Top.Mail.Ru
Карты конфликтов
Томская область
0

Итоги недели СФО: бюджетные неурядицы, русская среда и филармония в судах

Главные события с 16 по 22 ноября в спецпроекте «ФедералПресс». Региональный экспертный взгляд

На прошедшей неделе в сибирских регионах активно обсуждали бюджеты, сетуя на то, что на развитие денег совсем не остается. В Новосибирске это даже вылилось в скандал. В Омске решили сократить одного вице-мэра, в Туве ввести «русскую среду», а в том же Новосибирске местная филармония судится с очередным заслуженным работником. Подробности – в еженедельном обзоре «ФедералПресс.Сибирь».

На прошедшей неделе в сибирских регионах активно обсуждали бюджеты, сетуя на то, что на развитие денег совсем не остается. В Новосибирске это даже вылилось в скандал. В Омске решили сократить одного вице-мэра, в Туве ввести «русскую среду», а в том же Новосибирске местная филармония судится с очередным заслуженным работником. Подробности – в еженедельном обзоре «ФедералПресс.Сибирь».

1. Депутаты Новосибирского горсовета против бюджета

В областном центре разгораются страсти относительно бюджета Новосибирска на будущий год. Параметры его известны: доходы на уровне 33,8 млрд рублей, расходы – 34,8 млрд рублей. Мэр Анатолий Локоть представил проект бюджета депутатам, и уже ясно, что процедура его принятия не будет простой.

Так, комиссия городского совета по городскому хозяйству подвергла представленный вариант бюджета критике. По итогам заседания сразу девять депутатов поддержали идею не рекомендовать к принятию предложенный бюджет, а еще двое воздержались. В горсовете говорят, что против предложенного варианта бюджета могут высказаться также и другие комиссии Совета депутатов.

Эксперты считают, что подобными действиями депутаты намерены повлиять на политику региональных властей в надежде, что область выделит городу субсидии и субвенции в размере полмиллиарда рублей.

Мнения экспертов

Вячеслав Илюхин, депутат Совета депутатов г. Новосибирска:

«Убежден, что бюджет в том виде, в котором он есть сейчас, принимать нельзя по двум причинам. Первая причина – это межбюджетные отношения. Они не выдерживают никакой критики. С федерацией – это другой вопрос; что касается области, про шесть миллиардов рублей мы уже говорили. Плюс ко всему мне кажется, что все вопросы нужно пересматривать. Поэтому нам необходимо проводить общее совещание с областью, где нужно заявлять о своих правах».


Николай Тямин, председатель постоянной комиссии по социальной политике и образованию Совета депутатов г. Новосибирска:
 
«Исходя из проекта бюджета города Новосибирска на 2016 год, необходимо выбрать приоритетные направления и не ошибиться. Есть вопросы, которые не требуют больших финансовых или вообще каких-либо затрат, а именно организационные вопросы».



2. Желанный мэрией кредит

На минувшей неделе региональное заксобрание поддержало проект краевого бюджета на 2016 и плановый период 2017–2018 годов. Хронические налоговые недоплаты, увеличение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума (а значит, автоматически и рост объемов социальных выплат), большие расходы на обслуживание госдолга региона, при этом реализация новых краевых программ (например, поддержка АПК в размере 6,2 млрд рублей) – все это продиктовало далеко не оптимистичные параметры финансового документа: доходы – 192,8 млрд рублей, расходы – 207 млрд рублей, дефицит – 14 млрд рублей.

А через несколько дней мэр Красноярска подписал постановление, согласно которому городская администрация намерена взять кредит в 2,2 млрд, чтобы покрыть дефицит городского бюджета, запланированный на 2016 год в объеме 1,5 млрд рублей, и закрыть часть муниципального долга Красноярска, который на 1 января 2016 года составит 9,88 млрд рублей. При этом на обслуживание займов (в частности, выплату процентов по ним) мэрия готова потратить за 3 года 936 млн рублей.

Мнения экспертов

Алексей Клешко, заместитель председателя Законодательного собрания Красноярского края:

«Нужно понимать, что сейчас краевой бюджет и не может быть бездефицитным. В нем полностью сохраняется (а в некоторых случаях и увеличивается) финансирование региональных и федеральных программ, социальных обязательств. При этом доходы бюджета более чем на треть обеспечиваются за счет налогов на прибыль нескольких крупнейших компаний, работающих в регионе. А они, в свою очередь, в большой степени зависят от ситуации на мировых рынках. Это, в частности, такие предприятия, как «Норильский никель», «Русал», компании, обеспечивающие для них энергетическую инфраструктуру и т. д. То есть получается, что бюджет Красноярского края в серьезной степени зависит от политической и экономической ситуации в мире.

