Top.Mail.Ru
Политика
Свердловская область
0

До Фрунзе в парк: предвыборная социология Куйвашева остановила транспортную реформу

Внедрение новой системы переносится на поствыборный период

Екатеринбург взбудоражен – внедрение новой транспортной схемы, ожесточенные споры вокруг которой шли с начала года, перенесли на 2019 год. Решение об этом сегодня озвучил глава городской администрации Александр Якоб. За несколько минут до этого «серый дом» объявил об отставке замглавы администрации главы всего транспортно-дорожного блока Евгения Липовича, который еще в 2015 году стал инициатором реформы. Официальная причина переноса – чемпионат мира, который пройдет в 2018 году. Эксперты сходятся во мнении – реформу «заморозили» ради спокойных выборов губернатора, а позже президента. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Сити-менеджер Екатеринбурга Александр Якоб поставил сегодня точку в дискуссии вокруг глобальной транспортной реформы: «Реализация схемы новой маршрутной сети будет разделена на этапы, которые позволят избежать ошибок при ее внедрении. Сначала будет подготовлена транспортная инфраструктура, в том числе выделенные полосы, остановочные и пересадочные комплексы, установлены средства видеофиксации. Особое внимание мы планируем уделить информированию населения и созданию соответствующих информационных комплексов и служб. С учетом того, что в 2018 году Екатеринбург будет принимать матчи чемпионата мира по футболу, дата внедрения новой маршрутной схемы будет перенесена на 2019 год».

Новая схема движения общественного транспорта Екатеринбурга с начала года стала главной темой в местной информационной и политической повестке. Проект глобальных изменений транспортной системы был представлен еще летом прошлого года, но остался незамеченным. Народный гнев поднялся в начале января, после публикации постановления мэрии об отмене 114 привычных маршрутов и внедрении новых с 1 июля 2017 года.

В отсутствие ясного разъяснения сути реформы большинство горожан выступило категорически против любых изменений, даже не пытаясь в них разобраться. Но и среди разобравшихся были претензии: по данным Института стратегических коммуникаций и социальных проектов, 45,3 % опрошенных граждан, которые знают суть новой транспортной схемы, выступили против предлагаемых изменений.

По информации источников «ФедералПресс», еще на стадии проработки схемы в администрации города шла бурная дискуссия о дате ее внедрения. В окружении Александра Якоба признают, что городское руководство ожидало подобной бурной реакции на кардинальные перемены и учитывало политические риски. Учитывая надвигающиеся губернаторские выборы, одним из основных предложений по дате старта реформы был ноябрь 2017 года – сразу по завершении выборной кампании. Однако позже решили провести реформу летом, когда в городе остается меньше жителей, не учатся школьники и когда истекают пятилетние договора с перевозчиками.

Руководитель фонда «Город.PRO», который занимался разработкой концепции новой транспортной схемы, Лариса Бузунова в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» отметила, что об инициативе администрации приостановить реформу узнала от журналистов – никаких консультаций с разработчиками проекта по этому поводу не проводилось.

Опрошенные «ФедералПресс» эксперты отмечают, что с политической точки зрения масштабная реформа в транспортной сфере, которая коснется практически всех жителей Екатеринбурга, была крайне противоречивым решением. «Ситуация была достаточно уникальная, ведь считается, что в предвыборный год принимать спорные решения – не в правилах современных чиновников. Сложилось двойственное ощущение: что создается проблемная точка, которую нужно разрешить в интересах игрока – губернатора. Эта могла бы быть одна из проблем, которую он мог раскручивать и пиарить в ходе кампании летом, а внедрение перенести, например, на 1 октября. Тогда и волки сыты, и овцы целы, то есть какая-никакая, но повестка для работы в протестном Екатеринбурге», – заявил «ФедералПресс» политолог Алексей Швайгерт.

Когда начался скандал, были мнения, что мэрия Екатеринбурга игнорирует перемирие с областными властями и таким образом старается подорвать губернаторскую кампанию. Но теперь ясно, что это не так. «Когда разворачивается дискуссия, в ходе которой у ряда экспертов отношение к реформе сформировалось негативное, понятно, что отказ реализовывать реформу – это политическое решение, а не административное. Административным оно бы было, если бы шел торг между областью и городом, и город бы что-то выторговывал. А торга не слышали, поэтому это совместное политическое решение», – заявил «ФедералПресс» политолог Александр Белоусов.

