Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

Как и с кем Кириенко будет создавать «коалицию поддержки Путина»

Сергею Кириенко придется провести ревизию наследства предшественников

Эпоха Сергея Кириенко началась. Новый куратор внутренней политики произвел первые назначения и, по словам политологов, готов представить остальных членов своей команды. Усилия Кириенко и его людей будут сосредоточены на подготовке к президентским выборам 2018 года. Как изменится политика Кремля и на какие институты будут опираться на Старой площади в ближайшие полтора года – в материале «ФедералПресс».

Что будет с «наследством Володина»

За четыре с половиной года работы в Администрации президента Вячеслав Володин укрепил и создал с нуля ряд важных инструментов влияния на внутреннюю политику страны. С их помощью прямо или косвенно Кремль проводил настройку политических и общественных настроений, а также учил губернаторов и мэров федерально ориентированному стилю управления. Эпоху Володина назвали емкой аббревиатурой – КОЛ: конкурентность, открытость и легитимность. На этих трех китах и базировались его подходы. Самыми громкими проектами, идейным вдохновителем либо куратором которых был лично Вячеслав Володин, стали ОНФ (первый замглавы АП координировал его работу) и праймериз «Единой России»,  сыгравшие свою роль в политической жизни страны.

Результатом предварительного голосования должна была стать абсолютная победа партии власти на выборах в сентябре текущего года, и эта задача была выполнена с лихвой. Честность процедуры – это уже другой вопрос. По мнению ряда политологов, на самом деле между регионами и Москвой не было согласованности по поводу желаемых участников и победителей праймериз – интересы местных элит расходились с рекомендациями АП. У населения страны этот процесс большого интереса не вызвал. Не без скандалов, но конечный результат, устраивающий правящую верхушку, все же был достигнут.

Что касается Общероссийского народного фронта, то этот проект, инициированный в 2011 году на тот момент еще премьером Владимиром Путиным, оказался куда более интересным и весомым. Уже дважды он сыграл значимую роль в парламентских выборах, а также в выборах президента в 2012 году. Кстати, ОНФ, а также еще один проект, который курировал Вячеслав Володин – «Молодая гвардия Единой России», стали настоящей кузницей кадров для высших эшелонов органов власти. Сейчас мы наблюдаем, как выходцы из этих структур перемещаются по вертикали и горизонтали внутри АП и Госдумы.

Будет ли ОНФ отведена ключевая роль во время президентской кампании 2018 года, пока не ясно, как и то, насколько может измениться формат самого движения, считает заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов.

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, в свою очередь, прогнозирует скорое усиление роли ОНФ. Эксперт считает, что Фронт пригодится Кириенко для выстраивания работы с регионами. «Перед [парламентскими] выборами активности у ОНФ не было, было некоторое затишье, вызванное тем, что «Единой России» нужно было обеспечить необходимый результат. Теперь ОНФ активизируется и будет заточен на работу в регионах [в преддверии выборов президента]», – считает Мухин.

Аналогичной позиции придерживается и гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. «Уверяю вас, здесь будет очень мягкая, нескандальная передача эстафетной палочки. Никто ее не уронит, никто никуда никого не пошлет», – считает Хомяков.

Другое дело – прокремлевские фонды, созданные и укрепившие свои позиции при Вячеславе Володине. Прежде всего эксперты называют Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) и Фонд развития гражданского общества (ФоРГО). Последний возглавили выходцы из администрации президента, и он прочно закрепился среди экспертных сообществ. Интегральные рейтинги ФоРГО заняли ключевые позиции – их ждали и боялись губернаторы, потому что фактически это были кремлевские KPI для региональных элит.

Олег Игнатов в равной мере не уверен в судьбе двух весомых организаций. Он считает это основной интригой, возникшей со сменой руководства в Администрации президента, в которой последние несколько лет именно «ИСЭПИ был главным куратором экспертов и экспертной работы». «Он был слишком лояльным Володину, чтобы взаимодействовать с новой командой», – пояснил Игнатов.

Политолог Аббас Галлямов считает, что в эпоху Володина ИСЭПИ выполнил поставленные перед ним задачи. «Главный тезис о честности и легитимности был внедрен во многом благодаря работе ИСЭПИ, – отметил Галлямов. – Как будет дальше – покажет время. Все зависит от задач, которые нарежет Кириенко. Надо понимать, что идеологию определяют не эксперты, они лишь помогают ее материализовать. Функции ИСЭПИ теоретически можно вернуть в АП, однако приведет ли это к росту эффективности – большой вопрос».

