Top.Mail.Ru
Политика
Свердловская область
0

Бизнесмены не видят своих возможностей, поэтому сетуют на власть

В общей массе бизнесменов можно разделить на две категории: на тех, у кого бизнес идет в гору, и тех, чьи компании не так успешны. К бизнес-образованию чаще обращаются представители первой категории, которые знают, что залог стабильного роста — это своевременное и системное обучение.

В общей массе бизнесменов можно разделить на две категории: на тех, у кого бизнес идет в гору, и тех, чьи компании не так успешны. К бизнес-образованию чаще обращаются представители первой категории, которые знают, что залог стабильного роста — это своевременное и системное обучение. От представителей второй чаще всего слышатся сетования на всех и вся, особенно на власть – высокие налоги, драконовские законы, суровые условия и т.д. Роптать можно до бесконечности, но вряд ли это изменит дело. Гораздо действеннее перенять знания, необходимые для развития бизнеса в уже сложившихся условиях. Для этого и существует бизнес-образование. У кого, чему и зачем нужно учиться бизнесменам, «УралПолит.ру» рассказала генеральный директор Центра бизнес-образования (ЦБО) Ольга Жигальцова.

Ольга Ивановна, как вы считаете, почему у многих бизнесменов представление о бизнес-образовании как о дорогом излишестве?

Многие сегодняшние руководители пришли в бизнес, что называется, от сохи. Они создавали свое дело в мятежные 90-е, когда, в условиях разрухи и дефицита, на коне оказывался самый смелый, прыткий и решительный. Никто тогда не корпел над бизнес-литературой, не изучал маркетинговые технологии. Действовали интуитивно – и это работало.

Сегодня совершенно другая конъюнктура, другие правила игры. Побеждает не сильнейший, а самый подготовленный: подготовленный к избирательному и пресыщенному потребителю, к жесточайшей конкуренции в частности, и в целом – ко всем капризам рынка. Сегодня не вырвать кусок прибыли нахрапом, как раньше, напротив, нужны точно выверенные тактические и стратегические технологии. Где их взять? Вот тут-то и вспоминают про бизнес-образование.

Но почему бизнесмены так долго не решают начать обучение?

Сначала оговорюсь, что культура системного образования формируется в России высокими темпами, формируется некий культ знаний и просыпается желание получать передовой инструментарий для своего бизнеса.

А что касается причин, почему какие-то компании не выделяют бюджетов на обучение: к нам редко приходят с повинной: вот, мол, пришел потому-то и потому-то. По моим наблюдениям, у представителей мелкого бизнеса несколько превратное представление о консалтинге. Они полагают, что заведовать ларьком или цветочным магазином можно и без подсказки.

Средний бизнес зачастую не понимает, за что бизнес-тренеры берут деньги, считая их в худшем случае шарлатанами, а в лучшем – книжными червями, не видевшими «живого» бизнеса. Крупный бизнес тоже задается вопросом о целесообразности бизнес-обучения, полагая, что сам факт управления большим хозяйством – показатель большой учености.

Кто-то, возможно, раз обжегся о некомпетентного тренера и больше не намерен выбрасывать деньги на ветер. Хотя, разумеется, есть и другие причины.

Тогда как определить хорошего бизнес-тренера, есть ли объективные критерии оценки?

Да, безусловно, в первую очередь это опыт: тренерский и консалтинговый. Резюме хорошего спикера отличает многолетняя практика (от 10 лет), список проведенных программ в крупных компаниях – это очень важный момент. Если тренеру доверили подготовку сотрудников такие компании, как «Билайн», Сбербанк, Газпром и др., значит, он профессионал.

Вот, например, мы реализуем этим летом крупный проект «5 звезд: 5 стратегий роста». В рамках проекта привозим таких спикеров, как Радислав Гандапас, Радмило Лукич, Сергей Макшанов – у всех многолетний опыт преподавания, руководство собственными компаниями, тысячи положительных отзывов. Поэтому наши сотрудники, приглашая на программы, абсолютно оправданно гарантируют качество и надежность полученных знаний.

