Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Мусорные полигоны, токсичные отходы и коррупция: топ-5 экологических конфликтов Приволжья в 2021 году

Редакция «ФедералПресс» / Мира Майнд
Нижегородская область
4 ЯНВАРЯ, 2022

В ушедшем году в Нижегородской области судили преступную ячейку, вывозившую опасные отходы на полигон в Балахне, а рекультивация шламонакопителя «Черная дыра» вновь остановилась. В Башкирии Росприроднадзор судится с полигоном ТБО в Стерлитамаке, а в Пермском крае пытаются найти решение проблемы шахтных изливов, загрязняющих почти все реки региона. О главных экологических конфликтах ПФО в 2021 году рассказываем в спецпроекте «ФедералПресс».

Балахнинское дело: мусорный полигон с криминальной историей

Одним из самых громких экологических конфликтов этого года в Нижегородской области стала история мусорного полигона в городе Балахна, неожиданно принявшая криминальный

оборот. На полигоне, существовавшем с 2012 года (а мусор сюда традиционно сваливали с 1928 года), уже несколько лет фиксировались многочисленные нарушения, поступали жалобы от местных жителей и активистов.

Свалка была закрыта в июле 2021 года по решению Следственного комитета. По версии правоохранителей, полигон работал с нарушениями с 2014 года: сюда незаконно свозили мусор совсем не тех классов опасности, которые были заявлены в документации. Речь шла о промышленных отходахI иII класса – самых вредных для окружающей среды и людей. Природе региона был нанесен ущерб, исчисляемый миллиардами рублей.

А в ноябре 2021 года оказалось, что только закрытием полигона власти не ограничились – против главы компании «ЛУК Регионы», занимающейся утилизацией бытовых отходов в Балахнинском районе, и его заместителя возбудили уголовное дело. Руководителей обвинили в коммерческом подкупе работников полигона с целью складирования здесь более опасных веществ, чем полагалось.

С 2018 года по декабрь 2020 года каждый месяц компания-утилизатор отдавала полигону не менее 300 тысяч рублей – общая сумма взятки приближается к семи миллионам рублей. Главы «ЛУК Регионы» задержаны, им предъявлено обвинение.

Ранее уголовное дело было заведено также и на бывшего главу балахнинской администрации Андрея Мочнева, арестованного еще в 2018 году по коррупционному делу. Именно он, по мнению следователей, выдал в 2013 году незаконное решение на строительство полигона ТБО в черте города. Не исключено также, что чиновник приложил руку к изменению генплана Балахны с целью изменения границ жилых зон.

По данным регионального минэкологии, сейчас регоператор Балахнинской свалки «Ситиматик – Нижний Новгород» подал апелляцию в суд вышестоящей инстанции из-за остановки работы полигона. По делу назначена судебная экспертиза.

В Следственном комитете региона журналистам «ФедералПресс» рассказали, что дело все еще находится в производстве.

Ранее «ФедералПресс» подробно рассказывал об истории Балахнинского полигона и системных нарушениях законодательства на его территории.

Бесконечная рекультивация «Черной дыры»

К концу 2021 года Нижегородская область так и не смогла справиться с рекультивацией одного из самых опасных и известных шламонакопителей не только в регионе, но и во всей России. Это знаменитая «Черная дыра» – карстовая воронка площадью 1,5 га, куда более 50 лет сливал жидкие промышленных отходы дзержинский завод «Оргстекло». В составе шлама – тяжелые металлы мышьяк, свинец и кадмий.

По первоначальным оценкам, здесь было накоплено более 70 тысяч тонн черной токсичной жидкости, убивающей любую живность на поверхности «озера». Сейчас же, после пересчета объема накопленных отходов, цифра может оказать на порядок больше.

Борьбу за рекультивацию «Черной дыры» экологи ведут с 1977 года, а серьезные действия по ликвидации объекта накопленного вреда экологии власти региона начали предпринимать только в 2011 году. С тех пор у «Черной дыры» много раз менялись подрядчики – они занимались мошенничеством, получали тюремные сроки и просто отказывались от работы со сложным объектом. На их место приходили новые, и в 2016 году корпорация «ГазЭнергоСтрой» будто бы нашла решение проблемы.