Поэтому, когда в краевом правительстве говорят о том, что бюджет-2016 сверстан по оптимистичному сценарию, я поправляю: по напряженному. Сейчас нам необходимо прежде всего сохранить выполнение всех социальных обязательств, а для этого обеспечить стабильность налоговых поступлений, подумать о привлечении внебюджетных средств. И еще одной мерой выполнения бюджета станет серьезная экономия – прежде всего предлагается урезать расходы краевой исполнительной и законодательной власти. Пусть чиновники в этом плане начнут с себя».

Константин Сенченко, депутат Красноярского городского Совета депутатов:

«Сама по себе цифра в 1,5 млрд рублей (размер дефицита бюджета будущего года) не критична. Гораздо больше пугают в этом смысле темпы инфляции и то, что они не учитывались при формировании нового финансового документа. То есть в городе выполнение социальных программ, льготы, зарплаты бюджетников, финансирование ряда специальных городских программ остались на том же уровне, что и в прошлом году. А это в условиях роста цен фактически означает падение уровня жизни красноярцев. Безусловно, городские власти должны были это учесть. Пока же налицо, считаю, их экономическая безграмотность. Да и общее направление финансовой политики, когда деньги с мест выкачиваются в пользу Москвы, вместо того чтобы поддерживать бизнес, инициативы на местах, развивать местные рынки – в корне неправильно. Бюджетообеспеченность москвичей и так уже втрое больше, чем у сибиряков, при том что условия жизни в Москве и в Сибири не сравнить».

Александр Глисков, заместитель председателя красноярского горсовета:

«Нужно сказать, что вплоть до 2013 года бюджет Красноярска был бездефицитным. Дефицит возник позже, однако я не считаю критичной цифру в 1,5 млрд рублей. Во-первых, бюджет всегда планируется исходя из максимальных расходов. Например, мы закладываем в бюджет определенные суммы на компенсации семьям, в которых дети не посещают садики, но ведь красноярцы за этими компенсациями могут и не обратиться, получив место в детском саду. То же с тендерами и аукционами – колебание в ту или другую сторону цен в ходе торгов может в зависимости от конкретной ситуации снизить бюджетные расходы или увеличить доходы. Что же касается займов, которые намерена взять администрация, то не факт, что реально этими заемными средствами ей когда-нибудь придется воспользоваться. Кредитная линия может быть открыта, однако сами деньги останутся неизрасходованными».

3. Сокращенный вице-мэр

В начале прошлой недели стало известно, что в администрации Омска грядут кадровые перестановки. Вячеслав Двораковский сообщил, что структура мэрии претерпит изменения. В частности речь идет о сокращении должности одного из вице-мэров. На этот раз речь идет об Александре Поповцеве, который курирует деятельность департамента городской экономической политики. При этом сам градоначальник постарается подыскать для чиновника другое место в мэрии. На данный момент у Вячеслава Двораковского двое заместителей – вторым заммэра является Сергей Фролов, отвечающий за функционирование департамента городского хозяйства. Поповцев назначался в период, когда шла активная деятельность по банкротству «Мостовика», и являлся обладателем уникальной информации, ведь именно он курировал детище Шишова в качестве руководителя инспекции по крупнейшим налогоплательщикам Омской области. Сейчас, видимо, ситуация изменилась.

Напомним, что в мае этого года сыну первого вице-мэра Омска Максиму Поповцеву было предъявлено обвинение в растрате на 9 миллионов. В итоге суд отправил Поповцего-младшего на пять лет в колонию общего режима. Кроме того, его обязали выплатить коммерческой организации чуть менее 2 млн рублей в качестве возмещения причиненного материального ущерба.

Мнения экспертов

Дмитрий Фетисов, директор консалтингового агентства NPR Group:

«Тут, скорее, факты наложились один на другой. В частности, к мэрам повышенное внимание в рамках антикоррупционной компании и сейчас появление уголовных дел в отношении мэров, их заместителей, а также членов их семей может пагубно сказаться на карьере. К тому же на уровне администраций крупных городов идет укрупнение чиновничьих аппаратов и тенденция к тому, что у мэра должен быть один заместитель. В данной ситуации к работе Александра Поповцева есть вопросы»


Александр Малькевич, генеральный директор 12-го канала (Омск):

«Увольнение Поповцева – шаг вполне понятный, с точки зрения его руководителя. На мой взгляд, первый заместитель везде должен быть один – просто потому, что он первый. У Медведева, у Нарышкина, у Назарова так. Это во-первых. Ну а второй глобальный момент, конечно, связан с подготовкой к празднованию 300-летия Омска. Я как человек новый в городе могу задать много риторических вопросов о том, «почему все так невесело»; в том числе – об информационной открытости этого события. В частности, я считаю, что медиакампания по проведению 300-летия города в значительной степени проиграна. Если почитать блоги и посты, которые размещают в интернете неравнодушные омичи, то картина складывается весьма мрачная. Хотя время еще есть, но для этого, на мой взгляд, нужно проводить контркампанию, а вместо этого проходят массовые совещания. Лучше бы сделали интерактивную карту на сайте омской мэрии с перечнем объектов – что сделано, что в пути и так далее. Нельзя молчать! И если выбирать из двух заместителей, то при сокращении остается, как правило, наиболее эффективный. Так и произошло».

