Top.Mail.Ru
Политика
Новосибирская область
0

«Позиция Минобрнауки – это не предложения для обсуждения, а директива к исполнению»

У Валентина Пармона, председателя СО РАН, от реформы уже голова болит
У Валентина Пармона, председателя СО РАН, от реформы уже голова болит

На недавней коллегии министерства науки и инновационной политики Новосибирской области неожиданно был поднят вопрос о моратории по законопроекту об отделении имущества СО РАН. Академики выразили протест, считая, что тогда сибирское отделение станет совсем недееспособным органом для научной деятельности. Кандидат исторических наук Сергей Чернышов считает, что позиция СО РАН противоречит здравому смыслу и не в силах затормозить развитие реформы Академии наук. Об этом он рассказал «ФедералПресс»:

«Когда начиналась реформа Академии наук, то в ее основе была следующая идея – создать орган исполнительной власти, который займется хозяйственными делами АН, а ученым оставить исследования, то есть, их основную деятельность. То, что сейчас происходит с имуществом СО РАН – это логичное продолжение реформы Академии. Логика простая: научные институты – это федеральные бюджетные учреждения науки, и ими как хозяйствующими субъектами управляет Минобрнауки. А Российская академия наук, Сибирское отделение, региональные научные центры должны стать клубами ученых, занимающимися не сдачей в аренду детских садов, а координацией и экспертизой научных исследований в стране.

Собственно, еще после первой реформы само понятие «СО РАН» стало довольно условным, а полномочия его председателя по отношению к научным институтам – во многом, номинальными. Раньше все было устроено как вертикаль власти: РАН, СО РАН, его научные центры в некоторых городах Сибири и научные институты. Председатель СО РАН в этой вертикали власти был существенным звеном. Теперь институты формально перестали подчиняться председателю СО РАН, аналогично и институты в Томске, Иркутске и других городах перестали подчиняться главам Томского, Иркутского и других научных центров соответственно. Соответственно и позиция глав научных центров стала номинальной – они больше не начальники директорам научных институтов, а руководители своих собственных формально отдельных бюджетных учреждений. Даже исполняющих обязанности руководителей институтов можно назначить без всякой на то формальной санкции председателя СО РАН.

Поэтому понятно, что имущество, о котором так много говорится, – один из последних шансов для президиума СО РАН сохранять хоть какое-то хозяйственное влияние. Поэтому вполне понятно, что реформа пришлась не по душе. Как когда-то недавно многим не нравился переход на жесткую систему KPI для научных институтов и отдельных ученых. Конечно, гораздо проще работать «в свободном полете».

Следующий этап систематизации деятельности в этой сфере – имущество СО РАН. Фактически в какой-то момент государство заявило, что оно будет управлять имуществом напрямую через Сибирское территориальное управление. Ничего особенного не прошло – например, аналогичным образом сейчас Минобрнауки управляет тысячами вузов по всей стране – напрямую, без всяких посредников. В свою очередь, для СО РАН эти активы, прибыль от которых исчисляется сотнями миллионов рублей в год, – последний бастион, за который стоит побороться. Отсюда и несвойственная Президиуму СО РАН оперативность – как признавались сами академики ряду СМИ, они узнали о предстоящем заседании, на котором им заявили о переходе имущественного комплекса, буквально за два часа до его начала. Не припомню, чтобы также быстро решались здесь вопросы развития научно-исследовательской деятельности.

Что, вообще говоря, сейчас должно делать СО РАН? Прежде всего, осознать, что позиция учредителя – это не предложения на обсуждения, а директива, которую необходимо исполнять как подведомственной организации. Если позицию Минобрнауки РФ как собственного учредителя СО РАН или отдельные академики не могут принять – необходимо искать для своей научной деятельности другого учредителя или инвестора, позиции которого совпадают с протестующими. Это сложнее, но вполне реалистично. Ведь Карл Маркс в свое время нашел себе в качестве спонсора Фридриха Энгельса – и ничего, спокойно занимался наукой без особенных KPI. Тем более, что звание академика является пожизненным, с соответствующей безусловной стипендией – в конце концов, только за счет этого наукой вполне можно заниматься без всяких должностей».

Фото: РИА «Новости» / Рамиль Ситдиков.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.