Top.Mail.Ru
Экономика
Нижегородская область
2

Убытки нижегородского транспорта разрулят по маршрутной схеме

Власти Нижнего Новгорода надеются через год вывести муниципальный наземный общественный транспорт на безубыточность за счет экономии и внедрения новой схемы движения, исключающей дублирующие маршруты. Также этому будет способствовать введение электронной системы оплаты проезда, которая, по замыслу разработчиков, должна вынудить серых перевозчиков уйти с рынка. Предполагается, что число подвижного состава муниципалы и частники сократят и поделят пополам, но преимущество выбора маршрутов получит город. Однако реформа затянулась на годы, и нижегородский транспорт пока в минусе и долгах. Подробнее о его перспективах – в материале РИА «ФедералПресс».

Нижегородские власти рассчитывают, что муниципальные пассажирские предприятия «Нижегородпассажиравтотранс» (НПАТ) и «Нижегородэлектротранс» ко второму кварталу 2017 года выйдут на безубыточность. «Убытки во II квартале 2017 года составляют только убытки от метро. Все остальное с 1 июля мы должны вывести на показатель ноль», – заявил председатель постоянной комиссии думы Нижнего Новгорода Алексей Гойхман во вторник на совещании в НПАТ, где обсуждалась транспортная ситуация в приволжской столице.

Прогнозируемый непокрытый убыток НПАТ к концу года не превысит 600 млн рублей против 853 млн в 2015 году, сообщил директор предприятия Дмитрий Цыганков. По итогам первого полугодия показатель составил 356 млн рублей, тогда как в январе – июле прошлого года – 415 млн рублей. По словам Цыганкова, улучшения результатов удалось добиться за счет оптимизации затрат на материально-техническую базу (-19,2 %), топливо (почти на треть с учетом смены поставщика и снижения цены с 36 до 32 рублей за литр), запчасти и шины (на 22 % и 43 % соответственно). Прочие расходы сократились на 80 %, фонд оплаты труда сохранился на прежнем уровне. При этом доходы «с линии» НПАТ увеличились, а задолженность МП по налогам, из-за которой Следственный комитет в мае возбудил уголовное дело против компании, будет погашена в феврале, пообещал глава предприятия. А виной двух резонансных ДТП 2 и 9 августа с участием муниципальных автобусов, по словам Цыганкова, стал человеческий фактор.

Для снижения расходов НПАТ готов купить у Павловского автобусного завода «Группы ГАЗ» (входит в «Базовый элемент» Олега Дерипаски) пять-семь автобусов среднего класса «Вектор» для низкодоходных маршрутов, чтобы не использовать там тяжелые ЛИАЗы. Администрация Нижнего Новгорода сейчас ведет переговоры по этому поводу с представителями холдинга. К концу года планируется подать заявку на производство 300 таких автобусов для частных перевозчиков, которые будут закупать их на свои средства, и это будет прописано в условиях конкурса на получение маршрутов. Пока власти и «Группа ГАЗ» обсуждают возможность производства такой партии машин. Также решается вопрос оптимизации работы центральной диспетчерской системы (ЦДС) для координации муниципального и частного подвижного состава и усиления контроля безбилетного проезда.

Однако основной расчет по выходу на безубыточность отдан новой комплексной транспортной схеме (КТС), разработку которой сейчас завершают московские специалисты. Планируется, что она будет представлена в сентябре и поделит основные маршруты на магистральные и подвозные к ним. Таким образом, КТС исключит дублирующие маршруты – они являются главной проблемой и, как отметил Алексей Гойхман, отнимают значительную часть выручки у муниципальных компаний. Также этим пользуются «серые» перевозчики, «воруют из-под носа», и таковых, по данным областного управления ГИБДД, насчитывается порядка 500. «Они каждый час пик выходят, с утра развозят людей, а вечером забирают, а все остальное время курят», – посетовал депутат.

Сложившаяся в Нижнем Новгороде транспортная ситуация, по оценке властей, является уникальным явлением в России: муниципальный и частный транспорт движется по маршрутам хаотично, устраивает гонки за пассажирами, а на крупных остановках в часы пик одновременно скапливаются десятки автобусов, троллейбусов и маршрутных такси. Сейчас в городе насчитывается свыше двух тысяч единиц общественного транспорта (порядка 600 муниципальных автобусов и 400 троллейбусов, остальное – частники). Предполагается, что общее число подвижного состава сократится в среднем на 20–25 %, а официальные маршруты после проведения конкурса в ноябре-декабре будут поделены пополам между МП и частными перевозчиками.

По мнению властей, бороться с нелегалами поможет и внедрение автоматической системы оплаты проезда (АСКОП) в муниципальном и частном общественном транспорте, которая исключит живые деньги и будет выгоднее и дешевле для пассажиров за счет карт на 90 минут для пересадок. «К концу 2017 года мы уберем расчет наличными деньгами. Все одноразовые проездные будут покупаться в специально отведенных местах, а за наличный расчет у водителей будут продаваться одноразовые проездные, которые будут стоить гораздо дороже. Нелегалам никто не будет платить, потому что будет выгоднее купить одноразовый электронный билет в точках распространения, чем ездить по их тарифу», – сказал Гойхман.

Между тем вопрос о тарифах в муниципальном общественном транспорте пока стоит остро – себестоимость проезда НПАТ оценивает в 23,5 рубля при тарифе в 20 рублей, и при этом непокрытые выпадающие доходы составляют 19 рублей. В случае если в бюджете не окажется средств на компенсацию выпадающих доходов, тариф могут повысить, но пока этот вопрос не находит поддержки у населения и властей, хотя транспортники настаивают на этом.

Кроме того, после отмены в конце июля 31 частного маршрута в нижегородское управление ФАС стали поступать жалобы предпринимателей на данное решение властей. «Введение в действие и реализация данного нормативного акта приведет к резкому уменьшению хозяйствующих субъектов на рынке по оказанию услуг частных перевозок пассажиров в Нижнем Новгороде, что указывает на признаки ограничения конкуренции», – отметили в антимонопольном ведомстве. Сегодня директор департамента городского транспорта Андрей Таланин заявил, что число частных маршрутов сократится до двадцати, и со следующего года на подвижном составе начнется внедрение автоматизированной системы оплаты проезда.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.