В последние месяцы работы Володина в АП ИСЭПИ уже начал терять свое влияние, и это выразилось, в частности, в том, что фонд утратил статус грантодателя. Отсюда возникли и задержки с финансированием деятельности экспертов-политологов, считающихся привязанными к ИСЭПИ. Немаловажную роль в ослаблении фонда сыграла и фигура его руководителя, который сумел испортить отношения с рядом влиятельных членов команды Вячеслава Володина. Стоит отметить, что среди фигур, которых бывший первый замглавы АП видит в своем окружении, Дмитрий Бадовский пока не упоминается. Сыграет ли это на пользу главе ИСЭПИ или наоборот станет знаком потери влиятельного покровителя, покажет время.

С ФоРГО, которым руководит бывший работник администрации президента Константин Костин, по мнению источника, все гораздо проще: он завязан на «доволодинский аппарат», «люди были рупором Кремля, что дает основания предполагать, что так будет и дальше», а в подходах к составлению рейтингов вряд ли что-то поменяется. То есть ФоРГО сохранит свой статус, а его интегральные рейтинги губернаторов – авторитет и заинтересованность среди высших эшелонов власти.

Судьба ФоРГО, по мнению политолога Олега Игнатова, полностью зависит от «стратегии в отношениях с регионами». Свою позицию эксперт объясняет тем, что Фонд фактически был «инструментом управления региональной политикой со стороны федерального центра».

При Вячеславе Володине активно организовывались семинары для губернаторов, мэров городов-миллионников и спикеров заксобраний стратегически важных на уровне страны регионов. Какие-то из них проводились при участии Сбербанка в Подмосковье и зачастую растягивались на три дня. Володин появлялся на них в последний момент, так сказать, для последнего слова, которое должно было прочно закрепиться в головах губернаторов и мэров.

Еще один механизм – учреждение в региональных администрациях ставок замгубернатора по внутренней политике. В итоге все это плавно перетекло в прогремевшую по субъектам реформу местного самоуправления. Ее для солидности называли «путинской». Суть сводилась к тому, что в регионах на законодательном уровне большинством депутатских голосов прямое голосование за мэров городов заменялось на их утверждение в должности составом специальных комиссий. В их состав входили заместители руководителей губернаторских администраций и кадровики.

Эксперты полагают, что из доставшегося ему наследия предшественника Сергей Кириенко сохранит традиции проведения медиафорумов и молодежных форумов. Всероссийский молодежный форум «Территория смыслов» проводится летом на Клязьме в образовательных целях. Еще один – «Таврида» – также молодежный и образовательный. Мероприятия «постарше» – медиафорум ОНФ «Правда и справедливость», «Форум действий», столичная общественная площадка «Диалог – Доверие – Действие» – все они стоят в одном ряду и в разное время имели знаковое значение. Их посещали первые лица, а сделанные там заявления становились руководством к действию в масштабах всей страны. По словам политологов, такие инструменты по стилю Кириенко даже ближе, чем Володину, и он будет их активно использовать в своей дальнейшей работе.

С уходом Володина из Кремля появился непраздный вопрос: что будет с его детищами дальше?

На чем построит свое влияние Кириенко

Смена руководства Администрации президента стала своего рода точкой в решении одной задачи и началом реализации другой: Вячеслав Володин в целом оправдал поставленные перед ним задачи по тотальной зачистке политического поля как на федеральном, так и на региональном уровне, а также образцово-показательно провел флагманскую кремлевскую партию в парламент. Сергею Кириенко еще предстоит показать себя эффективным политическим технологом – главный экзамен для него, очевидно, не за горами: после того как будет сформирована управленческая команда УВП, безотлагательно начнется подготовка к президентским выборам, которые, вероятно, пройдут весной 2018 года. В связи с этим возникает немало вопросов относительно возможных поворотов во внутренней политике, реализуемой Кремлем.

