Новосибирская область стремительно теряет шансы на получение средств на возведение четвертого моста через Обь. Регион претендовал на деньги, собранные системой «Платон», но похоже, что аргументы конкурентов оказались гораздо убедительнее. Неоднократно раскритикованный проект мостового перехода может и вовсе не воплотиться в камне и металле – у области попросту нет денег на такой дорогостоящий проект. Некоторые эксперты надеются, что у властей хватит здравого смысла направить максимальные усилия на строительство Южного транзита. Подробности читайте в материале «ФедералПресс».
Проект строительства четвертого моста через Обь с самого начала вызвал жаркие споры. По мнению специалистов по городской среде, будущий мост, связывающий Южную площадь на правом берегу Оби и развязку на левом, никак не поможет убрать многокилометровые пробки, сковывающие основные магистрали Новосибирска практически каждое утро и каждый вечер.
Председатель общественного совета министерства транспорта и дорожного хозяйства областного правительства Алексей Носов утверждает, что региону уже не стоит надеяться на получение денег на возведение моста. «Я вообще не могу понять, зачем сейчас области нужен проект, на который гарантированно денег не дадут? – спрашивает Носов. – Проект уже вызвал огромное количество конфликтов, и даже некий политический раскол – между депутатами законодательного собрания, правительством области и региональными элитами».
По мнению Носова, область ни в коем случае не должна данным заказом спасать компанию «Сибмост». «ФедералПресс» в конце нынешнего ноября рассказывал о претензиях мостостроителей к муниципалитету. Построившая третий мост через Обь фирма посчитала, что город задолжал ей целых 2,5 млрд рублей – якобы за задержку сроков по предоставлению участка для возведения моста, и это вызвало самый настоящий скандал. Стоит напомнить, что «Сибмост» сейчас проходит процедуру банкротства.
«Министр транспорта и дорожного хозяйства области Сергей Титов в первую очередь должен отстаивать интересы жителей области, - считает Носов. – А если у нас есть колоссальная проблема с Восточным обходом, и Москва готова давать деньги на решение проблемы – значит, нужно делать все, чтобы эти средства получить. А вот на четвертый мост явно денег давать никто не собирается, поэтому не нужно вводить в заблуждение людей. Нужно признаться – проект закрыт».
Действительно, буквально на днях на официальном сайте Росавтодора появилась новость о подписании соглашения между правительством Хабаровского края и ООО «Региональная концессионная компания» по поводу строительства и эксплуатации автомобильной дороги, которая пройдет в обход краевого центра. В пресс-службе Росавтодора рассказали, что вопрос о сроках окончательного решения по государственной поддержке проекта будет рассмотрен уже до конца года - на заседании правительственной комиссии по транспорту.
По мнению независимого эксперта по транспорту Александра Колпакова, ситуация со строительством четвертого моста далеко не однозначная. «Я бы не стал утверждать, что будущие денежки от «Платона» уже в Хабаровске, а Новосибирск остался ни с чем, - рассуждает эксперт. - Хабаровск имеет возможность начать стройку и без платоновских финансов, поскольку в проекте Восточного обхода этого города больше чем на треть участвует их региональное правительство. Ведь надо понимать требования, предъявляемые к проектам ГЧП, попадающим под финансирование средств «Платона», а не гнаться за дешевой сенсацией, смотрите мол, - Хабаровску все платоновские средства, а Новосибирску шиш с маслом».
«У нас же не дорога, а мост, - продолжает Александр Колпаков. – А вот у дальневосточников финансовое бремя лежит на региональном правительстве края и инвесторах - поэтому у Хабаровского края есть возможность начать стройку и провести конкурс сегодня. Региональный бюджет заложил на следующий год необходимые средства на обход. Давайте подождем решения комиссии».
Эксперт считает, что к реализации проекта Южного транзита пока подступать рано. «У нас еще тянется история с Юго-Западным транзитом, частью которого является Бугринский мост, уже построенный, уже действующий, - говорит Колпаков. - Конечно, хочется сразу много и всего в плане дорог, но надо быть реалистами. Сооружение Восточного обхода Новосибирска, как мы видим, растягивается как минимум до 2025 года, и естественно, федерация с ее нынешним состоянием бюджетных ресурсов вряд ли будет сразу затевать еще одну стройку в одной агломерации. При этом нам надо всегда помнить, что федеральные чиновники тоже имеют память, и спросят - вы освоили 7 млрд федеральных денег, утверждая, что Бугринский мост часть ЮЗТ, а где тогда ваш ЮЗТ? Поэтому поэтапность – вот мое отношение к Южному транзиту. Придет и его очередь».
Политолог Андрей Тихонов предположил, что потребность в возведении в областном центре нового моста весьма сомнительна. «И очень сомнительна финансовая модель его строительства, - говорит Тихонов. - Федеральные власти это прекрасно понимают, поэтому не спешат оказывать содействие проекту – и вряд ли будут».
Тихонов считает, что проблему разгрузки дорог надо решать не бесконечным строительством, на котором зарабатываются миллиарды подрядчиками, а введением цивилизованных правил парковки и развитием общественного транспорта, прежде всего, метро.
«Если нам Москва не готова дать деньги на четвертый мост – то пора бы уже это признать, - заявляет Алексей Носов. – Не нужно вводить в заблуждение журналистов, депутатов и простых жителей области. Денег – не дадут. Давайте забудем этот мост, как плохой сон, и займемся строительством Южного транзита. Ведь в перспективе это и позволит построить еще один мост – но в другом месте, и не на грабительских условиях. И мы получаем полноценную кольцевую дорогу, которая спасет Новосибирск от транзитного транспорта».
Косвенным подтверждением того, что власти области уже и сами понимают слабые перспективы строительства четвертого моста, может послужить факт очередного переноса вскрытия конвертов с заявками на заключение концессии. В нынешнем ноябре министерство транспорта региона сообщило, что рассмотрение заявок намечено лишь на март 2017 года.
Самые читаемые материалы 2016 года