Top.Mail.Ru
Политика
Московская область
0

«Нужно стремиться к тому, чтобы смерти в ДТП носили единичный характер»

Несмотря на усилия властей по реализации программы безопасности дорожного движения, ежегодно в результате аварий гибнут десятки тысяч людей. Еще в начале мая президент Владимир Путин заявил о необходимости создания системы публичного мониторинга ситуации на дорогах и общественного контроля за их обустройством. Выполняя эту задачу, активисты ОНФ разработали проект «Карта жизни».

Несмотря на усилия властей по реализации программы безопасности дорожного движения, ежегодно в результате аварий гибнут десятки тысяч людей. Если в 2013 году на дорогах страны погибло 27 тыс. 25 человек, то в 2014-м этот показатель остался практически на том же уровне – 26 963, хотя, судя по запланированным федеральным целевым показателям, ожидалось, что по итогам прошлого года количество жертв не превысит 26 тыс. 814.

Общественность отстранена от возможности влиять на ситуацию, на что еще в начале мая указал президент России Владимир Путин, заявив о необходимости создания системы публичного мониторинга ситуации на дорогах и общественного контроля за их обустройством. Выполняя эту задачу, активисты Общероссийского народного фронта разработали проект «Карта жизни». Подробнее о нем рассказал «ФедералПресс» руководитель Центра ОНФ «Народная экспертиза» Николай Николаев.

Николай Петрович, скажите, для чего запускать дополнительный проект, если борьба со смертностью в результате ДТП уже является одной из приоритетных программ федеральных властей?

ОНФ занимается мониторингом исполнения майских указов президента, и в одном из них была обозначена четкая цель – снизить к 2018 году количество смертей в ДТП до 10,6 случая на 100 тысяч населения. По итогам прошлого года в 42 регионах страны смертность на дорогах, напротив, увеличилась. При этом происходят очень странные вещи: при сопоставимых тратах на безопасность движения и демографических характеристиках разные регионы демонстрировали абсолютно противоположные результаты. Например, в Калужской области этот показатель вырос на 22%, а в Пермском крае уменьшился на те же 22%. Почему так происходит – совершенно непонятно.

На заседании комиссии по достижению целевых показателей социально-экономического развития 7 мая сопредседатель ОНФ Александр Бречалов доложил о ситуации и о нашей озабоченности в связи с ростом смертности, а также предложил усилить контроль через работу с опасными зонами на дорогах. Владимир Путин подержал эту инициативу, поручил правительству разработать комплекс мер, направленный на создание системы публичного мониторинга ситуации на дорогах с целью выявления наиболее опасных участков автомобильных дорог, и организовать работу общественного контроля за своевременностью принятия неотложных мер по их обустройству. Также глава государства заявил, что тема снижения смертности будет вынесена на ближайшее заседание Госсовета.

Кроме того, Путин поручил проработать вопрос о повышении ответственности федеральных и региональных органов власти за обустройство этих участков и соблюдение требований техрегламентов по строительству, капремонту и так далее.

Странно, что мы наблюдаем повышение смертности, в то время как государство выделяет огромные деньги на реализацию федеральной целевой программы по обеспечению безопасности дорожного движения…

Динамика фактических затрат федеральной целевой программы никак не коррелирует с графиком смертности. За последние 6–7 лет на безопасность дорожного движения было потрачено 52 млрд рублей. И на что их расходуют?.. Это уже вопрос эффективности региональных и местных властей, которые, по сути, распоряжаются этими средствами.

Конечно, по сравнению с той ситуацией, которая была десять лет назад, когда у нас в стране гибло порядка 34 тысяч человек в год, сегодня дела обстоят значительно лучше – в среднем ежегодно в ДТП погибает около 26 тысяч человек. Да, безусловно, определенная положительная динамика есть, но за прошлый год общее количество смертей от дорожно-транспортных происшествий снизилось всего на 0,2 %.

Надо сказать, достаточно странная ситуация сформировалась и в статистике: по итогам 2013 года в ДТП, согласно сводкам МВД, погибло 27 тыс. 25 человек, а по данным Министерства здравоохранения – 20 тыс. 500 человек. Аналогичная ситуация и в 2014 году – количество жертв в результате ДТП, по статистике МВД, составило 27 тыс. 12 человек, а в Минздраве – 20 тыс. 491. Где правда?

Есть ли сегодня недопонимание в межведомственной работе, из-за которой ситуация на дорогах усугубляется?

Это проблема распределения полномочий. ГИБДД нередко судится с муниципальными или региональными властями за то, чтобы поставить какой-то знак или оборудовать какой-то перекресток. По факту получается, что окончательное решение принимают региональные власти – распределяют бюджет, который выделяется на безопасность дорожного движения, принимают решение, на что этот бюджет потратить. Масса проблем возникает из-за того, что нет конкретной структуры, ответственной за конечный результат.

Например, в Калужской области, где смертность за прошлый год увеличилась практически на 22 %, местные власти принимают решение потратить 60 % бюджета, выделенного на безопасность дорожного движения, на приобретение камер, фиксирующих нарушения скоростного режима. Несомненно, камеры нужны. Но ведь опасные зоны так и остаются опасными – там продолжают гибнуть люди, и камеры от смерти не спасут! Наверное, хорошо, что эти камеры фиксируют нарушителей. Но сейчас они прежде всего становятся способом пополнения регионального бюджета. Опять же, вопрос – куда направляются эти деньги? Они направляются просто в бюджет. Но, наверное, было бы логично хотя бы их часть тратить на безопасность дорожного движения! Деньги-то на их приобретение взяты именно из программ БДД!

