Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
2

Дотационные регионы сидят на деньгах

Счетная палата уличила восемь субъектов РФ в низкой бюджетной дисциплине

Госдолг почти всех дотационных регионов России за три года увеличился на четверть, сообщила Счетная палата, указав на проблемы налоговой и финансовой дисциплины и нарушения соглашений с Минфином, который, по мнению аудиторов, не в полной мере анализировал бюджетные процессы субъектов. В итоге у регионов образовался миллиардный денежный резерв при падающих доходах местных бюджетов и росте расходов. Особое внимание в этом вопросе СП уделяет Республике Дагестан, получившей в 2016 году наибольшие дотации. Подробнее – в материале РИА «ФедералПресс».

Счетная палата России в четверг, 13 октября, сообщила об увеличении госдолга почти всех высокодотационных регионов страны на 26 % за три года с одновременным падением на четверть собственных доходов. Аудиторы пришли к выводу об отсутствии конкретных целей социально-экономического развития данных регионов и механизма их поддержки, а также о проблемах с формированием бюджетов ввиду низкого качества налогового планирования и обеспечения финансового баланса. «Как показал проведенный анализ, при составлении прогнозов по доходам органами власти регионов устанавливаются завышенные бюджетные назначения, не учитывающие фактически сложившуюся налоговую базу предыдущего периода и социально-экономические изменения в регионе, что в результате приводит к невозможности их исполнения», – говорится в отчете СП.

Проверка затронула бюджетные и налоговые процессы в республиках Алтай, Тыва, Дагестан, Ингушетия, Чечня, а также в Камчатском крае, Крыму и городе Севастополь. Она показала, что общее исполнение бюджетов по доходам за последние три года сложилось ниже прогноза: доходы выросли на 56 % с одновременным увеличением расходов на 53 %, что объясняется изменением состава высокодотационных регионов после вхождения Крыма в состав России. Однако по итогам 2015 года совокупный объем доходов этих территорий снизился в годовом выражении на 24 %, тогда как расходы сократились лишь на 5 %. При этом объем прошлогоднего финансирования субъектов в полтора раза превысил уровень 2013 года и достиг 290 млрд рублей, тем не менее госдолг вырос более чем на четверть. Аудиторы указывают и на то, что власти фактически не соблюдают налоговую дисциплину, из-за чего у регионов складывается неиспользуемый финансовый резерв: только в 2015 году взыскание обошло 6,2 млрд рублей. Это ведет к увеличению выпадающих доходов консолидированных бюджетов.

«Например, показатели прогноза по доходам, администрируемым налоговыми органами, на 2015 год в Республике Дагестан были установлены с темпом роста к фактическим поступлениям 2014 года 113,2 %, в Республике Тыва – 116,5 %, в Чеченской Республике – 110,1 %. В результате кассовый план (прогноз) в целом по доходам, администрируемым налоговыми органами, в Республике Дагестан не выполнен на 17,8 %, в Республике Тыва – на 9,7 %, в Чеченской Республике – на 12 %», – подсчитали в Счетной палате.

Также аудиторы отметили низкий уровень налоговых сборов с госпредприятий с накопленной высокой задолженностью, которую невозможно взыскать из-за вывода активов. Это касается и результатов выездных налоговых проверок: суммы списываются как невозможные к взысканию из-за банкротств. Так, в Дагестане несостоятельность ликеро-водочного завода «Кизляр» стоила бюджету почти 2 млрд рублей. Причиной сложившейся ситуации в СП называют ограничение прав налоговых органов при проведении камеральных проверок.

Республике Дагестан Счетная палата уделила особое внимание: в 2015 году в регионе не были выполнены 29 из 30 региональных госпрограмм. Из-за неисполнения расходов бюджета кредиторская задолженность республики в прошлом году выросла на 40,3 %, до 5,11 млрд рублей, и основная ее часть пришлась на расчеты по принятым, но неоплаченным обязательствам. При этом госдолг увеличился с 73,7 % до 78,4 % к собственным доходам и достиг 17 млрд рублей из-за роста в структуре долга доли бюджетных кредитов. А налоговые резервы по невзысканию в бюджет оцениваются в 3,2 млрд рублей – это почти половина всех резервов высокодотационных регионов. И общая сумма финансовых нарушений по федеральным субсидиям на реализацию проектов там приблизилась к 860 млн рублей. Общий объем неисполнения расходов за 2015 год составил более 7 млрд рублей. Наибольший удельный вес неисполненных ассигнований приходится на разделы «Национальная экономика» – 34,8 %, «Жилищно-коммунальное хозяйство» – 19,3 % и «Здравоохранение» – 17 %.

Согласно информации Минфина, дотации регионам на выравнивание бюджетной политики на 2016 год увеличились на 5,5 %, почти до 515 млрд рублей, из которых Дагестану положено больше всех в России и СКФО – 46,7 млрд рублей, тогда как Чечня, например, получает меньше половины этой суммы – порядка 22,2 млрд, а общий объем дотаций регионам СКФО составляет 112 млрд рублей.

По мнению Счетной палаты, одной из причин сложившейся ситуации является нарушение соглашений с Минфином России: ни в Бюджетном кодексе, ни в других актах нет порядка подписания соглашений и контроля за их исполнением, целей и задач, а также полномочий правительства. Также СП утверждает, что министерство не проводит «в полной мере необходимый анализ проблем, характеризующих бюджеты конкретных регионов, отсутствуют механизмы оценки рисков и управления ими», а инструменты поддержки не имеют четко установленных целей и недостаточно эффективны. Кроме того, программа «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» носит исключительно ограничительный и фискальный характер, но особенности высокодотационных регионов в ней не учтены, а целевые показатели – формальны и необоснованны.

По данным Минфина РФ, суммарный объем государственного долга регионов России на 1 сентября превысил 2,266 трлн рублей. Основная нагрузка в размере 1,109 трлн рублей приходится на бюджетные кредиты, доля кредитов комбанков составляет 662,454 млрд рублей. Государственные ценные бумаги занимают в структуре долга 388,815 млрд рублей, госгарантии – 97,308 млрд рубелей, иные обязательства – 8,693 млрд рублей. С начала года долг регионов снизился на 2,2 %.

В начале октября глава Минфина Антон Силуанов сообщал об инициативе перераспределения средств богатых регионов России в пользу бедных в размере 1 % налога на прибыль, общая сумма, по подсчетам министерства, оценивается в 120 млрд рублей. В свою очередь отстающие субъекты должны предпринять меры по стабилизации финансовой ситуации.

Ранее Владимир Путин призвал устранить существенную разницу в доходах регионов. Президент подчеркнул, что, прежде всего, необходимо стимулировать регионы развивать экономический потенциал, использовать свои конкурентные преимущества, улучшать инвестиционный и деловой климат.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.