Фирма выстроила на берегу шламонакопителя предприятие, работающее по технологии низкотемпературного термолизного разрушения. Оно было призвано превращать токсичную субстанцию во вторичное сырье – нерастворимый осадок, похожий на песок.

Способ оказался эффективным, но, несмотря на это, подрядчик уже в который раз срывает сроки сдачи объекта. По словам сотрудников компании, виной всему изначально неправильный расчет объема шлама в «озере» – его по меньшей мере на 57% и 5,5 тысячи кубометров больше, чем думали пять лет назад.

Сейчас работы приостановлены – подрядчик запросил дополнительное финансирование. Все работы проводились в рамках нацпроекта «Чистая страна» – то есть деньги на ликвидацию токсичных веществ выделялись на федеральном уровне.

В региональном минэкологии журналистам «ФедералПресс» рассказали, что работы приостановили в связи с выявленными дополнительными объемами отходов и расхождением их физико-химических свойств отходов с исходными данными. Из-за этого придется еще раз корректировать проект.

«На данный момент обезврежено свыше 50% отходов от объемов, предусмотренных техзаданием к госконтракту. Срок окончания работ и объем дополнительного финансирования будет определен после выбора варианта завершения работ, корректировки проектно-сметной документации и государственных экспертиз», – уточнили экологи.

Мусорные суды в Стерлитамаке

Одним из крупнейших экологических конфликтов республики Башкортостан стала судебная тяжба управления местного Росприроднадзора с компанией «Вториндустрия», владеющей крупным мусорным полигоном в городе Стерлитамаке. Свалка вместимостью более миллиона кубометров, существующая на этом месте уже 20 лет, в июне 2021 года была исключена приказом ведомства из государственного реестра объектов размещения отходов (ГРОРО). Однако компания-собственник не согласилась с этим решением.

Причиной исключения полигона из реестра явилось его расположение – отходы свозят на территорию городской промзоны, фактически находящейся в городской черте, где расположены заводы с их трудовыми коллективами. Однако в сентябре 2021 года «Вториндустрия» оспорила приказ Росприроднадзора и подала иск в Арбитражный суд Башкирии с требованием признать решение незаконным.

Суд удовлетворил ходатайство, в котором компания указала, что закрытие полигона повлияет на коммунальные тарифы для населения. Если мусор придется возить на дальние полигоны, возрастут затраты на логистику, и жителям придется платить больше.

Осенью Росприроднадзор попробовал обжаловать решение суда – но в ноябре апелляция была отклонена. Без удовлетворения осталась и попытка ведомства перенести рассмотрение иска в Арбитражный суд Москвы.

По данным министерства природопользования Башкирии, стерлитамакский полигон уже исчерпал свои проектные мощности (здесь хранится более миллиона тонн ТБО) и в июне этого года был исключен из схемы потоков отходов. Однако «Вториндустрия» продолжает его эксплуатировать. Министерство собирается добиться от компании разработки проекта рекультивации свалки. Однако председатель Союза экологов Башкирии Александр Веселов считает, что «Вториндустрия» просто откажется от полигона, которые перестал приносить деньги.

«Если честно, я подозреваю в этом деле коррупционную составляющую. Суд неизменно встает на сторону фирмы, несмотря на то, что речь идет о свалке около 30 м высотой, находящейся рядом с жилой зоной и предприятиями. Рекультивировать миллион тонн за свой счет никто не будет – для переработки мусора у нас нет технологий, а захоранивать его в черте города запрещено. В итоге эти затраты лягут на бюджет – региональный и федеральный, а пока жители будут дышать выбросами», – рассказал эколог журналистам «ФедералПресс».

По информации эксперта, сейчас «Вториндустрия» подала новый иск против Росприроднадзора – о возврате полигона в госреестр. Если он будет удовлетворен, сюда снова начнут свозить городской мусор.

Ранее «ФедералПресс» подробно разбирался в сути конфликта вокруг Стерлитамакской свалки.

Пермские реки с шахтным железом

В 2021 году в Пермском крае вновь заговорили о давней проблеме региона, которая не решается уже почти 20 лет. Это так называемые кислые шахтные изливы Кизеловского угольного бассейна, попадающие в главные водные артерии края и отравляющие металлами воды Камы, Чусовой и других важных рек.

