Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

Путинский корпоратив или путинское партсобрание?

Госкомпании включаются в предвыборный процесс

Старт президентской кампании 2018 года Кремль неофициально даст в марте. За год до выборов будет сформирован неформальный избирательный штаб, негласно начнется мобилизация бюджетников и работников госкорпораций, что позволит обеспечить нужный результат наиболее вероятному основному кандидату – действующему главе государства Владимиру Путину. Вместе с тем, остается достаточно много вопросов, в том числе – на кого будет опираться Путин. «ФедералПресс» вместе с экспертами попытался понять, какой будет новая стратегия команды будущего президента и почему Путин не сможет отказать в своем выдвижении «Единой России».

«Это будет административная мобилизация»

С началом календарной весны в России фактически стартует очередная избирательная кампания – по выборам президента. По информации источников «Коммерсанта», неформальный предвыборный штаб действующего главы государства Владимира Путина начнет работать уже в марте. Причем в этом году, в отличие от предыдущих лет, к участию в кампании могут привлечь госкорпорации и крупные госкомпании.

На своей странице в «Фейсбуке» руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев оценил инициативу Кремля. «О планах Кириенко организовать мобилизацию сотрудников госкорпораций в поддержку Путина. Простите меня, Сергей Владиленович, но когда мобилизационные мероприятия ставят впереди повестки, это говорит об отсутствии повестки. Это минус. Плюс – понимание, что именно сотрудники госкорпораций – главные бенефициары нынешней модели. Вот они-то должны проголосовать за Путина просто в благодарность за всё заработанное, приобретенное, нажитое», - заметил Калачев.

Ресурс госкорпораций, по мнению экспертов, позволит заметно повысить явку и увеличить результат голосования за Владимира Путина, и он мощнее ресурса «Единой России». Ведь как показывают результаты выборов в Госдуму на закрытых территориях, использовать там административное давление «Единая Россия», даже будучи партией власти, не смогла. Но в случае принятия Кремлем «официального решения» мобилизовать довольно внушительный по численности электорат будет проще. И это, по мнению директора Института политической социологии Вячеслава Смирнова, правильная стратегия.

Как полагает эксперт, «профессия и место службы первичны». «Человек в первую очередь принадлежит к определенному профессиональному сословию. Принадлежность же к сторонникам партии вторична. Ведь вы идете просить путевку в профсоюз своей конторы, а не в парторганизацию. Да и браки заключаются чаще на работе, а не в партячейке», - пояснил Смирнов.

Политолог Аббас Галлямов, в свою очередь, считает, что без участия госкомпаний во время президентских выборов будет не обойтись, «если ставка сделана на административную мобилизацию». «В 2011-2012 годах они от участия в избирательных кампаниях дистанцировались, и в результате выступление властей оказалось не очень убедительным. Силами одних губернаторов обеспечить искомые явку и процент будет сложно, ведь основная мобилизация в городах осуществляется не по месту жительства людей, а по месту их работы», - пояснил эксперт.

Вместе с тем, по мнению политтехнолога Андрея Сидоркина, несмотря на то, что «по старой электоральной традиции Кремлю придется задействовать весь арсенал сил и средств по электоральной мобилизации», это не гарантия нужного результата. Мобилизационная кампания должна сопровождаться мощной идеологической кампанией, некоей «идеологической страшилкой» в стиле «Голосуй, или проиграешь», «Не будет Путина – не будет России, не будет стабильности, воцарится абсолютный хаос, и страна развалится на части», - пояснил Сидоркин.

«Подвинут» ли госкомпании «Единую Россию»?

Использование ресурса госкорпораций, по мнению ряда экспертов, может отодвинуть на второй план и снизить роль в кампании «Единой России». Однако звучат и мнения о том, что оба рычага могут быть использованы синхронно и не в ущерб один другому. В 2012 году Владимир Путин впервые выдвигался этой партией (дважды – в 2000 и в 2004 годах – он шел на выборы как самовыдвиженец), но его опорой был ОНФ и народные штабы. Аналитики не исключают, что и в этом году Путин пойдет на выборы от «Единой России». Однако для того чтобы обеспечить Кремлю победу с результатом в 70% и такой же явкой, потребуются сверхусилия (это объясняется итогами прошлогодних сентябрьских выборов, когда явка составила только 47,8%).

Мобилизация ресурсов госкорпораций вполне объяснима – на выборах в Госдуму «Единая Россия» на территориях их присутствия получила незавидные результаты. «Коммерсант» приводит данные по опорным для бывшей вотчины куратора внутриполитического блока Администрации президента (АП) Сергея Кириенко «Росатома» муниципалитетам: в Новоуральске – 33,4%, в Лесном – 40%, в Северске – 33,9%, в Зеленогорске – 29,5%, в Железногорске – 35,6%, в Озерске – 36,6%, в Трехгорном – 40,5%, в Заречном – 39,5%, в Сарове – 48%.

«Сами по себе эти проценты вовсе не являются прямым свидетельством отсутствия у «Росатома» политической воли и технологических умений, - утверждает член комитета РАСО по политтехнологиям Эдуард Коридоров. - Общеизвестно, что ключевым элементом победной стратегии ЕР на выборах в Госдуму была «сушка» явки. Соответственно, вполне возможно, что достигнутый в итоге результат как раз и есть плод совместных усилий госкорпорации и других стейкхолдеров. Важнее другое — неприкрытое втаскивание в предвыборную оргработу и агитацию менеджеров госпредприятий неминуемо обернется претензиями (и притом вполне обоснованными) в нечестности политического процесса, в создании неравных условий для его участников. Отсюда — шаг до обвинений в нелегитимности выбора в целом. Наконец, ставка на госкорпорации не универсальна. Если она будет единственной, то Путин может упустить множество голосов в мегаполисах или селах. Там, где нет влияния госкомпаний, «Единая Россия» - по сути, незаменимый агитатор за Путина».

