Февраль для «Единой России» уже стал традиционным месяцем старта избирательной кампании. В этом году партии предстоит побороться за места как минимум 15 глав субъектов Федерации, а также за кресла депутатов представительных собраний и мэров городов. Чтобы кампания прошла успешно, партийное руководство проводит серьезные структурные изменения, усиливает проектную деятельность и собирает глав исполкомов на обучающие семинары, дабы донести особенности новой схемы работы. Основой предвыборной борьбы 2017 года станут партийные проекты. Подробности – в материале «ФедералПресс».
«Единая Россия» – пожалуй, единственная партия в стране, которая не только все больше закрепляется в структурах власти разного уровня, но и совершенствует свою собственную, внутреннюю структуру. Примером тому стало недавнее введение должности координаторов партийных проектов на федеральном и на региональном уровнях – они работают в рамках так называемых проектных офисов партии. Таким образом, сегодня в руках федерального куратора Ольги Баталиной сконцентрирован весь спектр проектов и все, кто за них несет ответственность в российских регионах: эти же функции возложены на секретарей региональных политсоветов (особенно территорий, где в этом году пройдут выборы) и их заместителей, пресс-секретарей исполкомов.
По мнению генерального директора Коммуникационного агентства «Actor» Дмитрия Еловского, «еще большее ужесточение вертикали – это вынужденная мера». «Если вы не можете рассчитывать на низовую самоорганизацию, единственный выход: жесткая вертикаль управления проектами. Выход в любом случае очень условный, так как подобные проекты наиболее эффективно реализуются именно в системе распределенных полномочий и ответственности. Но для этого надо дать партийным активистам самостоятельность и заранее оптом их простить за многочисленные ошибки и провалы», – отметил Еловский.
Закрыть значит забыть?
В этом году «Единая Россия» отказалась сразу от десяти своих проектов: «IT-прорыв», «Знак качества», «Комфортная правовая среда», «Национальная инновационная система», «Открытая власть», «Развитие систем обеспечения безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов», «Санкт-Петербург – морская столица России», «Урал промышленный – Урал полярный», «Чистая вода», «Энергетическая безопасность». Официально все они закрыты «в связи с истечением срока реализации».
Например, автором проекта «Открытая власть» почти четыре года назад выступил экс-глава комитета Госдумы по конституционному законодательству Владимир Плигин, который хотел наладить конструктивный диалог власти и общества. Однако в новый состав нижней палаты парламента Плигин не попал. Среди прочего его проект уже не выглядел столь актуальным, чтобы продолжать им заниматься.
Но наибольший резонанс в свое время получили два других, масштабных партийных проекта – «Чистая вода» и «Урал промышленный – Урал полярный».
Первый из них инициировал Борис Грызлов, будучи на посту спикера Госдумы. Проект имел благие цели: предполагалась установка фильтров для очистки воды «Золотая формула», которые должен был поставлять предприниматель Виктор Петрик, что позволило бы дополнительно обеззараживать питьевую воду. Это способствовало бы улучшению состояния здоровья людей и увеличению продолжительности жизни. Проект «Чистая вода» даже был оформлен как госпрограмма, на которую с 2011 по 2017 годы планировалось потратить более 330 млрд рублей. Однако комиссией РАН фильтры Петрика были признаны предметами не научной, а, скорее, бизнес-деятельности, и дальнейшего развития проект не получил.
Для Урала и Западной Сибири самым перспективным партийным проектом «Единой России» был «Урал промышленный – Урал полярный». Его еще в 2005 году инициировал президент Владимир Путин. Проект должен был способствовать ускоренному развитию промышленности и электроэнергетики всех уральских регионов, созданию современной транспортной инфраструктуры. В 2006 году была создана Корпорация «Урал промышленный – Урал полярный», акционерами которой вынуждены были выступить все субъекты УрФО. За вклад в этот проект жестко спрашивали с каждого из уральских губернаторов. Через шесть лет компания была преобразована в Корпорацию развития. В октябре 2016 года корпорация оказалась в центре громкого уголовного скандала: по подозрению в хищении миллиарда рублей были арестованы генеральный директор компании Сергей Маслов и его заместитель Владимир Карманов. Проект приказал долго жить.
Директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков напомнил, что проект «Урал промышленный – Урал полярный» был запущен еще до кризиса 2008 года. «Конечно, было бы интересно развивать промышленность в и без того крупном центре – в Урал действительно планировали инвестировать много средств. Сегодня говорить об этом в ситуации санкций, падения промышленного производства и экономики, было бы странно», – считает Гращенков.
Проектная оптимизация
До сих пор у «Единой России» в общей сложности было около сорока проектов. Помимо тех десяти, что были закрыты, партия решила объединить ряд направлений, тем самым оптимизировав и в определенной степени облегчив себе задачу. Как ранее говорила федеральный координатор Ольга Баталина, это решение коснулось таких проектов, как «500 бассейнов», «Строительство физкультурно-оздоровительных комплексов» и «Детский спорт», которые сейчас входят в один – «Детский спорт»; «Библиотеки России», «Культура и время», «Киноклуб: культура, образование, коммуникации» стали проектом под общим названием «Местный дом культуры»; «Молодежный антикоррупционный проект» и «Народный контроль» вошли в партпроект «Народный контроль»; «Кадровый резерв – профессиональная команда страны» и «Гражданский университет» стали проектом «Гражданский университет»; «Свой дом» вошел в проект «Управдом».