В частности, все упорнее звучат прогнозы о сближении АП с фондом экс-министра финансов России Алексеем Кудриным и вообще «правыми». Политолог Аббас Галлямов, который первым высказался о «правом крене», объяснил «ФедералПресс» свою позицию: «Похоже, что прежний курс себя исчерпал. Он оказался хорош для консолидации общества против внешнего врага, но не привел ни к росту экономики, ни к решению других стоящих перед страной проблем. Назначение человека с правым бэкграундом на должность куратора внутренней политики позволяет предположить, что президент запланировал правый поворот».

В свою очередь, политолог Олег Игнатов объясняет такую конфигурацию прагматизмом Сергея Кириенко, который, «как любой прагматик, склонен выбирать как можно более широкий перечень различных опций, который есть». Поэтому, будучи уверенным в том, что нужно расширять взаимодействие с «системными либералами», он будет работать с Кудриным. «Большая положительная черта новой команды состоит в том, что они готовы работать с разными форматами и у них нет предубеждений, которые были у их многих предшественников», – пояснил эксперт.

Кириенко и Кудрин действительно очень схожи по своим экономическим взглядам – оба либералы. Но, по словам генерального директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, в данном случае нужно учитывать один важный момент: Алексей Кудрин – друг президента Владимира Путина, а вот с премьером Дмитрием Медведевым отношения у него не заладились. Поэтому перед чиновниками всегда стоит непростая задача – «как взаимодействовать с Кудриными, чтобы не обидеть Медведева». Даже если Сергей Кириенко найдет «золотую середину» в этих отношениях, вопрос в другом: какова их цель? Ведь социально-экономическое развитие, чем и занимается Алексей Кудрин и что сегодня больше, чем политика волнует губернаторов (да и население), – это не вотчина Кириенко и даже не вотчина АП, поэтому насколько может быть полезен глава КГИ своему давнему соратнику – вопрос.

Один из источников «ФедералПресс» во властных кругах уверен, что ряд существующих институтов, действовавших еще при Вячеславе Володине, сохранит свое влияние потому, что альтернативные организации завязаны на личности, которые находятся в антагонизме к влиятельным политическим персонам. «Уверен, что Комитет гражданских инициатив не будет приближен к Кремлю. Хотя бы потому, что Алексей Кудрин и Вячеслав Володин антагонисты», – говорит собеседник.

По словам политолога Валерия Хомякова, на самом деле, сегодня в России не осталось ни «правых», ни «левых», поэтому Кириенко, скорее всего, «пойдет разветвленным путем – ему надо будет понять, что происходит в стране, ему нужно глубокое погружение в проблематику». А сделать это без разношерстного экспертного сообщества невозможно.

Эксперт не исключает, что Сергей Кириенко может повторить своего предшественника в том, что попытается изменить выборное законодательство. Но если Вячеслав Володин ужесточил его, то новый первый замглавы АП сделает наоборот: на губернаторских выборах будет исключен муниципальный фильтр, главам регионов запретят после объявления о досрочной отставке идти на выборы с приставкой и.о. Валерий Хомяков также прогнозирует возвращение прямых выборов мэров городов и усиление роли законодательных собраний регионов, которые смогут активнее лоббировать свои интересы в Москве. Наконец, важным инструментом в руках Сергея Кириенко, полагает Хомяков, может стать новый кадровый проект.

Задержка кадров

В отличие от Вячеслава Володина, который в течение недели после своего избрания спикером Госдумы, произвел ряд ключевых кадровых назначений, Сергей Кириенко не торопится объявлять членов своей команды. С одной стороны, это можно объяснить спецификой самого ведомства, где согласования тех или иных кандидатов на руководящие посты порой занимают несколько месяцев. По словам политолога Олега Игнатова, и у Кириенко может уйти достаточно много времени (вплоть до начала будущего года) на этот процесс. Сегодня же «все находятся еще в подвешенном состоянии».

По мнению политолога Дмитрия Журавлева, прежде всего, надо определить, что понимать под «командой Кириенко»: или просто административный аппарат (то есть люди, с которыми он работал ранее, и это будут «правые»), или политический круг (тогда это представители разных взглядов, «корректнее сказать, патриоты, для которых внешняя политика превалирует»). «У Кириенко, я подозреваю, команда готова. Но трудоустройство – это не вопрос быстрых решений для высокопоставленных чиновников. Существует процедура, которая длится месяцами. Формальности может отменить только Путин. Все зависит от ранга чиновника», – резюмирует Журавлев.