Директор уральского филиала Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин считает, что отказа от проведения реформы следовало ждать. «Такое решение и напрашивалось. Сначала схему нужно было правильно рассчитать. То, что задумалось как тихое изменение, не удалось. Вмешались жители, Общественная палата, Липович ушел в отставку – это все звенья одной цепи. Это был наивный романтизм – внедрять эту схему. Она требует усилий профессионалов, а не общественников. Нужно делать соответсвующие замеры, исследования, чтобы понять, как работает эта схема. Тем более не доработан еще «Большой Екатеринбург» – логично сначала создать концепцию городской агломерации, а потом уже транспортную схему».

Реформа оказалась слишком радикальной и спорной, чтобы допускать ее проведение до выборов губернатора. По данным источника «ФедералПресс», областные власти уже проводили социологические замеры и выяснили, что поддержка Евгения Куйвашева в Екатеринбурге выше, чем ожидалось, но такой скандал может ее подорвать. Учитывая, что ситуация настолько неустойчивая, было решено перенести внедрение схемы. По мнению Алексея Швайгерта, на необходимость решения конфликта могли напрямую указать в администрации президента. «Мы видели, какую неоднозначную реакцию общественности вызвала история. Поэтому вероятно, что отмена рискованного внедрения была отложена под давлением кураторов из администрации президента и наблюдателей, которые смотрят за политической ситуацией в области. <…> Можно сказать, что возобладал здравый смысл так, как понимают его чиновники – не буди лиха, покуда оно тихо. Транспортная схема могла стать подножкой для губернатора», – отметил политолог.

Собеседник, знакомый с оценками происходящего в регионе на Старой площади, опроверг это предположение и отметил, что инициатива о приостановке болезненной реформы могла исходить напрямую из администрации свердловского губернатора.

Против проведения реформы сыграла и слабая проработка информационной кампании, убежден политолог Александр Белоусов. «Она была не проработана в части взаимодействия с общественностью и с горожанами. И честно говоря, разработчики программы совершили много грубых ошибок и многих настроили против себя в ходе обсуждения. Типичный пример, когда в дискуссиях разработчики в презрительном тоне высказывают о тех пожилых людях, которые решили высказать свое мнение против реформы. Нельзя так презрительно высказываться о конечном потребителе реформы. Плюс все это наложилось на президентские циклы, на избирательную кампанию ситуация могла повлиять».

Формальной причиной переноса схемы Александр Якоб назвал чемпионат мира по футболу, на который ориентировались чиновники, когда назначали новый дедлайн. Отставка вице-мэра по транспорту Евгения Липовича по собственному желанию, по мнению Алексея Швайгерта, стала идеальным фоном для переноса реформы: «Уход Липовича все обнуляет. Нашли козла отпущения – автора, инициатора реформы. Тему развернули убого, а свернули грамотно».

При этом к вопросу еще обязательно вернутся, считает политолог, так как рынок общественного транспорта является крайне интересным с точки зрения бизнеса. «Транспортный рынок – это один из последних лакомых кусочков с точки зрения оборота налички, серых схем. До конца эксперты не могут сказать, сколько маршруток ходит, источники говорят, что цифра в два раза превышает реальную. На этом рынке правда вращаются деньги. В нем реализуются достаточно любопытные схемы, и политические интересанты без контроля его не оставят. Произойдет передел рынка под [прикрытием] приведения сеть транспорта в более современное состояние, это видно даже по тому, что предлагается сейчас», – заявил Швайгерт.

Напомним, новая схема общественного транспорта в Екатеринбурге была разработана и презентована фондом «Город.PRO» при участии иностранного специалиста Джаррета Уокера весной прошлого года, однако осталась практически незамеченной. Суть предлагаемых изменений – отмена дублирующих друг друга маршрутов, а также преимущество коротких маршрутов с пересадками перед маршрутами, идущими через весь город.

В конце 2016 года мэрия города выпустила постановление об отмене с 1 июля 2017 года 114 старых маршрутов общественного транспорта и установлении примерно 50 новых автобусных маршрутов. Жители города массово раскритиковали предлагаемых изменения. Одна из претензий – отсутствие внятной информационной кампании, а также понятной карты новых маршрутов.

Фото: Евгений Поторочин

Сюжет по этой теме
16 января 2017, 11:14

Споры о транспортной схеме Екатеринбурга

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.