Top.Mail.Ru
Экономика
Самарская область
0

Офранцуженный АвтоВАЗ и отказ от активов. Что стало с самарской империей «Ростеха»

Французский АвтоВАЗ и продажа активов. Во что превратилась самарская империя «Ростеха»
В Самарской области структуры «Ростеха» контролируют семь предприятий

Приобретая активы по всей России, «Ростех» одновременно увеличивает свой политический капитал, но в Самарской области госкорпорации можно обойтись и без этого: имена руководителей этой структуры нередко упоминают в разговорах о политической и экономической жизни региона. Скорее всего, это связано с тем, что нынешний заместитель гендиректора госкорпорации Владимир Артяков руководил губернией с 2008 по 2012 год, когда «Ростех» особенно активно интересовался самарскими предприятиями. Бывшего губернатора в Самаре вспоминают не слишком тепло, но до сих пор не исключают возможности, что после Николая Меркушкина губернаторское кресло вновь достанется представителю группы Сергея Чемезова, хоть и другому. Как строилась самарская часть империи «Ростеха» и как расставлены ее приоритеты сейчас – в материале «ФедералПресс».

Зашли через Тольятти

Империя Сергея Чемезова начала распространять свое влияние на Самарскую область в 2005 году, когда госкорпорация «Ростехнологии» при поддержке силовиков перехватила контроль над АвтоВАЗом у одиозного бизнесмена Юрия Качмазова и его группы «СОК». По легенде, команду «разобраться» тогда дал лично глава государства. Тольяттинский завод быстро очистили от неугодных коммерсантов с помощью уголовных дел и давления на руководителей «дочек» АвтоВАЗа, которым принадлежали пакеты акций материнской компании. В итоге, в совет директоров предприятия вошли шесть представителей государства, в том числе и Владимир Артяков, который в 2006 году стал президентом ООО «Группа АвтоВАЗ», а в 2008 году занял пост главы Самарской области.

После того, как Артяков возглавил тольяттинский автогигант, перешедший под контроль «Ростехнологий», у его окружения не осталось сомнений, что его ждет кресло губернатора. К 2008 году почва для этого уже была подготовлена. «В качестве руководителя АвтоВАЗа, а затем и депутата самарской думы я имел возможность достаточно глубоко изучить социально-экономическую ситуацию и проблемы региона, его конкурентные преимущества. Потому на момент назначения губернатором был, как говорится, в теме», - говорил Владимир Артяков в интервью «Российской газете» в июне 2008 года.

Когда в 2012 году он покинул Самарскую область, «Ростехнологии» уже серьезно укрепили свои позиции в регионе, собрав в подведомственных холдингах крупные высокотехнологичные предприятия губернии.

Согласно данным из открытых источников, сейчас структурам «Ростеха» принадлежит акции семи компаний из Самарской области. Раньше их было девять, но в 2016 году госкорпорация продала блокпакеты «Гидродинамики» и «Агрегата», объяснив этот шаг ликвидацией непрофильных активов.

В «Объединенную двигателестроительную корпорацию» входят ПАО «Кузнецов» и «Металлист-Самара». В холдинг «Технодинамика» - ОАО «Авиаагрегат». В «Техмаш» - «Самарский электромеханический завод» и чапаевский «Полимер». В холдинг «Станкопром» - «Завод индустриальных покрытий», а «РТ-Авто» владеет 32,87 % акций АвтоВАЗа.

Источник раздражения

АвтоВАЗ, послуживший для людей Сергея Чемезова «точкой входа» в регион, потом стал для «Ростеха» больной мозолью. К сентябрю 2008 года 25 % акций предприятия приобрела французская компания Renault. Со временем структура собственников изменилась, и к 2016 году силы распределились следующим образом: Renault получил 50 % (минус одна акция); «Ростех» - 32,87 %; Nissan – 17,13 %. Предполагалось, что это позволит принимать решения через консенсус между основными собственниками.

Руководство «Ростеха» столкнулось с трудностями в том, что касается лоббирования своих интересов при формировании кадрового состава топ-менеджмента ОАО «АвтоВАЗ». Особенно явно это стало заметно в марте 2016 года, когда глава «Ростеха» Сергей Чемезов объявил о грядущей отставке Бу Андерссона с поста президента тольяттинской компании и разразился критической тирадой в его адрес. «У нас, и у меня в частности, много претензий к Андерссону. Он сделал достаточно много для того, чтобы предприятие пришло к той плачевной ситуации, в которой оно находится сегодня. <…> Его большая ошибка в том, что он не стал активнее работать с российскими поставщиками комплектующих. Он пошел по самому легкому пути – заключил договоры с поставщиками Renault и Nissan, где есть отлаженная система производства и поставок. Андерссон считает, что у российских поставщиков плохое качество продукции, но я ему всегда говорил, что с ними нужно работать и заставлять работать их самих, помогать им привлекать тех же иностранных партнеров для создания в России совместных производств. Это будет интересно и для иностранных производителей в РФ – покупать качественную продукцию за рубли», - говорил Сергей Чемезов в интервью ТАСС.