Таким образом, после проектной оптимизации у партии власти осталось 25 проектов. Тоже немало, но, если посмотреть список, можно увидеть, что практически все они более приземленные и приближеные к реальным нуждам жителей страны. Причем уже названия проектов говорят сами за себя: «Школа грамотного потребителя», «Городская среда», «Здоровье – детям», «Местный дом культуры», «Парки малых городов», «Театры малых городов».
С другой стороны, как считает политолог Илья Гращенков, «25 проектов – это число направлений, которые хотят поделить между собой наиболее видные единороссы». «Это, прежде всего, бюджет. С этой точки зрения 25 лучше, чем пять, – больше людей получат свое поле деятельности. Тем более про небольшое количество проектов мы помним по нацпроектам Медведева, которые куда-то так и пропали. Этим же оправдано и единоначалие, которое приходит на смену коллективному управлению. Ресурсов мало, делить их не получается, нужен один ответственный исполнитель», – пояснил Гращенков.
Эксперт считает, что «монополия одного руководителя может сыграть в минус» при реализации «проектов, связанных с потребрынком, обучением, гражданскими институтами», так как «исчезнет конкуренция среди общественных институтов, которые традиционно привлекали к данной работе». «Значит, их работа может стать менее конкурентной или заметной. Среди проектов много нереализуемых: сегодня такими мне видятся и «Городская среда», и какие-то «Малые театры» – ясно, что все это будет довольно бессмысленно», – уверен политолог.
В свою очередь, политолог Дмитрий Еловский говорит о том, что сейчас «партийные проекты по факту вырождаются». «Их масштаб и значимость вызывают все больше вопросов. О каких сельских театрах может идти речь, если в стране глубокий экономический кризис? – говорит эксперт. – Кроме того, проектный подход стало активно использовать правительство, и оно не склонно делиться с ЕР результатами успешных проектов. Например, авторство и успех проекта «Земский врач» приписывают [вице-премьеру Ольге] Голодец, а партийный проект «Земский фельдшер» никак не может «взлететь» до общефедерального уровня. Так что вопрос не в количестве проектов, а в их актуальности. Пока Единой России остаются слабоакутальные направления».
Равнение на электорат
Эксперты разошлись во мнении о степени влияния партийных проектов на результат голосования на выборах. Так, политолог Аббас Галлямов полагает, что «поскольку партпроекты не предусматривают массового контакта с избирателем, никакого электорального эффекта они не имеют». «Избиратель о них не знает, и все рассказы о них ему не интересны. Все, для чего эти партпроекты годятся, – это время от времени говорить о них по телевизору в надежде, что соответствующие сюжеты попадут в мониторинги начальства», – считает Галлямов.
Илья Гращенков считает, что эффективность реализации партийных проектов «будет напрямую связана с электоральным циклом». «Сегодня партия «Единая Россия» будет наиболее активно работать в тех регионах, где в сентябре планируются выборы губернаторов и региональных парламентов. Там будут что-то строить, выделять деньги», – отметил Гращенков.
Политолог Роман Колесников признает, что такое огромное количество партийных проектов можно объяснить только желанием «Единой России» «соответствовать масштабу своего влияния». Однако партия в известной степени подвергает себя риску попасть под шквал критики.
К примеру, проект «Наш двор» и другие, связанные с коммуналкой. «Физически невозможно обеспечить успех на этих направлениях за сколько-нибудь обозримый срок. Лишь постепенно, в логике малых дел можно решить накопившиеся проблемы, – считает Колесников. – Другое дело, что все это в определенный момент может сильно ударить по имиджу партии, хотя и незаслуженно. Потому что всегда можно найти двор в ужасном состоянии или разрушающийся дом, в котором люди живут в нечеловеческих условиях, ненавязчиво упомянув о партийном проекте ЕР. Нужная эмоция будет вызвана, и партия потом сколько угодно может оправдываться. Именно поэтому и чрезмерное обилие партийных проектов, и их специфика могут в известной степени навредить образу ЕР».
У ведущего аналитика Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Михаила Нейжмакова противоположное мнение. Он уверен, что при грамотном использовании «партийные проекты «Единой России» могут быть неплохим подспорьем для будущих кандидатов-одномандатников или кандидатов по территориальным (региональным) группам списка». «Проекты позволят этим политикам встроиться в местную повестку, если они продвигают реализацию партийного проекта, актуального для данной территории, – пояснил Нейжмаков. – Самый известный пример – проект «Наш двор» в ходе думской кампании Вячеслава Володина, как лидера региональной группы №15. Изначально этот проект был рассчитан на субъекты РФ, охваченные данной региональной группой, но еще до завершения думской кампании его предложено было сделать федеральным».
Кроме того, по словам Михаила Нейжмакова, «проекты, к которым, при желании, можно подключить заметное число общественников (та же «Школа грамотного потребителя» или «Народный контроль»), опять же, при грамотной реализации, могут помочь в поиске активных сторонников».
Нейжмаков считает, что в политически активных регионах, где уровень конкуренции на выборах высок, «активные сторонники «Единой России» могли бы быть важным подспорьем для успеха ее кандидатов». «Ведь ставка на одни только административные возможности в ходе таких кампаний сужает возможности кандидатов. При этом в разных регионах и муниципальных образованиях могут эффективнее всего «выстрелить» разные проекты – в этом смысле их большое количество оправдано», – резюмировал эксперт.