Неделя ознаменовалась очередным витком дискуссий вокруг возведения стадиона на Крестовском острове. На этот раз обсуждалось распоряжение Смольного перебросить на достройку арены средства, предназначенные для строительства социальных объектов. Процедура, говорят эксперты, вполне рядовая. А про сам стадион добавляют: теперь-то уж должны достроить в срок. Этот вопрос, кажется, решен, но начинают вставать и другие: кто и когда будет отвечать за то, что работы затянулись на десятилетие, и кого в итоге могут сделать крайним? Об этом – в материале «ФедералПресс».
Стадион, социалка и настороженные СМИ
В начале недели петербургские СМИ сообщили, что часть бюджетных денег, выделенных на строительство детских садов и школ, направят на стройку «Зенит-Арены». В тексте соответствующего постановления правительства Петербурга отмечалось, что бюджет на возведение школ сократится на 505 млн рублей, яслей и садиков – на 313 млн рублей, зданий учреждений здравоохранения – на 925 млн рублей, учреждений культуры – на 126 млн рублей. Кроме того, 88 млн рублей якобы должны были перераспределить с возведения жилого дома в Колпино и еще 155 млн рублей – со строительства банного комплекса в Красном Селе и реконструкции оптико-механического профессионального лицея. Выходило, что в карманы петербуржцев залезли так глубоко, что вынули из них более 2 млрд рублей, предназначенных на жизненно важные объекты.
Однако городские власти поспешили это опровергнуть. Одним из первых на эту тему высказался курирующий строительство вице-губернатор Игорь Албин, назвав тиражируемую в СМИ информацию глупостью.
«Техническая операция, когда комитетом по строительству принято временное, краткосрочное решение об увеличении лимитов строительства одного объекта за счет лимитов других объектов (городской закс на каникулах, все решения необходимо принять быстро и, что важно, внутри расходных полномочий одного главного распорядителя средств бюджета – комитета по строительству). Далее – осенняя сессия законодательного собрания Санкт-Петербурга (сентябрь-октябрь текущего года) и полное восстановление временно переброшенных средств. Вот и все», – пояснил Игорь Албин в своем аккаунте в Facebook.
Он также добавил, что «школы, детские сады и больницы не пострадают и будут введены в сроки, установленные инвестиционной программой и государственными контрактами». И отметил, что «все объекты, которых коснулось данное решение, – переходящие объекты, сроки завершения работ на которых – 2017–2018 годы».
В том же ключе на заседании городского правительства во вторник высказался губернатор Петербурга Георгий Полтавченко.
«Благодаря некомпетентным действиям, связанным с абсолютно рутинным вопросом по техническому перераспределению средств бюджета, мы на ровном месте получили проблему вселенского масштаба. Весь город об этом говорит, а теперь, по-моему, и вся страна. Сергей Эдуардович (глава комитета по строительству Сергей Морозов – прим. ред.), вы у нас молодой руководитель. Поэтому на первых порах я вам просто замечание объявляю. И прошу прямо сегодня собрать представителей средств массовой информации и все спокойно разъяснить», – сказал Георгий Полтавченко.
После соответствующих разъяснений возникший было резонанс поутих. По мнению некоторых экспертов – вполне справедливо.
«Переброс денег с одной строчки бюджета на другую вполне возможен, и такое практикуется, это общая практика. Ведь речь идет о необходимости ускоренной достройки, потому что ни одна региональная власть не хочет остаться в числе аутсайдеров. Поэтому власти дуют на воду, выделяя дополнительные средства, лишь бы подрядчик успел завершить строительные работы, – заявил корреспонденту «ФедералПресс» заместитель директора Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл Россия» Илья Шуманов. – Почему речь шла именно о социальных объектах, почему именно с социалки списываются эти расходы? Я думаю, что расходы на социалку у нас самые большие на данный момент, исходя из общего регионального бюджета. Построить одну дополнительную больницу или школу – это решение принимают региональные власти. Я думаю, для властей Санкт-Петербурга является приоритетом имидж страны. Именно поэтому они хотят, чтобы стадион был сдан в срок».
