Эксперты проанализировали эффективность госзакупок, осуществляемых в регионах страны. В рейтинге, подготовленном Аналитическим центром при правительстве РФ лидируют субъекты ЦФО, в то время как в списке отстающих – преимущественно удаленные территории. По каким критериям отсеивали победителей и могут ли аутсайдеры рейтинга повлиять на ситуацию? Подробности – в материале «ФедералПресс».
Рейтинг был подготовлен впервые и будет публиковаться дважды в год: по итогам 6 и 12 календарных месяцев. Благодаря произведенным расчетам эксперты могут оценить качество и эффективность закупочного процесса в регионах. Исследование Аналитического центра при правительстве РФ проводится по пяти основным критериям: конкурентность, экономность, эффективность планирования, а также конфликтность и подозрительность закупок. Последний отражает объем закупок. В которых могут быть выявлены существенные отклонения или нарушения. «В первую очередь это сочетание показателей, которое может указывать нам на то, что в том или ином регионе есть лоты, которым необходимо уделить дополнительное внимание. […] Например, по итогам 2015 года лидером по этому показателю была республика Ингушетия, где средняя стоимость одного контрактного дня составляла 232 тыс. рублей. При этом в среднем по России это значение составляло всего 20 тыс. рублей», – сообщила начальник Управления по конкурентной политике Аналитического центра при президенте РФ Татьяна Радченко на пресс-конференции в ТАСС, посвященной публикации рейтинга.
Группы риска
Рейтинг эффективности позволяет госзаказчикам оперативно выявлять «зоны риска», а также оценить участников рынка с точки зрения их достижений и эффективности, пояснил Владимир Ивичев, генеральный директор компании «Закупки 360», занимающейся мониторингом госзакупок и тендеров. «Таким образом, можно выявлять заказчиков, которые наилучшим или наихудшим образом повлияли на динамику показателей во времени. Кроме того, можно оценивать поставщиков этого заказчика и его закупки на предмет рисков», – добавил он. Для наглядности глава компании «Закупки 360» обратился к примеру столицы. «В Москве, несмотря на то, что по конкурентности регион довольно успешный, можно найти кейсы, где открытые конкурсы играются устойчивыми парами. Это два поставщика, которые несколько лет выигрывают все закупки у одного заказчика», – отметил Ивичев. Заказчик и поставщик являются устойчивыми, в торги не приходит никто кроме третьего участника, продолжил он. При этом если посмотреть на ЕГРЮЛ, то они будут связанны между собой через учредителя.
Первая тройка
Лидером рейтинга в первом квартале этого года стала Липецкая область. Свое место в тройке лидеров сохранили Калужская и Ярославская области, которые по итогам 2015 года занимали первое и второе место соответственно. Эти регионы лидируют практически по всем основным критериям рейтинга и могут считаться образцово-показательными в части эффективных госзакупок.
Рокировка по-уральски
Интересная картина складывается в Уральском федеральном округе. 2015 году лидерами в порядке очередности стали Свердловская область, ХМАО, Тюменская область, Челябинская и Курганская области, и ЯНАО. В первом квартале 2016 года ЯНАО удерживает 53 строчку рейтинга, Курганская область слегка улучшила позиции (32 место), а Свердловская и Тюменская область практически поменялись местами. Так, Свердловская область переместилась с 9 на 27 место, а Тюменская область перешла с 25 на 7 строчку. «В Свердловской области падение произошло за счет того, что та утратила позиции в рейтинге конкуренции: была 11-й, а стала 28 -й в первую очередь за счет того, что количество участников на одну закупку сократилось», – поясняет Радченко. В Тюменской области складывается обратная ситуация – число участников закупок возросло.
«Мы решили придать наибольший вес именно этому показателю (конкурентности – прим. ред.), поскольку вся система закупок направлена на то, чтобы максимально оперативно обеспечить наипростейший доступ поставщиков к процессу. Условно говоря, от количества приглашенных поставщиков зависит успешность региона [в рейтинге].
Аутсайдеры рейтинга
Последние места в списке занимают преимущественно регионы, находящиеся в республиканском строе. Калмыкия, которая завершала рейтинг в 2015 году, переместилась в I квартале 2016 года на 78-e место, тем не менее практически каждая вторая закупка в этом регионе осуществляется у единственного поставщика, что свидетельствует о не самом эффективном процессе закупок». – констатировала Радченко.
Эксперты отмечают, что города федерального значения демонстрируют лучшие результаты по параметру конкурентности. «Москва и Санкт-Петербург занимают в 2015 и первом квартале 2016 года первые и вторые места, именно в эти города приходит больше участников торгов на конкурсы», подчеркнула Радченко.
Лидируют федералы
Критерий конкуренции является одним основных параметров оценки эффективности госзакупок. Именно он позволяет тому или иному региону набрать наибольшее количество очков в итоговом рейтинге. По словам экспертов, города федерального значения демонстрируют боле высокие позиции в этом рейтинге. «Москва и Санкт-Петербург занимают в 2015 и I квартале 2016 года первые и вторые места, именно в эти города приходит больше участников торгов на конкурсы», –уточнила Радченко. Причины, по которым регионы могут отставать в рейтинге – самые развнообразные. Так, Калмыкия проигрывает за счет того, что каждая вторая закупка происходит у единственного источника. По мнению экспертов, задача отстающих регионов – различными инструментами вовлекать как можно больше представителей бизнеса для участия в конкурсах.
Один для всех
По оценке специалистов, первый квартал является самым оптимальным периодом, когда субъекты могут продемонстрировать положительные показатели. «Каждый орган власти для ускорения процесса усвоения средств до конца года, старается заключить и исполнить контракт в последний квартал. Поэтому первый квартал отражает наилучшую картину, которую может иметь регион в течение года», – пояснила Татьяна Радченко.
Эксперты аналитического центра выражают надежду, что собранные ими данные получат отклик со стороны руководства субъектов. «Они (губернаторы – прим. ред.) видят показатели по другим регионам и узнают, где они «провисают» и над чем им нужно работать. Безусловно, существуют регионы, которые не могут улучшить свои результаты по некоторым параметрам, например, увеличить объем поставщиков. Но все они находятся в равных условиях, и мы не можем применять другие критерии для удаленных регионов», – заявила Радченко.