На прошлогодних выборах в Госдуму «Единая Россия» в совокупности получила более чем убедительный результат – 343 депутатских мандата. В нижней палате партия приросла на 105 мест. Правда, все это благодаря одномандатникам, которые выиграли 203 из 225 депутатских мандата, списочники же получили только 140 мандатов. Эйфория от этой победы у единороссов продолжалась долгое время, но, по мнению экспертов, результат думских выборов нельзя считать залогом победы на выборах президентских.

При этом важны как процент голосования за основного кандидата, так и явка избирателей. Ранее в СМИ сообщалось, что планка, установленная Сергеем Кириенко для замгубернаторов по внутренней политике, - 70%. Если отталкиваться от «чистого» результата думских выборов, то, по мнению политолога Романа Колесникова, «даже в условиях повышенного внимания к выборам президента сентябрьские 48% явки вряд ли превратятся в 70». Владимира Путина это, конечно, не устроит, так как он «не может быть президентом партии «Единая Россия». «Владимир Путин хочет быть президентом для каждого гражданина», - отметил Колесников.

Ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Михаил Нейжмаков считает, что риски для Владимира Путина в случае его выдвижения от «Единой России» в любом случае невелики. Тем более если вспомнить, что его предыдущая кампания (в конце 2011 – в начале 2012 годов) шла в условиях жестких протестных настроений. «Против «ЕР» велась довольно эффективная информационная кампания. Если он (Владимир Путин, - ред.) решит стать кандидатом от «ЕР» и в этот раз, рисков уж точно не будет больше», - уверен Нейжмаков.

По словам политолога Аббаса Галлямова, «участие ЕР в кампании Путина нужно не столько Путину, сколько самой ЕР». «Для подтверждения ее статуса «партии власти», - объясняет эксперт. – Если Кремль отодвинет ЕР от президентской кампании, это очень сильно ослабит партию. Возможно, для неё это станет смертельным ударом. Ведь партии живут выборами. Именно поэтому я думаю, что Кириенко не рискнёт задвинуть ЕР. За «убийство» партии власти с него потом спросят».

«Путину нужен максимально возможный мандат доверия»

Если в 2012 году Кремлю было важно доказать, что президентские выборы прошли в условиях честной, открытой и конкурентной борьбы, то на этот раз основной целью будет консолидация сил вокруг президента. Цели и «драматургия», которые предложат «архитекторы избирательной кампании» Путина, как отметил политолог Вячеслав Смирнов, пока четко не сформулированы. «Но, судя по тенденциям, это будет, в первую очередь, консолидация всех общественных сил вокруг кандидатуры Путина. Высокая явка и высокий процент, - отметил Смирнов. – Повышение явки, кстати, как правило, ведет к повышению голосов лоялистов. Протестники идут голосовать сами, что бы там ни говорили проигравшие. А не идут голосовать те лоялисты, которые считают, что Путин и так победит, и те, кому все равно, кто президент».

В отличие от выборов пятилетней давности, предстоящая кампания практически никаких рисков не несет. Даже ажиотаж вокруг явки, как считает эксперт Михаил Нейжмаков, несколько преувеличен. «Если она вдруг окажется ниже, чем в ходе каких-то прошлых президентских выборов, это, конечно, будет поводом для «уколов» со стороны внесистемной оппозиции, но сам по себе этот фактор угрозы не несет», - отметил Нейжмаков.

Негативной реакции со стороны Запада, как считает политтехнолог Андрей Сидоркин, также опасаться не стоит. Сложности могут быть вызваны лишь положением собственных граждан. «Головная боль Кремля – ухудшающаяся социально-экономическая ситуация, неспособность системы к саморегуляции и принятию эффективных политических и экономических мер, в связи с чем растет пока «тихий ропот», вырывающийся в стихийные митинги, как в Самаре, где от лозунгов отставки Меркушкина, перешли к лозунгам недоверия президенту», - пояснил Сидоркин.

По мнению политолога Романа Колесникова, на президентские выборы будут максимально консолидированы все имеющиеся ресурсы. При этом «Единую Россию» не спишут со счетов, она станет одним из активных участников кампании наравне с ОНФ, госкорпорациями и прокремлевскими НКО. «Путин хочет получить максимально возможный мандат доверия от населения для формирования такой государственно-политической повестки следующих шести лет, которая поможет закрепить его важную роль в истории России и которая даст ему моральное оправдание и символические полномочия для передачи власти преемнику в 2024 году», - пояснил эксперт.

Логика президентских выборов сводится еще и к тому, что, как отметил политолог Аббас Галлямов, в сознании российского избирателя «глава государства не должен быть партийным». «Он должен стоять «над» партиями», - заметил Галлямов.

Как ранее писал «ФедералПресс», президентская кампания 2018 года пройдет по новой схеме: она не станет продолжением федеральных выборов (так было с 1995 года, когда выборы президента проходили сразу после выборов в Госдуму). На этот раз две кампании разделят полтора года. И это совсем неплохо: апеллировать их участникам можно будет разве что к текущей ситуации, к реальным делам и решениям, не озираясь на результаты парламентских выборов. Президентская кампания начнется с чистого листа.

Сюжет по этой теме
18 мая 2017, 10:30

Выборы президента России

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.