Источники сообщали, что после ухода Бу Андерссона «Ростех» намерен посадить в кресло главы АвтоВАЗа гражданина России, потому что госкорпорация «сыта варягами по горло». В результате ключевую должность снова получил иностранец – Николя Мор, возглавлявший Renault в Румынии.

Сейчас собственники занимаются финансовым оздоровлением АвтоВАЗа: в конце 2016 года «Ростех» объявил о докапитализации предприятия. Долги в 51 млрд рублей конвертируют в акции. Планируется, что на первом этапе доля «Ростеха» составит 15 %, а после дойдет до 25 %. Сергей Чемезов уже сообщил, что госкорпорация хочет ограничится прощением долгов АвтоВАЗа перед «Ростехом», избежав дополнительного вливания средств. К сентябрю 2016 года общий объем долгов тольяттинского предприятия превысил 100 млрд рублей.

Срок окончания второго этапа рекапитализации – июль 2017 года.

Ушли в тень

В 2012 году Владимир Артяков покинул пост губернатора Самарской области, на смену ему пришел Николай Меркушкин, ранее руководивший республикой Мордовия. Меркушкину приписывают весьма натянутые отношения с руководством «Ростеха», но в публичную сферу возможные противоречия пока не выходили.

В отличие от Николая Меркушкина, Владимиру Артякову удалось найти общий язык с местными элитами в том, что касается политических процессов. В ходе избирательной кампании 2010 года, когда жители голосовали за мэра Самары, губернатора явно не устраивала перспектива повторной победы справедливоросса Виктора Тархова. Против него началась масштабная информационная кампания, на одной из пресс-конференций в него даже метнули ботинок.

Вместо того чтобы делать конкурентом Тархова собственную креатуру, Владимир Артяков пошел на соглашение с известным самарским бизнесменом, бенефициаром холдинга «Волгопромгаз» Владимиром Аветисяном. В итоге, кресло мэра получил ставленник последнего Дмитрий Азаров.

С приходом Николая Меркушкина в Самарскую область, кадровый состав региональных властных структур претерпел серьезные изменения, в том числе и за счет выходцев из республики Мордовия. Политическое присутствие представителей «Ростеха» в губернии снизилось. Сейчас, говоря о людях из группы влияния Чемезова, местные эксперты чаще всего называют имена двух депутатов Госдумы РФ, избранных от Самарской области: Леонид Калашников (КПРФ) и Владимир Гутенев («Единая Россия»).

Результат Леонида Калашникова на выборах в ГД РФ 2016 года может говорить о серьезной потере влияния группы Сергея Чемезова на политику в регионе. Дело в том, что в Тольяттинском одномандатном округе, где Калашников считался абсолютным фаворитом, победу внезапно одержал единоросс, бывший тогда депутатом думы Тольятти Владимир Бокк. Коммунист прошел в Госдуму только благодаря своей позиции в региональном партийном списке КПРФ.

Отметим, Леонид Калашников почти полностью строил свою агитацию в Тольятти на критике руководства АвтоВАЗа в лице иностранцев и ратовал за возврат градообразующего предприятия государству, что, конечно, отвечает интересам «Ростеха».

Социолог, руководитель центра «Региональные исследования» Дмитрий Лобойко считает, что сегодня госкорпорация сосредоточена на бизнесе, опираясь в политическом плане на региональные номенклатурные группы. «Сегодня «Ростех» - это компания, сопоставимая с «Газпромом», «Роснефтью», «Лукойлом» и прочими «национальными достояниями». Критерий – не только денежное измерение, но и общественно-политическое влияние на федеральном уровне и в регионах. И не важно, какие это регионы. Известный факт, что, например, Иркутская и Самарская губернии для «Ростехов» важны больше, чем какие-нибудь Марий Эл или Мордовия. Но продиктовано это в первую очередь тем, что «Ростехи» занимаются бизнесом, а Самарская область – это один из ключевых промышленных центров. И интересы группы Чемезова остались на многих предприятиях ВПК, есть интересы в химической промышленности и, насколько мне известно, рассматривались проекты в области сельского хозяйства. По сути, их интересуют любые сферы, в которых есть оборот больших денег. Поскольку «Ростех» - это не чистый бизнес, а государственный капитализм, то и формируют они вокруг себя не бизнес и политическую элиту, а номенклатурные группы. И в регионах опираются на номенклатурные группы. В Самарской области, например, это группа Владимира Аветисяна», - сказал он.

 

 

Фото с сайта wikimedia.org

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.