Политика
Пермский край
25 февраля 2016, 18:28 0
Редакция «ФедералПресс» / Редакция ФедералПресс

«Дорожные подрядчики должны разделять ответственность с властями»

Эксперт ООН рассказал, почему выгоднее заключать многолетний контракт на содержание дорог

Уходящая зима запомнится пермякам проблемами с уборкой улиц. Снежные завалы вызвали такую лавину претензий горожан, что глава Перми Игорь Сапко лишил премии себя самого и главу администрации Дмитрия Самойлова. Почему эксперты поддержали вызывающую нарекания систему, рассказывает директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, эксперт ООН Михаил Якимов.

Уходящая зима запомнится пермякам проблемами с уборкой улиц. Снежные завалы вызвали такую лавину претензий горожан, что глава Перми Игорь Сапко лишил премии себя самого и главу администрации Дмитрия Самойлова. Звучали предложения отказаться от трехлетних контрактов на содержание улиц и вернуться к однолетним, чтобы усилить контроль за подрядчиками. Однако сегодня было принято принципиальное решение сохранить действующий формат соглашений с подрядными организациями. Почему эксперты поддержали вызывающую нарекания систему, рассказывает директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, эксперт ООН Михаил Якимов.

– Говорят, что годичные контракты на содержание улиц и дорог лучше. А давайте не на год заключать, а на месяц или даже на день? Игроки новые придут, конкуренция будет бешеная, рынок будет. А дорог не будет. Есть жизненные циклы производственного процесса, включая накопление материалов, взятие техники в лизинг, ее обновление. Вариант, кто предложит наименьшую сумму контракта, много раз доказывал свою неэффективность в дорожной отрасли. Не случайно рынок подрядных организаций ограничен. Еще меньше рынок поставщиков нерудных материалов (щебня, песчано-гравийной смеси). Короткие контракты подрядчиков сложно состыковать с длинными контрактами поставщиков, планирующих на годы вперед.

– Но ведь претензии к подрядчикам есть, что с ними делать? Расторгать контракты и гнать с рынка?

– Есть такой тренд – формировать черные списки. Все это наперебой предлагают – и депутаты, и блогеры. Ну вот расторгли контракт с подрядчиком, который затянул реконструкцию набережной. Подрядчика нет, и набережной нет. Повторю: нужны долгосрочные контракты и списки, только не черные, а белые. Разрывать контракты мы научились, а вот поддерживать тех, кто умеет работать, пока не очень. Но только так мы сформируем рынок, на котором можно выбирать.

– А с негативом что делать? Пока рынок сформируется, власти без премий насидятся.

– Видели на светофорных стойках телефоны организации ответственной за работу этого светофора? Повесьте рядом телефон ответственного за содержание данной улицы или дороги. С именем, фамилий и должностью. Надо всего лишь в контракты заложить обязанность подрядчика раз в неделю встречаться с прессой и жителями города с отчетом о сделанной работе. Глава города открытый прием проводит? Вперед! Вместе с ним на встречу с горожанами! Чтоб если недоработал, люди ему в лицо плевали, а не в адрес городских властей. Подрядчик должен разделить публичную ответственность с исполнительными и представительными органами власти. Если подрядчик депутат – еще лучше, задумается о своем имидже, когда люди будут его имя связывать с конкретной дорогой, по которой не пройти – не проехать.

– Где подсмотрели такое?

– Это моя идея в развитие идеи контрактов жизненного цикла. На конкурсах надо разыгрывать не тонны или километры, а время. В Новгороде меня спросили, как проконтролировать качество нанесения дорожной разметки. А не надо контролировать этот параметр, надо контролировать наличие разметки. Хочет подрядчик потратиться на пластик – пожалуйста, решил каждый день фломастером разметку рисовать – пускай, лишь бы ее видно было. Так будет проще самому заказчику.

– Еще в Перми снова ждут, что вместе со снегом с дорог сойдет и асфальт.

– Год от года отличается. Нынче зимой тепло было, февраль – вообще уникально теплый. Но главное – это перепады температур. В 2009 году были перепады серьезнее, не зря именно тогда появилось общественное движение «Мы скорбим по пермским дорогам». В этом году особых проблем не будет, но от ямочного ремонта мы никуда не денемся. Не надо считать его проявлением какой-то технологической отсталости.

– А что мешает отремонтировать дорогу раз и навсегда?

– Можно, конечно, потратить весь бюджет города и сделать идеальные 100 километров дорог. А с остальной тысячей километров что делать? И простоят ли эти 100 километров следующие десять лет в ожидании нового идеального ремонта? Конечно, нет!

– Получается, что вы на новом для себя федеральном уровне работы не столько новые идеи подмечаете, сколько пермские рекомендуете?

– Пока все выглядит именно так. Вынесем Москву и Петербург за скобки, а в остальных муниципалитетах нет выстроенной системы, нет ответственности департамента дорог и транспорта за целевые показатели передвижения человека в пространстве, будь то на общественном или личном транспорте, на элетроскутерах, велокруизерах или пешком. Функция органов местного самоуправления размыта среди разных структур, включая надзорные и ГИБДД. В Перми любое управленческое решение учитывает параметр времени реализации транспортной транзакции жителей.

Наличие такой системы показателей позволяет объективно оценивать эффективность принимаемых решений. Возьмите историю с миникругом (самым маленьким в стране) на пересечении улиц Куйбышева и Советской. Было предложение поставить там светофор, чтобы организовать переход пешеходов к МФЦ и приемной президента. Однако расчеты показали, что для замедления движения машин, спускающихся со стороны улицы Монастырской, будет достаточно организовать круговое движение. Это – саморегулируемая система, которая, в отличие от светофора, не сломается, не выключится, она дешевле в обслуживании.

Мой совет муниципальным властям всех городов: вы по закону отвечаете за организацию дорожного движения, используйте этот инструмент, формулируйте свои правила игры подрядчикам, дорожным строителям, застройщикам, выводите их в публичную плоскость, и тогда не придется брать на себя ответственность за то, что водитель снегоуборочной машины не вышел на работу.

Справка «ФедералПресс»:

Якимов Михаил Ростиславович – доктор технических наук, профессор Пермского национального исследовательского политехнического университета, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, эксперт ООН, научный руководитель ООО «Агентство дорожной информации «Радар». Основные направления научной работы: транспортное планирование, организация дорожного движения, математическое моделирование транспортных систем, математические методы и модели в экономике.

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Loading...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Facebook 1