4. Несовременный мораторий

На очередной сессии Законодательного собрания Новосибирской области был поднят вопрос об отмене моратория на смертную казнь для террористов. Первый заместитель председателя заксобрания, руководитель фракции «Единая Россия» Андрей Панферов заявил, что фракция примет проект обращения к президенту России Владимиру Путину с предложением об отмене моратория на смертную казнь в отношении террористов. Панферов заявил, что документ будет детально отработан и вынесен на обсуждение на следующей сессии заксобрания в декабре. Он уверен, что подобное обращение будет поддержано всем депутатским корпусом.

Председатель Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив подтвердил, что все вопросы, касающиеся безопасности, в том числе и предложение Андрея Панферова, будут вынесены для рассмотрения на декабрьскую сессию.

Мнения экспертов

Дмитрий Козловский, депутат Законодательного собрания Новосибирской области, член комиссии по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции:

«Хочу сказать, что депутаты самостоятельно выступили с этой инициативой, без каких-либо подсказок. Вы же видите, что происходит в мире, в стране. Депутаты не могут не реагировать на это. И это именно инициатива депутатов! Сейчас прорабатывается формулировка, и на следующей сессии это будет обсуждаться. Думаю, что депутаты заксобрания такую инициативу поддержат».

Алексей Осипов, президент Сибирской академии политических наук, доктор исторических наук, профессор СГУГиТ:

«В данном случае, скорее всего, речь идет о мерах популистского характера. Нужно как-то себя показать, в тренд попасть, а тренд как раз уже и наметился. Что же касается существа проблемы, то если бы у нас была абсолютно справедливая судебная система (равно как и правоохранительная и правоприменительная), наверное, это могло бы иметь место.

Но мы имеем то, что имеем. В отношении террористов я не думаю, что такая мера может иметь серьезную эффективность. Ведь эти люди зомбированы и готовы погибнуть. Что касается организаторов терактов, то против них проводятся спецоперации, и они часто не остаются в их ходе в живых. В ходе самих операций и торжествует справедливость. В общем, есть поле для раздумий, и однозначно оценить такое предложение невозможно».

5. Подготовка бюджета к трехсотлетию Омска

В Омском городском совете прошли публичные слушания главного финансового документа. Народные избранники и общественники ознакомились с параметрами казны на ближайшие три года Они приняли решение, что необходимо более рачительно относительно к имеющимся средствам. В частности, доходы бюджета предлагается определить в сумме 12,396 млрд рублей, расходы – 13,156 млрд рублей. Дефицит бюджета составил 760 млн рублей, или 10 %. В итоге парламентарии рекомендовали на пленарном заседании принять проект бюджета в первом чтении, а также предложили направить соответствующее заключение в комитет по финансово-бюджетным вопросам.

Мнения экспертов

Василий Мамонтов, первый заместитель председателя Омского городского совета (озвучил свою позицию в СМИ):

«Если не мелочиться, то нужно просто изменить распределение денег на разных уровнях. Вопрос в том, чтобы урегулировать межбюджетные отношения, это самое главное. Это – основная задача депутатов Омского городского совета, да и вообще для всей страны, потому что не только наш бюджет страдает. К сожалению, и у области, и у других регионов бюджетные долги растут постоянно. А если они растут, значит бюджет сформирован не совсем верно. Могу сказать, что больших налоговых поступлений мы не увидим, пока не изменится распределение бюджетов по всем уровням. В свое время мэр выходил на Федеральное собрание РФ с задумкой, чтобы 50 % налоговых поступлений отдавалось федерации, 30 % – региону и 20 % – городу. Вот это было бы здорово. А сейчас из собственных доходов в 134 миллиардов мы получили 7,6. А изменить это можно только на федеральном уровне».

Алексей Ложкин, депутат Законодательного собрания Омской области (партия ЛДПР):

«На сегодняшний день были рассмотрены лишь первые параметры – это расходные и доходные части. В частности, доходная часть бюджета делится на две: отчисление по налогам с физических лиц, от работающего населения. Но здесь мы повлиять никак не можем, ведь организации и предприятия должны повысить зарплаты людям. Второй налог – это земля, сдача в аренду, продажа земельных участков. Как посмотрел, только 20–30 % участков используются по назначению. Нужно расторгнуть договоры с теми, кто использует их не по назначению, и выставить заново на торги. Вот, пожалуй, основные источники, где можно заработать. Конечно, это не огромные цифры, но, в любом случае, копейка рубль бережет, и все это необходимо отслеживать и вести контроль».