«Метрострой» должен успеть
Окончательной датой завершения строительных работ на новом стадионе Смольный называет 26 декабря 2016 года. Ввод в эксплуатацию намечен на 30 декабря. Сегодня все меньше экспертов сомневаются, что новый генподрядчик «Метрострой», который пришел на смену «Трансстрою», завершит все работы в срок. Репутацию компании никто не ставит под сомнение, даже когда мобильный телефон ее главы Вадима Александрова после изъятия лежит в следственном комитете Петербурга как результат недавно проведенного обыска. Правда, как говорят, по делу, не связанному с ареной.
«Если говорить объективно, то на переправе лошадей не меняют. Но здесь администрация приняла правильное решение. Организацию, которая не выполняет свои обязательства и все время допускает удорожание (бывший генподрядчик «Трансстрой» – прим. ред.), нужно было заменить, пока не поздно. На мой взгляд, теперь выбрана хорошая организация. Компания «Метрострой» на протяжении не одного десятка лет выполняла работы и практически всегда укладывалась в сроки. У меня есть уверенность, что такой твердый, понятный, профессиональный коллектив с этой работой справится. До конца года, я думаю, они уложатся», – сообщил корреспонденту «ФедералПресс» бывший губернатор Петербурга (1996–2003 годы) Владимир Яковлев.
Ситуацию с удорожанием строительства с изначальных 6,7 млрд до более чем 40 млрд рублей экс-градоначальник охарактеризовал лаконично: «Это беда. Это вообще слабый контроль со стороны городской администрации в разные годы».
По мнению Ильи Шуманова, Смольный сделал ставку на «Метрострой» как нового генподрядчика не только из-за прочной деловой репутации, но и из соображений экономической выгоды. «Это (замена генподрядчика с «Трансстроя» на «Метрострой» – прим. ред.) выгодно и представителям власти, и компаниям-субподрядчикам, которые осваивают выделенные денежные средства. Если внимательно посмотреть на структуру собственности компании «Метрострой», то у нее есть в числе акционеров представители органов власти, государственные предприятия. То есть государство само получает деньги и своими же силами осваивает через своих менеджеров. В смене подрядчика в этом смысле есть прямой интерес властей», – отметил эксперт в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс».
Между тем директор объединения строительных компаний «Союзпетрострой» Лев Каплан поделился с «ФедералПресс» мнением о том, что нового генподрядчика фактически принудили к завершению строительства в срок любыми доступными средствами.
«На этом стадионе воровали все кому не лень. Особенно предшественники Игоря Албина. Я не буду называть вице-губернаторов. Вадим Александров дал так называемое добровольное согласие на достройку стадиона, но я точно знаю, что «Метрострой» радости от этого не испытывает», – отметил Лев Каплан.
«Трансстрой» намерен ответить
На волне информационной кампании в поддержку «Метростроя» Смольный продолжает выступать против бывшего подрядчика строительства «Зенит-Арены» – компании «Трансстрой». Власти грозятся отсудить у нее невозвращенные авансы, а также распространяют по СМИ информационные материалы с дискредитирующей «Трансстрой» статистикой и ужасающими фотографиями стадиона, на которых запечатлены протечки, строительный мусор и различные недоделки. Тем не менее «Трансстрой» на все это официально пока не отвечает.
Как рассказал корреспонденту «ФедералПресс» близкий к ситуации источник, осведомленный о положении в компании, ответа долго ждать не придется.
«Трансстрой» пока не делает никаких заявлений относительно стадиона, так как имеет определенные договоренности по режиму молчания. Возможно, ответные заявления будут уже на следующей неделе. Конечно, сложно комментировать бредни, которые появляются в СМИ. Особенно когда работы штаба по строительству как таковой нет. Все происходит под личным руководством вице-губернатора Игоря Албина. Планомерной работы не организовано. Есть какие-то точечные разовые приказы кому-то. Нужного количества специалистов на объекте просто нет. Функции генподряда, которые раньше выполнял «Трансстрой», сейчас не исполняются. Есть видимость работ и некое количество людей, которые что-то пытаются делать», – рассказал собеседник.