Все шахты КУБа закрыты уже два десятка лет, но небольшие речки, протекающие рядом с местами бывших горных разработок, несут в более крупные водоемы железо, кобальт, литий, никель, алюминий, бериллий и другие металлы. Также в воду из угленосных слоев попадают сульфиды серы – в сочетании с кислородом они превращаются в слабую серную кислоту, разъедающую породы.

Сами горные речки фактически ядовиты, их экосистема разрушена. Попав в крупные артерии, вредные вещества могут оказаться в водопроводной системе Перми и других городов и сел.

По данным эколога и замдиректора по научной работе Естественнонаучного института ПГНИУ Николай Максимовича, общая длина загрязненных рек достигает 700 км, а площадь поврежденных угледобычей земель – 500 га. Больше всего страдают от изливов бассейны реки Косьвы, Яйвы и Чусовой. Металлические отложения оседают на дно, и в итоге во время паводков попадают в Каму – главную реку региона. Эксперты подсчитали, что количество металлов, ежегодно попадающих в Камское водохранилище, эквивалентно 100 миллионам тонн батареек.

Для решения многолетней проблемы пермские ученые предложили засыпать в реки отсевы с известняковых карьеров и отходы производства соды, чтобы известь нейтрализовала кислые стоки. Звучали также предложения закачивать в старые шахты щелочные реагенты. Однако все эти идеи пока не поддержали федеральные власти.

В министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края журналистам «ФедералПресс» рассказали, что ликвидация последствий горных работ на территории КУБа требует долгосрочного финансирования, так как меры по предотвращению загрязнения территории нужно принимать постоянно.

«В 2020 году 16 объектов КУБа были внесены в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, подлежащих рекультивации в рамках федерального проекта «Чистая страна» нацпроекта «Экология». Мировая практика работы с шахтными изливами определяет данную проблему как «вечную», поэтому моментального изменения обстановки даже в условиях принятия решения федеральным центром ждать не приходится. Требуется многолетняя работа по улучшению качества стоков», – рассказали в министерстве.

Также сотрудники ведомства отметили, что показатели качества воды в районе города Чусового (а в протекающую там реку Чусовую впадают все реки КУБа) за последние три года стабильны и не ухудшаются.

Радиоактивное море под Димитровградом

Завершает наш рейтинг экологических конфликтов Приволжья полигон по захоронению жидких радиоактивных отходов при институте атомных реакторов НИИАР в Димитровграде (Ульяновская область). На территории крупнейшего в России экспериментального комплекса «Росатома» с 1966 года по сей день захоранивают отходы. Если бы вся эта жидкость была загружена в железнодорожные цистерны, получилось бы 6663 цистерны, или состав длиной 79 км.

К 2021 году под Димитровградом в результате деятельности НИИАР образовалось целое море жидких отходов. Местные градозащитники считают, что, несмотря на утверждение сотрудников предприятия об отсутствии аварий и утечек, хранилище может быть опасно для жителей города и района.

«В Димитровградском НИИ жидкие отходы поначалу предполагалось упаривать и переводить в твердое состояние, однако потом там пошли по более дешевому пути. Жидкие РАО стали просто закачивать под землю, а точнее, в глубинные водоносные пласты. Всего за время существования полигона закачано свыше двух миллионов кубометров. Это смертоносное наследство продолжает ежемесячно пополняться тысячами кубометров», – рассказывает председатель димитровградского Центра содействия гражданским инициативам Михаил Пискунов.

В соответствии с данными национального оператора по обращению с радиоактивными отходами, по состоянию на 2019 год скважины объекта были технически исправны, а радиационный фон на территории захоронения не превышал естественный.

По информации министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, в 2021 году никто из местных жителей не жаловался на предприятие НИИАР и хранилище РАО из-за ухудшения экологических показателей.

Фото: Norilsk Nickel Press Service / via Globallookpress / globallookpress.com, Федерал Пресс / Полина Зиновьева, пресс-служба ПГНИУ, инфографика: Федерал Пресс / Елена Майорова, Татьяна Люптак