Кандидатам в губернаторы придется повторить путь претендентов на кресла депутатов Госдумы и пройти открытые праймериз, — соответствующие рекомендации региональным отделениям «Единой России» уже через несколько дней даст президиум генерального совета. Закрытая модель праймериз признана партией неэффективной. Почему действующие главы регионов боятся суда партийцев — в материале «ФедералПресс».
Решение Москвы однозначным не будет
Президиум генерального совета «Единой России», как ожидается, назовет дату единого дня предварительного голосования уже на следующей неделе – 7 февраля. Сейчас достоверно известно лишь то, что открытыми праймериз будут при отборе кандидатов, которых ЕР впоследствии выдвинет на выборах в региональные законодательные собрания. Об этом на прошедшем в январе съезде партии заявил лидер единороссов Дмитрий Медведев. Он заметил, что «этот институт (праймериз, - ред.) необходимо развивать – он доказал свою эффективность».
Что касается губернаторских выборов, которые по состоянию на текущий момент запланированы в 14 регионах, модель предварительного голосования на них пока не определена. Большинство политологов, как, впрочем, и самих партийцев, склоняется к тому, что никакого давления сверху не будет – регионам предоставят право самостоятельно решать, какая модель – открытая или закрытая – для них будет лучше.
В этом уверен член президиума высшего совета «Единой России», глава комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. Как сообщил политик «ФедералПресс», регионы должны самостоятельно принимать решение о наиболее предпочтительной для них модели праймериз. «Рекомендации всегда были и останутся, - отметил Рязанский. – Но чем демократичнее и чем более открыта модель проведения процедуры предварительного голосовая будет, тем лучше».
Всех на праймериз!
К открытой модели праймериз склоняется и ряд политологов. Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев объясняет свою позицию тем, что до закрытой модели наша политическая система пока не доросла. «Для этого нужны обкатанные списки голосующих и обязательно партийность тех, кто выходит на праймериз. У нас все на живую нитку пока, - считает политолог. – Нужно набрать списки активно голосующих за эту партию, чтобы точнее увидеть, сколько людей реально придет на выборы и сколько голосов составит большинство».
Иначе говоря, сегодня праймериз для «Единой России» - это больше важная технологическая процедура, которая помогает сделать максимально точные предварительные замеры: что ждет партию на реальных выборах, правильно ли сделана ставка на того или иного кандидата. Ведь если на праймериз вдруг победит «не тот кандидат» (такая вероятность крайне мала, но она остается), Кремлю нужно будет принимать срочные меры, иначе подобный «сюрприз» может произойти и на самих выборах.
Но и это еще не все. Политолог Андрей Максимов акцентирует внимание на самой системе выборов, которую, может быть, незаметно для рядовых избирателей, «Единая Россия» выстроила под себя. Благодаря введению процедуры праймериз, выборы стали двухступенчатыми. «На первом этапе [праймериз] в плане агитации и пропаганды кандидаты получают много возможностей: можно использовать документы и изображения других людей, которые нельзя применять во время реальной избирательной кампании, которая обложена таким количеством ограничений, что ничем, кроме того, как ходить и говорить, кандидат заниматься не может, - пояснил Максимов. – Для губернатора это крайне неэффективное и бессмысленное занятие. Поэтому главный агитационный период заканчивается в июле, когда проведена регистрация. Дальше кампания просто поддерживается. Поэтому открытые праймериз с агитационной точки зрения более целесообразны».
Ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков вместе с тем полагает, что у любого губернатора достаточно возможностей для повышения популярности и без праймериз. «Возможно, конечно, победа действующего главы на предварительных выборах – способ приободрить сторонников («победил на праймериз – выиграю и всю гонку»). Однако тогда его результат на праймериз должен выглядеть очень убедительно. Подобными мотивами для участия в открытых праймериз могут руководствоваться губернаторы, которые не имеют явных врагов внутри регионального отделения «Единой России», но опасаются появления во время самих выборов сильных оппозиционных кандидатов, которых явно не получится отсечь от участия в гонке», - пояснил эксперт.
Рисковать – не значит проиграть
Открытая модель праймериз, которая была применена год назад при отборе кандидатов в депутаты Госдумы, на губернаторских выборах выглядит несколько иначе. Очевидно, что будет «главный кандидат» - тот, которого поддержит лично президент Владимир Путин (процедуру досрочных отставок/назначений врио никто не отменял). Таким образом, другие участники праймериз должны или стать спарринг-партнерами или быть настолько уверенными в своих силах и в поддержке населения, чтобы на равных вести борьбу.
Однако, по мнению политологов, реальный шанс победить есть только у «главного кандидата» - как при открытом, массовом голосовании, так и при закрытом. «Основной кандидат не проиграет, - уверен политолог Дмитрий Журавлев. – Лучший способ прийти первым – сделать так, чтобы вторыми бежало человек 30, друг другу мешая. Случайно забредшие кандидаты будут отбирать голоса не у губернатора. Его базовый электорат – это не лично его электорат, это электорат Владимира Владимировича Путина. Он – просто воплощение президента в данном конкретном регионе».
Политолог Андрей Максимов считает, что «было бы странно, если бы мнение президента оспаривал узкий круг членов партии», то есть в условиях проведения праймериз по закрытой модели. «Праймериз – чисто формальная процедура. Оппозиционеры просто проиграют их, - отметил Максимов. - Надо учитывать то, что рейтинг президента и Единой России достаточно высок. Он выше, чем рейтинг любой оппозиционной партии в большинстве регионов. Поэтому задача – просто оповестить [о праймериз] и привести [сторонников]».
По мнению ведущего эксперта АПЭК Михаила Нейжмакова, заметное преимущество действующий губернаторы имеет в любом случае – что при закрытых, что при открытых праймериз. «При открытых явные сложности появляются у тех глав, чьи позиции в регионе непрочны. Например, праймериз «Единой России» накануне губернаторских выборов в Амурской области в 2015 году. Тогда в ходе предварительного голосования врио главы региона Александр Козлов набрал 38,7% голосов, второе место было у и.о. мэра Благовещенска Валентины Калиты (21%). Этот случай выделялся на фоне куда больших результатов глав других регионов на праймериз», - отметил Нейжмаков.
В пользу отрытой модели предварительного голосования, опять же, может сыграть неискорененный «володинский принцип» «КОЛ»: конкурентность, открытость, легитимность.
Впрочем, приверженцы закрытой модели отбора кандидатов на губернаторских выборах тоже остаются. Политолог Павел Данилин, к примеру, полагает, что праймериз – это «не голосование перед голосованием, это голосование сторонников партии для выдвижения тех кандидатов от партии, которых они считают наиболее достойными». «Но эта позиция не является в партии приоритетной. Там считают, что голосование должно быть максимально открытым. По губернаторам ситуация, скорее всего, будет следующей: дадут возможность выбора из четырех моделей праймериз. В данном случае я не думаю, что будут какие-то жесткие рекомендации по этому вопросу», - резюмировал Данилин.