не стоит. «Протесты – явление временное, гораздо важнее для Кремля стартующие уже в этом году электоральные кампании в регионах. И здесь партийный и публичный опыт Олега Морозова найдут свое непосредственное применение. В контексте усиления региональной составляющей в работе УВП стоит рассматривать и другие кадровые изменения, в том числе приход Алексея Анисимова и назначение Виктора Селиверстова», – заявил собеседник «ФедералПресс».

Свежие перестановки тем временем уже позволили предотвратить ряд конфликтных ситуаций: у Игоря Удовиченко, по данным источников в АП, были противоречия с Алексеем Ансимовым, так как тот изначально находился в подчинении у Удовиченко. После назначения Селиверстова все противоречия были сняты. На вопрос корреспондента, чем именно будут заниматься Анисимов и Селиверстов, собеседник агентства уточняет, что «Анисимов выступит в роли разработчика стратегий, а Селиверстов займется их практической реализацией».

Относительно качества изменений кадрового состава в экспертном сообществе мнения расходятся. Многое, по мнению экспертов, напоминает сейчас выстраивание воинских подразделений для отражения атаки. «Протестное движение должно стимулировать взаимоотношения между Кремлем и обществом, и формирование подобного «политеса» должно базироваться на взаимных уступках. Другое дело, что протестующие тоже не проявляют уступчивости в своих требованиях и настаивают на выполнении своих условий. В этой связи на УВП лежит огромная ответственность, касающаяся контроля над происходящим», – пояснил генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.

Изменение политических диоптрий со стороны властной вертикали может привести к снижению региональной напряженности, а может ничем не закончиться. Слишком много было накоплено отрицательного опыта, и не факт, что кадровая перестановка в УВП сможет изменить запущенный механизм.
 
Политолог, генеральный директор «Фонда эффективной политики» Кирилл Танаев скептически оценивает произошедшие изменения: «Насколько подобные перестановки будут адекватны новой политической ситуации в стране, сказать невозможно. Любая администрация президента всегда собирается контролировать региональную политику. Насколько получается это делать и каков будет результат – большой вопрос. Судя по тому, с какой скоростью сняли более десятка губернаторов, в регионах в последние годы хромала кадровая политика».

Помимо замены ключевых фигур в ведомство пришли новые лица. Переназначение пришедших в Кремль вместе с Володиным известных медийных фигур Дмитрия Бадовского, Павла Зенковича и Тимура Прокопенко, возможно, предаст новому формату структуры УВП другое звучание и поможет развить идею с экспертными площадками – наподобие той схемы, на основании которой действовал Фонд Глеба Павловского.

В АП понимают – стопроцентная вертикаль, которая была в нулевые годы, уже не встраивается в нынешний формат. «Сейчас можно наблюдать, как часть влияния перемещается из центра в регионы. Понимание хорошо фиксирует закон о возвращении выборности губернаторов. Таким образом, происходит делегирование полномочий от федеральных элит к региональным», – прокомментировал вопрос о развитии региональной политики Павел Салин, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры.

Развилкой, своего рода точкой бифуркации назвал нынешнее состояние власти Игорь Бунин. По его мнению, это связано с тем, что «дальнейшее ужесточение по отношению к оппозиции может привести к эскалации и совершенно непредсказуемым событиям». Эксперт считает, что с точки зрения Кремля исчерпан предел уступок, но все-таки необходимо продвигаться вперед в отношении налаживания консенсуса с оппозиционными силами, а не только играть и аннулировать те обещания, которые были сделаны в конце прошлого года: шаг вперед, два шага назад, как это произошло с губернаторскими выборами (вместо обещанных открытых выборов были введены муниципальные). Это вызовет протесты со стороны и радикальной, и умеренной оппозиции и может привести к развитию конфликта. «Поэтому сейчас власть находится перед выбором – что делать дальше», – подытожил эксперт.

По информации источников «ФедералПресс», количество региональных департаментов в администрации по инициативе Володина значительно увеличено. В обществе сформировался политический запрос на местных лидеров, которые локально решают такие проблемы, как здравоохранение, образование и другие, поэтому созданные отделы будут собирать информацию в регионах и разрабатывать определенную стратегию. Кремль, видя многочисленные конфликты в регионах и людей, которые извлекают из этого пользу и становятся героями, при работе будет уделять региональной политике больше внимания.

Еще один немаловажный момент. Некоторые политологи считают, что увеличение требований общества к власти может заставить Кремль вынести некоторые свои функции на политический аутсорсинг. Генеральный директор «Национальной службы мониторинга» Артем Булатов предполагает, что логичным является появление think tanks (исследовательские группы, обслуживающие идеологическую и политическую часть истэблишмента) по примеру США и Европы, «которые будут обеспечивать политический процесс, как в регионах, так и на федеральном уровне». Тем самым власть может возложить подготовку некоторых решений на плечи различных НКО, оставив за собой модерацию принятия этих решений.

Изменение кадрового состава администрации президента РФ и ее переход под управление Вячеслава Володина с одновременной очисткой ведомства от людей команды Суркова свидетельствует о ее переходе на «ручное управление», которое любит внедрять Владимир Путин. Большое внимание к регионам и усиление направления по работе с партиями и оществеными организациями, таким образом, говорит о том, что департамент региональной политики Кремля по сути нивелирует роль полпредств, забирая на себя большую часть работы, связанной с анализом общественно-политической ситуации в регионах.


Алена Прохорова, Алексей Вахрушев

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.