На прошлой неделе парламент Тюменской области обсудил исполнение регионального бюджета за 2014 год. Как депутаты оценили работу правительства в прошлом году и какие главные задачи ставят перед собой в ближайшее время, экспертному каналу «ФедералПресс» рассказал член фракции ЛДПР, член комитетов Тюменской областной думы по социальной политике и по государственному строительству и местному самоуправлению Сергей Ефимов.
На прошлой неделе парламент Тюменской области обсудил исполнение регионального бюджета за 2014 год. Как депутаты оценили работу правительства в прошлом году и какие главные задачи ставят перед собой в ближайшее время, экспертному каналу «ФедералПресс» рассказал член фракции ЛДПР, член комитетов Тюменской областной думы по социальной политике и по государственному строительству и местному самоуправлению Сергей Ефимов. Закономерно, что речь шла также о современной роли местного самоуправления и принятии новых мер социальной защиты населения в регионе.
Главным вопросом повестки очередного заседания Тюменской областной думы стал отчет «Об исполнении областного бюджета за 2014 год». Сергей Васильевич, как парламент оценил его исполнение в плане социальных программ и обязательств? Какие, по-вашему, коррективы в бюджете на 2015 год в этой сфере необходимы?
Мы внимательно рассмотрели исполнение бюджета за прошедший год. В принципе, по югу Тюменской области он исполнен достойно. Кредитов никаких область не набрала, это хорошо. Программы выполнены все, в том числе социальные. Единственное, что мы два года подряд делали замечание, что у нас в I и во II квартале идет исполнение бюджета небезупречно, потому что проходят торги и т. д. Но связано это с 44-м федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Тут есть небольшие накладки, поэтому мы просили, чтоб этот вопрос был как-то урегулирован или стоит выходить, может быть, с законодательной инициативой на Государственную думу. Считаю, что дополнительные корректировки в бюджете на этот год не нужны. К финансово-экономическому блоку претензий нет.
Как сегодня вы оцениваете положение малообеспеченных слоев населения в регионе?
У нас прожиточный минимум за II квартал 2015 года еще не установлен, предположительно, это произойдет в июле. Величина прожиточного минимума за I квартал этого года была установлена постановлением правительства Тюменской области в размере на душу населения в среднем 9 тысяч 605 рублей, для трудового населения – 10 тысяч 118 рублей, для пенсионеров – 7 тысяч 709 рублей, для детей – 9 тысяч 799 рублей. При этом денежные доходы населения Тюменской области (без учета ХМАО и ЯНАО), по данным Тюменьстата, в первом квартале 2015 года составили 24 тыс. 881,5 рублей, снизившись на 24,7 % по сравнению с четвертым кварталом прошлого года.
Какие дополнительные меры по защите социальных групп населения планирует принять Тюменская областная дума в этом году?
Я считаю, у нас в регионе неплохой прожиточный минимум установлен. В прошлом году мы вносили проект закона о минимальном прожиточном бюджете, который более емко отражает, какая денежная сумма затрачивается на каждого человека в зависимости от его пола, возраста, социального статуса. Потом сняли этот проект, отказались от него, потому что, в принципе, пока и мы, и Россия к этому не готовы. Хотя такой вопрос поднимался еще в 92-м году указом президента о системе минимальных потребительских бюджетов населения РФ.
В последнее время много говорится о развитии агропромышленного комплекса в области. Какие проблемы сегодня существуют в этой отрасли и какую помощь оказывает Тюменская областная дума?
Агропромышленный комплекс курирует непосредственно губернатор региона, потому что сегодня актуальна проблема замещения импорта сельскохозяйственной продукции. Мы выступили как соавторы закона «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств в Тюменской области». Очень много дебатов было по этому поводу, закон не прошел пока, но я как депутат вижу, что такая поддержка сегодня необходима. Хочу также отметить, что в этом году резко повысилась эффективность выездных ярмарок, которые организуются как на юге Тюменской области, так и в северных округах.
Какие главные задачи ставятся сегодня перед местным самоуправлением в Тюменской области? Изменилась ли его роль, цели и задачи в современных политических и экономических условиях?
Местное самоуправление, по сути дела, у нас в России не сложилось. Сейчас вот, как видите, сити-менеджеров вводят по назначению сверху. Я как депутат фракции ЛДПР считаю, что это неверно, конечно: население должно избирать своих руководителей на территории. В экономическом плане средств нет в муниципальных образованиях, активы в основном сосредоточены все в регионе и федерации. Но однозначно нельзя сказать, какая форма лучше. Есть территории, где избираются, и есть, где назначаются, – где как исторически сложилось. Где население очень активное, думаю, лучше проводить выборы глав, а где пассивное, возможно, стоит назначать. Главную роль сегодня играет не система власти, а люди, возглавляющие ее. И в первую очередь все зависит от деловых и личностных качеств руководителей регионов, в чьих руках сосредоточены сегодня все властные полномочия: политические, экономические, финансовые.
Тюменская областная дума внесла в устав Тюменской области поправки, расширяющие полномочия ее губернатора «в целях устойчивого социально-экономического развития области и автономных округов, входящих в состав области, социального благополучия населения области и автономных округов». Вы были одним из немногих, кто выступил с критикой этих поправок. В чем их неправомерность, на ваш взгляд?
