В Новосибирске в рамках проекта «Городские приоритеты» проходят дискуссионные площадки, посвященные актуальным городским проблемам. Очередная дискуссия была посвящена проблеме, которая волнует всех без исключения жителей полуторамиллионного города – общественному транспорту. О том, как выглядит ситуация глазами чиновников и экспертов, что нового они предлагают, – в материале «ФедералПресс».
В самом начале дискуссии мэр Новосибирска Анатолий Локоть напомнил, что проблемы копились годами и в одночасье разрешить их невозможно, тем более с нынешним напряженным бюджетом. Но искать пути решения нужно, поскольку – мэр это выделил особо – его команда остается убежденным сторонником развития именно общественного транспорта. Любые идеи, по словам Анатолия Локтя, будут анализироваться и изучаться.
Планы есть – денег нет
Подробно о ситуации рассказал начальник управления пассажирских перевозок мэрии Роман Дронов. Он привел цифры, которые характеризуют ситуацию. В Новосибирске 3 муниципальных перевозчика и 71 немуниципальный. В прошлом году было перевезено 372,4 млн пассажиров, из них 76 % пользовались как раз немуниципальным транспортом. Роман Дронов не мог не напомнить, что впервые за 40 лет рельсы в Новосибирске не только разбирали, но и положили – было построено 2,5 км. Трамвайных путей до Чистой слободы. Трамвай, по мнению многих из выступавших в дальнейшем, сейчас переживает в Новосибирске стадию ренессанса, что все, в общем, поддерживают.
Чиновник напомнил о том, что в городе сегодня 34 участка с выделенной полосой для движения общественного транспорта – на 22 улицах. Именно поэтому, заключил Роман Дронов, Красный проспект сегодня не стоит, как это было раньше.
Задач немало: нужно создавать систему безналичных расчетов, оптимизировать маршруты, внедрять сетевые тарифы. Руководитель управления надеется, что прекратить «погоню за пассажиром» сможет муниципальный заказ. Большие надежды возлагаются на единую транспортную карту, над которой, однако, еще надо работать.
Доцент Новосибирского государственного технического университета Михаил Никулин поднял совершенно иную проблему. На его взгляд, Новосибирску явно не хватает комплекса документов, которые необходимы для того, чтобы развивать общественный транспорт. Причем многие из ныне действующих уже устарели и нуждаются в коррекции. В качестве примера он привел новосибирский метрополитен, в котором по давним планам должно быть к 2030 году 60 станций! Всем понятно, что с сегодняшней реальностью эти показатели не очень соотносятся.
Велопрокат и транспортный коллапс
Тем более странно, что в рамках дискуссии сразу два доклада были посвящены развитию в Новосибирске велопроката, что вызвало недоумение у многих участников дискуссии. И в самом деле сложно понять, почему не обсуждается развитие метро или троллейбуса, а тема велопроката. Тот же Роман Дронов заметил: «Есть метрополитен, который должен составлять костяк всего транспортного узла в центре города. Метрополитен должен быть совмещен с другими видами перевозок», Позже он заметил, что необходимо с «развитием социально-экономической ситуации вернуться в ближайшее время к Дзержинской линии (два станционных комплекса «Гусинобродская» и «Молодежная» и электродепо «Волочаевская»).
Звучали адреса конкретных проблем, но всем было ясно, что это проявления проблем более общих, над которыми предстоит еще работать. Аналитик Алексей Мазур, давно занимающийся изучением проблем общественного транспорта в Новосибирске, вообще констатировал: «Город на пороге транспортного коллапса или уже переступил в него». В качестве наиболее характерного примера он привел известную ситуацию, когда, чтобы добраться из некоторых микрорайонов в центр города нужно потратить минимум полтора часа. Он согласился с тем, что реформа общественного транспорта назрела, но для начала было бы неплохо сформулировать ее цель.
Аналитик не согласился с тем, что городу не хватает документов, необходимых для работы по развитию общественного транспорта, поскольку все они так или иначе упираются в генплан, «который уже давно не соответствует реальности». Алексей Мазур предложил создать Центр стратегического планирования транспорта.
Зачем и почему
Дискуссия продолжилась затем в социальных сетях. Присутствовавшая на ней депутат горсовета Наталья Пинус задалась вопросами: «Зачем это мероприятие? Начало года. Бюджет города с трудом принят депутатами меньше месяца назад. С большим трудом. Зачем? Что хотим в итоге? Конкретно».
Советник мэра Александр Ложкин ответил, что «ровно сейчас пишется ТЗ на разработку Комплексной программы развития транспортной инфраструктуры, которую мы обязаны разработать в соответствии с градокодексом. Если в ходе таких мероприятий мы получим предложения в программу – чем это плохо?»
Другой депутат горсовета – коммунист Валерий Науменко оценил мероприятие, как представительное, но отметил: «Тем обиднее, что треть времени обсуждали такую мощную вещь как велосипедирование столицы Сибири». По его мнению, важнейшая задача городских властей – «изыскания целевого федерального финансирования на мощные транспортные решения (к примеру метро и какой-либо паллиатив – скоростной трамвай) любой ценой».
Поделился своими впечатлениями от дискуссии и мэр Новосибирска Анатолий Локоть: «Транспорт – одна из самых актуальных проблем любого миллионника, особенно остро она стоит в Новосибирске. За полгода прирост автовладельцев в Новосибирске составляет более чем на 100 тыс. А ведь город планировали еще в те времена, когда о такой степени автомобилизации населения власти не могли и помыслить». Мэр рассказал, что «некоторые утверждают, что решить проблему можно с помощью метро. Но чтобы метро полностью закрыло вопрос, нам нужно свыше 30 станций. А это колоссальные суммы».
Анатолий Локоть сообщил, что принял решение создать в департаменте транспорта специальную аналитическую группу, которая будет обрабатывать и реализовывать на практике предложения, которые помогут развивать общественный транспорт в Новосибирске.