Вадим Чеченко, министр финансов Омской области:

«Бюджет города Омска, как и региональный бюджет, формировался в сложных экономических условиях. К его формированию был применен консервативный подход – никаких прорывных действий в бюджете Омска не заложено, вместе с тем он позволяет органам власти исполнить все свои полномочия. В администрации Омска работает профессиональная команда финансистов. Нет сомнений, что они справятся с основной задачей – сбалансировать расходные обязательства с доходами города. Значительную часть бюджета Омска составляют трансферты из вышестоящих бюджетов. Правительство Омской области и администрация города консолидируют усилия по привлечению средств, чтобы достойно подготовить Омск к 300-летнему юбилею».

6. Увольняющая худруков филармония

На прошлой неделе в суд Центрального района Новосибирска поступил иск бывшего руководителя музыкально-литературного отдела областной филармонии Александра Сперанского. Заслуженный работник культуры России, награжденный медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, полагает, что Новосибирская областная филармония, где он проработал 53 года, грубо нарушила процедуру его увольнения.

Александр Сперанский стал уже четвертым «пострадавшим» художественным руководителем новосибирской филармонии после того, как ее руководителем стала Татьяна Людмилина. Первой была уволена начальник отдела областных гастролей Лола Азимова. Позже с должности художественного руководителя отдела детско-юношеских программ был уволен его создатель – Владимир Калужский. Третьим стал создатель ансамбля ранней музыки Insula Magica Аркадий Бурханов. Однако он смог не только обжаловать в суде два взыскания, которые вынесла директор Татьяна Людмилина, но и компенсировать судебные издержки, а также добиться моральной компенсации со стороны концертной организации.

Мнения экспертов

Александр Савин, руководитель новосибирской филармонии в 1987–1989 годах:

«Ну нельзя же так с людьми. Все должно быть по-человечески. Надо творчеством заниматься, а не шашкой махать. Александр Сперанский – это человек, который прошел через тот период истории новосибирской филармонии, когда она ютилась в неприспособленном помещении без туалета в центральном парке. Новый директор филармонии просто избавляется от людей, которые значительно выше нее по культурному уровню. Надо найти в себе силы, чтобы попрощаться достойно, предложить интересную должность консультанта или советника, чтобы человек не чувствовал себя оторванным от того, чему он отдал столько лет своей жизни».

Владимир Калужский, заслуженный деятель искусств России:

«Увольнение Александра Феодосьевича Сперанского, несмотря на все юридические обоснования, выглядит тенденциозным и несправедливым. С человеком, который отдал более полувека работе в филармонии, так обращаться нельзя. Уж грамоту какую-либо можно было дать в знак благодарности! Такие люди, их опыт, знания – бесценный капитал в любом творческом коллективе».


7. Желанная русская среда

Глава Тувы Шолбан Кара-оол поручил подготовить проект постановления правительства Тувы о проведении так называемой русской среды, когда в третий день недели все официальное общение в муниципалитетах и других общественных местах республики велось бы на русском языке.

С такой инициативой к главе республики обратилась заместитель министра образования республики Елена Хардикова, которая сообщила, что данную инициативу уже готов поддержать Сут-Хольский район Тувы. Эксперимент предполагается распространить на всю республику.

Мнения экспертов

Валерий Иргит, советник главы республики:

«Глава Тувы Шолбан Кара-оол неоднократно говорил о роли русского языка в жизни тувинцев, поскольку тот дает возможность быть более успешным, а также вносит элемент толерантности и согласия в общество. Более того, правительство республики прилагает много усилий для развития русского языка и укрепления культурной связи русского и тувинского народа на конкретных проектах. Мы ввели должность «инспектор по русскому языку», привлекаем учителей и носителей в кожууны. Учителям русского языка, которые желают жить и работать в отдаленных сельских поселениях, выделяют финансовую поддержку в размере 1 млн рублей».

Игорь Дулуш, директор Тувинской государственной филармонии:

«Каждый житель Великой степи исторически обязан знать русский язык, если мы преклоняемся перед своими предками. Тувинцы за всю свою историю, как говорят наши старики, долго шли по этой жизни. Мы, тувинцы, встречались со многими народами. Но побрататься с монголами и китайцами не получилось. Зато получилось с русскими, людьми другой расы и другой веры, и лучшего друга за все эти века тувинцы так и не нашли».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.