Министерство финансов Нижегородской области представило проект профицитного областного бюджета на 2017 год и плановый период 2018–2019 годов, объясняя, что такие условия диктуют соглашения с федеральным минфином о предоставлении по сути беспроцентных бюджетных кредитов. Бездефицитный бюджет планируется принять впервые за десять лет, и, по мнению главы региона, он требует работы над эффективным использованием каждого заработанного рубля. Также впервые правительство прописало в документе субсидии областному бюджету из бюджетов сверхобеспеченных поселений и подготовило бюджетный прогноз на долгосрочный период до 2028 года. Проект бюджета правительство региона одобрило, но перед внесением в законодательное собрание документ еще будет дорабатываться. Подробнее – в материале РИА «ФедералПресс».
Правительство Нижегородской области после годичного перерыва вернулось к трехлетнему планированию бюджета (в 2015 году бюджет на 2016-й принимался на один год), и на сегодняшнем заседании приняло проект главного финансового документа на 2017 год и плановый период 2018–2019 годов. Как отметила министр финансов Нижегородской области Ольга Сулима, на все три года бюджет должен быть профицитным, что необходимо для выполнения условий соглашений, заключенных регионом с министерством финансов РФ, о предоставлении бюджетных кредитов под 0,1 % годовых. Поэтому расходы формировались в режиме жесткой экономии, которая по отдельным позициям составит до 25 %, сообщила Сулима. «Это вынужденная мера. Мы использовали все имеющиеся внутренние резервы, это позволит минимизировать бюджетные риски и обеспечить сбалансированность на ближайшие три года», – подчеркнула она.
Доходы областного бюджета на 2017 год сформированы в объеме 124,2 млрд рублей (в первоначальном бюджете на 2016 год – 114,9 млрд рублей), в том числе налоговые поступления –117,1 млрд рублей, что на 10 % выше ожидаемого исполнения 2016 года. В проекте бюджета заложено увеличение поступления налога на прибыль организаций на 20 % к уровню 2016 года (41,5 млрд рублей), НДФЛ – на 5 % (39,9 млрд рублей). В то же время проект бюджета предусматривает уменьшение поступлений налога на имущество на 2 % (11,6 млрд рублей) и акцизов на алкоголь на 1 % (6,6 млрд рублей – в связи с прогнозируемым уменьшением объемов производства пива вследствие ужесточения антиалкогольного законодательства).
Неналоговые доходы прогнозируются в объеме 3,7 млрд рублей, что составит 111 % к уровню 2016 года. Их увеличение связано с ожидаемым увеличением штрафов за нарушение правил дорожного движения и поступлений от продажи права аренды земельных участков. Объем налоговых и неналоговых доходов превысит уровень 2016 года на 10 %.
Доходы дорожного фонда Нижегородской области спрогнозированы в объеме 11,5 млрд рублей, что на 20 % больше ожидаемого исполнения в 2016 году. Основной рост связан с увеличением поступлений транспортного налога на 25 %, переходящих платежей, недоимок прошлых лет и увеличения норматива отчисления акцизов на нефтепродукты. За муниципальными дорожными фондами будут закреплены 10 % акцизов на нефтепродукты, зачисляемых в консолидированный бюджет региона, исходя из протяженности дорог местного значения.
Ольга Сулима сообщила, что впервые правительство региона вводит норму отрицательных трансфертов – предоставления субсидий областному бюджету в сумме 103,1 млн рублей из бюджетов поселений, где среднедушевая бюджетная обеспеченность выше среднеобластной. Министр объяснила, что 50 % от превышения среднеобластных значений будут направляться в муниципальные районы, на территории которых находятся эти поселения. В частности, это нововведение коснется Арзамаса, Кстовского и Павловского районов.
Расходы бюджета на 2017 год сформированы в объеме 122,3 млрд рублей (в первоначальном бюджете на 2016 год – 124,6 рублей). Из них 84,3 млрд рублей, или 69 %, составят расходы на отрасли социальной сферы. Профицит бюджета, таким образом, составит 1,9 млрд рублей. Источниками финансирования профицита Ольга Сулима назвала кредиты коммерческих банков и облигационный заем на сумму 6,7 млрд рублей сроком на 5–7 лет. «В зависимости от конъюнктуры будем размещаться или пользоваться федеральными кредитам до последнего момента», – уточнила министр.
Она добавила, что регион кредитуется в коммерческих банках практически по ключевой ставке ЦБ РФ. «Коммерческие кредиты по первому полугодию были практически равны ставке Центробанка, сейчас они на полпроцентных пункта ниже ставки Центробанка. Нижегородская область ни разу не привлекала кредиты по сумасшедшим ставкам», – подчеркнула Сулима.
О планах сверстать бюджет на 2017 год профицитным в министерстве финансов региона сообщили в сентябре. В 2015 году минфин Нижегородской области также собирался принимать бюджет на 2016 год с профицитом, но сделать это так и не удалось. Бездефицитным бюджет запланирован впервые за 10 лет.
Вместе с проектом бюджета на следующий год в законодательное собрание региона будет внесен пакет законопроектов, которые приостанавливают индексацию заработной платы государственным и муниципальным служащим, единовременных выплат на приобретение жилья ведущим спортсменам и тренерам, а также компенсаций на проезд для пенсионеров, не относящихся к льготным категориям.
С учетом прогнозируемого профицита объем госдолга за 2017 год снизится на 1,9 млрд рублей, и на конец года составит 77 млрд рублей, из которых 62 млрд рублей – рыночные долговые обязательства. Доходы и расходы бюджета области на 2018 год запланированы в размере 132,4 млрд и 119,2 млрд рублей соответственно, на 2019 год – 134 млрд и 130,8 млрд рублей соответственно.
Сулима отметила, что в этом году правительство впервые формирует бюджетный прогноз на долгосрочный период 2017–2028 годов. Доходы областного бюджета на 2018 год спрогнозированы в сумме 207,8 млрд рублей, расходы – 212 млрд рублей. «Начиная с 2020 года мы сможем позволить себе дефицит и направлять больше средств на развитие нашего региона», – сказала министр.
Министр информационных технологий, связи и СМИ Нижегородской области Сергей Кучин сообщил коллегам по правительству, что согласовал проект бюджета с замечаниями в части финансирования в следующем году программ «112» и электронного правительства. «Источники (финансирования) так и не удалось найти на эти цели. Отмечу, что мероприятия по электронному правительству аналогичны затратам на «коммуналку», содержание зданий. Это аренда каналов связи, которую мы должны отыгрывать в декабре, иначе с 1 января не сможем работать», – посетовал Кучин. Ольга Сулима в свою очередь заверила, что источники финансирования для этих программ найдены, а перед внесением проекта бюджета в заксобрание в документ будут добавлены уточненные федеральные средства. Она пояснила, что из безвозмездных поступлений в проекте бюджета пока отражены только дотации из федерального бюджета на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в 3,3 млрд рублей (-9 % к уровню 2016 года).
Губернатор Валерий Шанцев, обращаясь к членам нижегородского правительства, заявил, что все министерства, ведомства и комитеты, занимающиеся реальным сектором экономики, должны иметь конкретные задачи по исполнению доходов бюджета, расходы оптимизировать, непроизводительные затраты сократить. «Каждый рубль мы должны стремиться заработать и эффективно его использовать. У нас, к сожалению, все продолжается: если покупаем, то задорого, если продаем, то подешевле. Зачем это делается, все прекрасно знают», – сказал глава региона.