Как сказал в одном из интервью Радмило Лукич, если правильно подойти к выбору тренера, то любой тренинг будет инвестицией, а если подойти неправильно, то это будет затратная часть.

Чему может научиться опытный бизнесмен, у которого за плечами не один десяток лет руководства компанией?

Ну, если этот бизнесмен Билл Гейтс, Стефан Перссон или Михаил Прохоров, тогда вряд ли бизнес-образование будет для него актуально, скорее он должен делиться опытом. А если нет, тогда как минимум бизнесмен сможет узнать, почему его компания до сих пор не достигла масштабов Microsoft и оборотов H&M, узнать, что можно позаимствовать у процветающих компаний и как внедрить лучшие разработки, модели и технологии в свой бизнес.

Сейчас на рынке бизнес-образования много разных форматов: мастер-классы, семинары, MBA и т.д. Как выбрать самый оптимальный?

Все зависит от целей. Наша позиция – комплексное обучение. В любом бизнесе возникает необходимость решать сиюминутные задачи, тогда это короткие курсы, мастер-классы, тренинги. Выведение бизнеса на новый уровень масштабности и/или качества невозможно без системного подхода. И в этом случае – компании обучают ТОПов и персонал на среднесрочных курсах, а тех, кто вырабатывает стратегические решения – на МВА.

Какие направления в бизнес-образовании сейчас наиболее востребованы?

Все зависит от той точки развития, в которой находится компания. Для одних – это выработка стратегии будущего развития бизнеса, и тогда не обойтись без курса Сергея Макшанова «Стратегическое управление в условиях изменений». Для других актуальна отладка внутренних бизнес-процессов, и здесь акценты могут быть смещены в маркетинг, управление проектами, управление персоналом, управление продажами. Многие зрелые руководители решаются на программы МВА – комплексное системное обучение с получением полновесного диплома, свидетельствующего о высшей степени менеджерского мастерства «Master of Business Administration».

Как можно вообще охарактеризовать рынок бизнес-образования? Он растущий?

Безусловно, у нас все только начинается! Американскому рынку бизнес-образования – более 100 лет, европейскому – 60 лет, российскому – всего около 20 лет.

Чему и где учатся бизнес-тренеры?

Здесь однозначно ответить не получится. Сколько тренеров – столько неповторимых историй приобретения опыта. Всех наших тренеров объединяет то, что они практики с богатым опытом: кто учит продажам, тот сам начинал с продаж, тренеры по маркетингу – с маркетинговых отделов. Нет таких, кто бы пришел в бизнес-образование, только окончив курсы бизнес-тренеров. Я твердо убеждена, что хороший тренер – это наполовину практик. Поэтому юные дарования, которые транслируют знания, спешно добытые из деловой литературы, вызывают у меня лишь снисходительную улыбку.

Какая информация, которую вы узнали на обучающем семинаре, спасла вас от неприятной ошибки в бизнесе?

Самым ярким примером тут будет лето 2008 года, когда международный консультант по управлению Александр Лузин на организованном ЦБО мастер-классе дал прогноз развития мирового кризиса. Уралу на тот момент оставалось ждать его два-три месяца. После этого прогноза мы пригласили в Екатеринбург Сергея Макшанова и Станислава Хайниша с программами «Управление компанией в условиях кризиса». Благодаря их рекомендациям, я вовремя предприняла необходимые меры по спасению компании: мы кардинально перестроили календарь программ. Темы и содержание семинаров и бизнес-курсов были направлены на то, как не только выжить в кризис, но и продолжать рост, открывая внутренние ресурсы и даже захватывая новые рынки. Кроме этого, мы провели стратегическую сессию и разработали план развития ЦБО в зависимости от глубины и серьезности влияния внешних обстоятельств, сделали кадровые перестановки и т.д. В итоге ЦБО благополучно пережил кризис, не только остался на плаву, но вышел к концу 2009 года с приростом в объемах, прибыли и доле рынка.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.