«Распространенные недавно в СМИ аудиовизуальные материалы со свидетельствами того, как «Трансстрой» якобы довел стадион до плачевного состояния, – это просто вещи, абсолютно выхваченные из контекста. На любом строящемся объекте есть места, где не все в порядке. И если вы строите объект, а потом его резко останавливаете, то у вас неизбежно будет затекать вода, будут повреждаться конструктивы и так далее. Это вопрос дезорганизации со стороны заказчика. Решение останавливать стройку неизбежно влечет за собой подобные последствия. А ходить и снимать по углам мусор – это смешно», – добавил источник.
Олимпийские параллели
Перспективы участников строительства «Зенит-Арены» попасть в суд пока публично обсуждаются только в контексте арбитражных процессов. Между тем очевидно, что долгострой для многих может аукнуться и уголовным преследованием. Эксперты уверены, что об этом еще заговорят. Но чуть позже, после выполнения приоритетных задач по подготовке к мундиалю.
«Мы знаем, что сначала событие должно пройти, а только потом начинают разбираться по поводу коррупционных действий, которые имели место. Начинаются посадки, расследования и прочее. Если мы говорим об имидже, то до момента ЧМ-2018 посадки маловероятны. Смена подрядчика «под ковром», без скандалов, – единственное, что может быть. Иначе это будет сразу растиражировано в мире», – делится мнением Илья Шуманов.
Эксперт «Трансперенси Интернешнл Россия» также считает, что в вопросе уголовных преследований выбор падет на «финансово-промышленную группу, которая к тому моменту будет ослабевшей». «Как правило, в таких историях страдают стрелочники – компании-субподрядчики. На них всю ответственность сваливают, они оказываются крайними в этих историях. Маловероятно, что фигуры, стоящие за крупными компаниями, будут привлечены к ответственности», – подчеркнул он.
«Такие объекты, как «Зенит-Арена», «Калининград-арена», не появляются по мановению волшебной палочки. Ведь они строятся в конкретном регионе, где есть конкретные элиты, заинтересованные в освоении денежных средств. Одновременно существуют пришедшие в регионы внешние группы, которым поручено строительство объектов. Нахождение компромисса между региональными и федеральными элитами является ключевым в понимании того, существуют ли проблемы стройки, как они появляются и решаются. На текущий момент, как я понимаю, такие проблемы существуют практически в каждом из регионов», – добавил Илья Шуманов.
В свою очередь Лев Каплан отметил, что ситуация со стадионом перекликается с историей подготовки к Олимпиаде в Сочи.
«Вокруг «Зенит-Арены» складывается такая же ситуация, как и вокруг олимпийских объектов Сочи, где во время подготовки к 2014 году «Олимпстрой» тоже все клевали. Чемпионат мира по футболу 2018 года – это высшие государственные интересы. Такие вопросы у нас в стране решает один человек. Поскольку он добился проведения этого чемпионата мира по футболу в России, это дело приобрело серьезные политические мотивы и должно быть исполнено», – сказал Каплан корреспонденту «ФедералПресс».
.
Шоумен и известный болельщик ФК «Зенит» Михаил Шац также усмотрел в стройке «Зенит-Арены» параллели с тем, что происходило накануне Олимпиады-2014.
«Я вспоминаю историю с Сочи. Думаю, что с тех пор ничего не изменилось и в случае со стадионом все приблизительно так и пройдет, – заявил он корреспонденту «ФедералПресс». – Я прекрасно помню огромное количество материалов в СМИ: здесь не построили, здесь не достроили, тут только начато, там выполнено всего 30 % работы… А потом в какой-то момент икс начались поездки первого лица по объектам в Сочи. И я помню, что там была масса интересного. Людей, кажется, сразу после поездок сажали. Вот такие методы у нашего руководства. Так будет, по-моему, и в этот раз. И вот после этого уже резко все достроят, в чем я не сомневаюсь ни секунды».
Фото: piterarena.com, sroportal.ru, zaks.ru