В Москве завершился первый этап работы форума, организованного Агентством стратегических инициатив (АСИ). Двухдневная встреча посвящена созданию концепции долгосрочного развития нашей страны до 2035 года. В то время как одни эксперты преисполнены уверенности, что мы способны противостоять угрозам нового времени, другие предостерегают: в нынешних условиях Россия не просуществует и четырех лет. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Ключевой темой пленарного заседания форума стала роль России на глобальной карте в 2035 году. Участники убеждены, что мир сегодня находится на пороге нового технологического уклада. Для того чтобы Россия могла идти вровень с другими странами, необходимо дать адекватный ответ на те вызовы, которые непрерывно бросает прогресс.
По мнению помощника президента РФ Андрея Белоусова, вопрос формирования долгосрочных источников роста экономики стоит на повестке дня всех крупных стран, в том числе США, Китая и Европы. В числе основных общемировых тенденций он назвал изменение состояния делового климата, который формировался в 90-х годах прошлого столетия. «[Переход] к регуляторике, основанной на значительно более четкой защите и реализации потенциала инвестиций, потенциала использования новых технологий. По сути дела, это продолжение национальной регуляторики Соединенных Штатов во внешнем мире», – заявил он. Ссылаясь на прогнозы экспертов, Белоусов добавил, что масштабные изменения ожидают нас уже в середине следующего десятилетия. В связи с этим реализацию стратегии Национальной технологической инициативы (НТИ), призванную стать инструментом формирования рынков будущего, участник форума рассматривает как попытку адаптироваться в условиях новых глобальных вызовов.
Губительный прогресс
Врио генерального директора ОАО «РВК» Евгений Кузнецов признался, что несмотря на то, что считает технологии основным драйвером развития общества, сегодня намерен взглянуть на ситуацию с другого ракурса. Акцент в своем выступлении он сделал на человеческом капитале. «Технологии – это очень мощный двигатель. Это то, что может заставить машину рвануть вперед и обеспечить комфортное вождение. Но очень многое зависит от того, умеет ли водитель ей управлять, насколько настроены остальные системы. Потому что, если что-то пойдет не так, то, несмотря на всю мощь двигателя, можно оказаться на обочине», – привел аналогию эксперт. Опережающее технологическое развитие губительно для общества, продолжил Кузнецов. По его словам, мы вступаем в эпоху разрушительных технологий. И если раньше любое нововведение воспринималось обществом настороженно, то сегодня технологий настолько много, что социум просто неспособен им сопротивляться. «Возникает вопрос: можно ли этим управлять? Потому что если слишком много дизрапт-технологий запускается одновременно, мы подрываем основы стабильности нашего общества. […] Сейчас есть очень высокая вероятность – мы уже видим начало этого сценария – что технологическое развитие будет тормозиться. Потому что возникает слишком много рисков, зон нестабильности и слишком большое внимание глобальное сообщество уделяет конфликтам», – констатировал Кузнецов.
«Уход в непромышленные реалии»
Другой участник форума АСИ, профессор практики московской школы управления «Сколково» Павел Лукша обеспокоен тем, что технологии автоматизации максимально исключают участие человека в производственном процессе: «Возникает вопрос: чем люди будут заниматься на горизонте примерно [до] 20 лет? По оценкам разных исследователей, от 40 до 70 процентов рабочих мест, существующих в экономике, подвержено угрозе автоматизации. В мировом масштабе это около двух миллиардов рабочих мест». При этом он подчеркнул, что в истории человечества уже были подобные случаи. В качестве примера Лукша привел процесс перехода от аграрной экономики к индустриальному производству. В то же время, по его словам, никогда столь значительные изменения не происходили в масштабах одного поколения – 20–30 лет.
Лукша сомневается, что обществу удастся замедлить приход инноваций в ситуации, когда практически каждая крупная страна стремится взять технологическое шефство над другими. «Если этот переход все-таки будет происходить, то, по всей видимости, экономика может измениться достаточно серьезно в сторону перехода людей в непромышленные реалии. Это типы деятельности, связанные с человекоцентрированными сервисами. По оценкам экспертов, они могут занять до 50–60 процентов рабочих мест в экономике», – считает эксперт. По его словам, это единственный сектор, в котором невозможно и неэффективно автоматизировать человеческий труд, поскольку само присутствие человека уже является главной ценностью.
По мнению интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева, государство должно обеспечить среду, в которой бы приживались и генерировались новые идеи. Первым этапом станет формирование новой законодательной базы. «У России есть шанс ускорить разработку современного законодательства, которое позволит новым технологиям и стартапам развиваться и реализовываться на нашей территории. Как таковой креативный класс у нас существует в силу исторических особенностей. Задача номер один – законодательство, которое стимулирует развитие инноваций и, соответственно, создание финансовых институтов, которые привносят деньги в эти инновации», – пояснил он. При этом власть должна проводить работу с населением и заниматься его развитием, чтобы люди стали «потенциальными потребителями инноваций и были к ним восприимчивы».
Туманное будущее
Директор «Института проблем глобализации» Михаил Делягин придерживается другой точки зрения. По его словам, наша страна никоим образом не участвует в создании нового мира инноваций: «Главный вызов состоит в том, что на пороге нового технологического уклада стоят развитые страны. Россия в силу последовательного уничтожения либеральными реформаторами образования и блокирования развития как такового на этом пороге отнюдь не стоит. Мы отстаем качественно от всего мира по уровню применения технологий. Даже тех, которые наши же ученые и придумали», – заявил эксперт. Для того чтобы Россия могла встать в один ряд с более развитыми странами, необходимо как минимум нормализовать систему образования, чтобы «дети могли думать, а не учить правильно ставить галочки», рассуждает Делягин.
К числу других масштабных проблем экономист относит политику разграбления страны в интересах иностранных монополий. «С ней (политикой разграбления – прим. ред.) нужно завязывать и переходить к нормальному человеческому развитию, по пути которого идут уже не только Китай и Вьетнам, но и Казахстан. Так что нужно возвращаться от реформ к нормальности», – подчеркнул Делягин. Он убежден, что в противном случае нашей стране уготован печальный сценарий. «У сегодняшней России, в которой продолжают политику 90-х годов по саморазграблению, [нет] никакого 2035 и даже 2020 года. Если такая политика будет продолжаться, эта Россия схлопнется и сорвется в смуту после президентских выборов 2018 года», – резюмировал эксперт.
Фото: nikatv.ru