Существует же процедура принятия таких решений законодательным органом. У нас есть Совет трех дум, на котором этот вопрос не рассматривался. Затем это решение должно было утверждаться законодательными собраниями трех территорий. Тем более что внесение этой поправки не внесет каких-либо изменений во взаимодействие юга Тюменской области и северных округов, у нас хорошие партнерские отношения. Неправильно, что в итоге все делалось в срочном порядке. Сама процедура внесения поправок в устав Тюменской области была нарушена. У нас округа достаточно самостоятельные. Меня на каждой выездной рабочей встрече люди возмущенно спрашивают: «Почему выборы отменили?..».
Сергей Васильевич, какие выводы можете сделать по итогам ваших недавних рабочих визитов в ЯНАО? Какие проблемы требуют внимания в первую очередь?
В округе своем бываю часто и всегда есть актуальные проблемы. Сегодня в первую очередь это жилищные вопросы, качество здравоохранения, оплата ЖКУ. На Ямале сегодня многое делается для решения этих вопросов. Так, например, успешно реализуется программа переселения из ветхого жилья. Многое решается в рабочем порядке прямо на местах.
Если затронуть тему ЖКХ, то все больше нареканий мы слышим в адрес управляющих компаний и ТСЖ. Какие дополнительные меры необходимо принять на законодательном уровне, чтобы усилить контроль над деятельностью управляющих компаний?
Как потребитель я сам постоянно сталкиваюсь с работой ТСЖ и управляющих компаний. Сделал вывод такой: где местные власти отслеживают их деятельность, контролируют тему, там все нормально. Взять, к примеру, тот же Ямал. Есть города, где этого вопроса вообще не существует, то есть нормально все идет, работают добросовестно, синхронно. Главы муниципалитетов оперативно решают проблемы, контролируют компании ЖКХ. А есть города, которые лихорадит. Как часто бывает в России, прописано все в законе правильно, но исполняется недостаточно. А если все процедуры исполнять, то претензий к работе не будет. Если руководитель – компетентный специалист, то он заботится о своем городе, поселении. Порой и сами жители инертны, накапливают долги за ЖКУ.
Вы были одним из инициаторов, внесших в областную думу проект закона «О патриотическом воспитании граждан в Тюменской области». Какие недочеты, на ваш взгляд как офицера, есть сегодня в патриотическом воспитании молодежи и какие дополнительные законодательные инициативы, возможно, требуются?
Ну, во-первых, этот закон разрабатывался во взаимодействии правительства Тюменской области и депутатов Тюменской областной думы. Мы и сейчас этому вопросу очень большое внимание уделяем. Я сам бывший военный комиссар региона и один из разработчиков этого закона, тщательно изучал опыт коллег на других территориях. В ряде субъектов приняты подобные законы. Но считаю, что их акты слабее нашего варианта. Недавно под эгидой партии «Справедливая Россия» провели круглый стол на тему патриотизма, все прошло очень позитивно, обсудили многие темы, в том числе говорили об истоках патриотизма. Нам небезразличны взгляды молодежи на те события, которые происходят в стране. Закон приняли, но он будет еще дополняться, дорабатываться. Так получилось, что в этом вопросе мы даже обогнали Россию.
В Тюменской области динамично развивается деятельность студенческих отрядов. В начале мая на заседании Тюменской областной думы в первом чтении был рассмотрен проект закона «О поддержке деятельности студенческих отрядов в Тюменской области». Проект внесен группой депутатов всех фракций. Какая работа ведется сегодня в этом направлении?
Я изначально поддерживал этот закон, когда он еще только задумывался, потому что он сегодня необходим, и очень сильно. Были единичные мнения, что сейчас новая экономическая формация, и мы не можем принуждать бизнесменов взять на работу студенческий отряд, это будет накладно для них. Но все решаемо: устанавливаются льготы для бизнеса и ребят берут. Студенты должны работать по нескольким причинам: они зарабатывают свои первые деньги, учатся духу коллективизма, видят своими глазами производство, получают хорошую трудовую практику. Выезжают на тот же Север, строят железные дороги, здания, работают проводниками, воспитателями в детских лагерях. Молодежь приучается к коллективу, к труду. Думаю, что с принятием закона ситуация только улучшится.
Вы лично принимали участие в работе над областным общественным проектом, направленным на популяризацию здорового образа жизни «Здравый смысл». Что это за проект, в чем его актуальность и как он будет финансироваться?
Есть такое хорошее начинание – это комплексная программа популяризации и пропаганды здорового образа жизни в Тюмени и в Тюменской области. Она расписана на год, предусматривает реализацию комплекса социальных проектов в этой сфере и направлена на привлечение внимания со стороны населения к активному образу жизни. Считаю, что для молодежи она сегодня необходима в первую очередь, хотя программа рассчитана на разные целевые и возрастные категории, в том числе на дошкольников. Депутаты и сами лично участвуют в мероприятиях, проводимых общественными активистами. С финансированием помогают правительство Тюменской области и парламентарии. Это реальное позитивное движение.