Проблема безопасности на дорогах является многофакторной. Здесь очень важная роль отводится организации медпомощи, которая сегодня далека от совершенства – есть масса случаев, когда скорая помощь приезжает на ДТП не через 20 минут, а через час или два часа.

Во многих странах, лидирующих по низкому уровню смертности на дорогах, важным инструментом стали публичные карты опасных зон. Использование этого метода позволило снижать количество смертей на дорогах на 15–18 % ежегодно. А каких результатов можно достичь при организации такого подхода в России?

ОНФ изучил опыт других стран, и очень многие из них, кто добился хорошего результата, пошли по пути работы с зонами повышенного риска – очагами концентрации происшествий, где погибают или калечатся люди. Это абсолютно логично – те деньги, которые выделяются на безопасность дорожного движения, должны быть прежде всего направлены туда, где есть жертвы. Поэтому родилось такое предложение – создать «Карту жизни».

Я читал отчет результатов реализации проекта Black Spots в Голландии: за 20 лет власти сумели снизить смертность со ста случаев на 100 тысяч населения до четырех! У них отработаны абсолютно все опасные зоны на дорогах! И мы реально должны стремиться к тому, чтобы смерти от дорожно-транспортных происшествий носили уж точно не системный, а случайный характер.

Когда проходила презентация проекта «Карта жизни», насколько я понимаю, ОНФ заручился поддержкой со стороны общественности и экспертов. Каким образом происходит совместная работа активистов и ведомств?

«Карта жизни» – проект ОНФ, созданный на базе данных, предоставляемых ГИБДД. К настоящему времени в проекте задействованы четыре пилотных региона – Курганская, Ростовская и Калужская области, а также Пермский край. Постепенно проект будет распространен по всем регионам Российской Федерации. В сентябре ГИБДД откроет все данные о ДТП с пострадавшими по регионам и муниципалитетам. Это даст возможность, анализируя адреса ДТП и детали происшествий, выявлять так называемые точки концентрации, то есть самые опасные зоны.

Как это работает. Расскажу на примере Курганской области. Сегодня ведется совместная работа с коллегами из «Яндекса» и региональным отделением ОНФ из Курганской области: мы предоставили данные по ДТП в регионе за последние два года, и активисты ОНФ смогли провести работу в опасных зонах и даже предложили практику реагирования в ряде ситуаций. Кроме того, во время работы наши активисты обнаруживали очень интересные факты: есть, например, участок дороги в регионе, в капитальный ремонт которого было вложено более 400 млн рублей, однако в итоге он стал более аварийным, там стало гибнуть больше людей, чем раньше! Спрашивается – почему такие значительные деньги были потрачены без учета требований повышения безопасности?!

Курганская область. Опасные зоны на дорогах помечены красными точками

Также у нас сегодня наблюдается абсолютно нелогичное обустройство участков дорог в одних и тех же городах. Вот, пожалуйста, Новокузнецк: на тихой улочке жилые дома отделены от проезжей части огромными пешеходными ограждениями, при этом почему-то вход с территории школы на этой же улочке никак не обозначен, а ведь там действительно бы пригодились и пешеходная дорожка, и знак, которые почему-то отсутствуют. А всего на установку таких ограждений в регионе власти Кузбасса потратили 14,6 млн. рублей!

Другой стороной медали являются процедуры реагирования на появление опасных зон: дело в том, что процедуры по установлению светофоров, знаков и ограждений пока обеспечивают долгую и кропотливую работу большому количеству чиновников, но не содействуют снижению смертности. Ведь чтобы установить светофор, нужно потратить полтора года жизни. Складывается очень странная ситуация – если за год на данном участке дороги умирает, к примеру, десять человек, то за время, потраченное на установку регулятора движения, планово погибнет еще 15! То есть сами бюрократические процедуры откладывают спасение людей на регламентные сроки.

Возвращаясь к «Карте жизни»: как именно проект поможет обывателю? Указанием зон повышенной опасности в карте на навигаторе?

В том числе. Первоначально опасные точки дороги будут нанесены на карту, и по ним можно будет посмотреть – сколько за последний период времени случилось столкновений, погибло и ранено людей. Такой инструмент даст всем нашим активистам в регионах возможность проанализировать, что происходит на дорогах, разобраться в ситуации и решить проблему.

«Карта жизни» направлена прежде всего на то, чтобы дать толчок общественному контролю и сделать эффективной трату бюджетных денег. Эффективной не только с точки зрения адекватности цен и закупочных процедур, но и с точки зрения достижения результата – снижения смертности на дорогах. В усилении этого контроля неоценима роль региональных отделений Общероссийского народного фронта. Активисты ОНФ присутствуют в каждом регионе – это наиболее активные представители гражданского общества, которые объединяют вокруг себя большое количество граждан, готовых отстаивать свои права и решать проблемы своего региона. ОНФ – это и есть народ, который, в частности, может повлиять на снижение смертности от ДТП. Чрезвычайно важно дать возможность людям, которые заинтересованы в решении проблем своего города, региона, страны в целом, влиять на конечный результат. Это касается всего – и автомобильных дорог, и здравоохранения, и ЖКХ. Необходимо, чтобы региональные и местные власти знали, что за их работой следит народ, тогда их деятельность будет эффективнее.


 

Беседовала Александра Хасанова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.