В свою очередь, гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков полагает, что люди Сергея Кириенко не сразу, а постепенно будут переходить в Администрацию президента. «Цену членов своей команды он знает: это будут люди, которых он приобрел в Москве за долгие годы работы, и его нижегородская команда», – отметил Хомяков.

В любом случае, уверен руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов, в новой команде АП будут проверенные кадры, ведь «когда бывшие руководители переходят на другую работу, они зачастую приводят с собой тех людей, которые уже успели зарекомендовать себя с лучшей стороны и на которых они могут положиться».

Первые назначения Сергей Кириенко уже произвел: главой его аппарат стал Александр Николин, который ранее руководил секретариатом приволжского полпредства, когда его возглавлял Кириенко, а заместителем начальника УВП, ответственным за информационную политику назначен официальный представитель «Росатома» Сергей Новиков. Как ранее писал «ФедералПресс», в свою команду первый заместитель главы АП может пригласить давних соратников: бывшего зама полпреда в Поволжье Сергея Обозова, главу нижегородского исполкома ОНФ Леонида Сухотерина, политтехнологов Андрея Полосина, Александра Харичева, Андрея Колядина, Петра Щедровицкого и Ефима Островского. Резервистами могут стать вице-президент по нефтепереработке «ЛУКойла» Вадим Воробьев, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов и первый заместитель гендиректора «Росатома» Кирилл Комаров. В числе претендентов на место в команде нового куратора внутренней политики называются также действующего руководителя аппарата Госдумы Джахан Поллыеву. Прогнозы по назначению на должность начальника УВП давнего соратника Кириенко, главы «Россотрудничества» Любови Глебовой, по данным «ФедералПресс», все-таки не подтверждается.

Стиль не тот

Политологи оказались единодушны в своих сравнениях управленческого стиля Сергея Кириенко и Вячеслава Володина. Собственно, от этого во многом зависит и характер взаимодействия Кремля с регионами. При этом политолог Олег Игнатов считает, что при сохранении общего курса, стиль этого взаимодействия поменяется. «Кириенко – больше управленец, Володин по своей сути – политик, – объясняет эксперт. – Кириенко – технократ, он способен быть более независимым по отношению к разным игрокам, его готовы воспринимать как независимого коммуникатора власти. Можно ожидать, что политика менее конфликтной».

О педантизме Сергея Кириенко напомнил политолог Валерий Хомяков, работавший с нынешним куратором внутренней политики еще в конце 90-х годов по линии Союза правых сил. «У него великолепнейшая, сыгранная команда, но при этом он руководитель жесткий, стиль его руководства строг, но справедлив. Чего не будет, так это дури – знаете, как бывает: кто-то на кого-то обиделся, и его начинают гнобить», – отметил Хомяков.

Эксперт полагает, что Сергей Кириенко сосредоточит свое внимание на губернаторском корпусе и ситуации в регионах в целом. После детального мониторинга, основанного не на отчетах местных чиновников, а на результатах собственных командировок, он сделает выводы – кому из глав субъектов пора паковать чемоданы. Но даже в этом случае Кириенко вряд ли будет принимать поспешные решения. «Он будет советоваться, будет вести диалоги, просчитает свои действия. Он человек, который умеет слушать и прислушиваться, а не просто стучать кулаком по столу», – резюмировал Валерий Хомяков.

Основной отличительной чертой управленческого стиля Сергея Кириенко политологи называют его коммуникативность. От этого – уверенность в том, что в АП будет расширен круг экспертов, а также пожелания изменить информационную политику, прежде всего, в отношении центрального телевидения, где давно не хватает диалога и плюрализма мнений. Про Кириенко говорят, что он «любит большое количество игроков», тогда как Володин всегда тяготел к «вертикальной определенности». «Кириенко работает на президентские выборы, которые требуют другой политической конфигурации: у нас нет президента «Единой России», у нас есть президент России. Поэтому необходима коалиция поддержки Путина, – пояснил политолог Дмитрий Журавлев. – И чем более широким будет его мандат, тем лучше для страны. Для поддержания такого союза нужнее не административные, а естественно-политические механизмы».

Сюжет по этой теме
27 декабря 2016, 13:37

Самые читаемые материалы 2016 года

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.