Top.Mail.Ru
Политика
Москва
5

«Антипутинские старики»: ассортимент оппонентов лидера на выборах президента

Предстоящая президентская кампания, даже в свете судьбоносных для отдельных регионов решений, остаются в информационной повестке. Мнение большинства о том, что результат предопределен, политологи ставят под сомнение – решение о «главном» кандидате еще не принято. Тем не менее, экспертное сообщество и политические силы исходят из тезиса о том, что действующий президент Владимир Путин лично пойдет на выборы. Кто и зачем решит побороться с Путиным за кресло главы государства? Список кандидатов, представленный «ФедералПресс», условный, но он позволят понять, какие внутренние процессы идут в той или иной партии.

Кто был против Путина

Первые выборы для действующего президента России Владимира Путина состоялись в марте 2000 года. Тогда против него было выставлено десять кандидатов. Среди них лидеры КПРФ Геннадий Зюганов, ЛДПР Владимир Жириновский, «Яблока» Григорий Явлинский. В числе претендентов были также кинорежиссер Станислав Говорухин, который спустя 12 лет, возглавил предвыборный штаб Путина, а также действующая глава Центризбиркома Элла Памфилова.

Через четыре года, в марте 2004, список кандидатов в президенты сократился почти вдвое – в выборах участвовало только шесть человек. При этом Зюганов и Жириновский уже не стали выдвигаться сами, а отправили на выборы Николая Харитонова и Олега Малышкина соответственно. Эта пара интересна тем, что депутат Госдумы Харитонов на фоне то ли охранника, то ли водителя Жириновского Малышкина выглядел мега-фигурой. Тем не менее, ни тому, ни другому сесть в президентское кресло не удалось: коммунист получил поддержку 13,69% избирателей, либерал-демократ – 2,02%. А для самого Владимира Вольфовича те выборы обернулись крахом мечты занять пост премьер-министра.

Тогда же, в 2004-м, в списке кандидатов впервые появилась фамилия Сергея Миронова лидера «Российской партии жизни». Среди претендентов также был экономист Сергей Глазьев, который сейчас является советником президента Путина.

Следующие выборы с участием Владимира Путина состоялись в 2012 году. Это была, пожалуй, самая драматичная кампания. Она проходила сразу после думских выборов декабря 2011 года на фоне массовых протестов оппозиции. На этот раз лидера всех парламентских партий выставили свои кандидатуры («Единая Россия» поддержала Путина) – Геннадий Зюганов шел от КПРФ, Владимир Жириновский – от ЛДПР, Сергей Миронов – от «Справедливой России». При этом Миронов, будучи на тот момент спикером Совета Федерации, слишком приблизился в своей кампании к белоленточному движению, за что и поплатился: он не только не выиграл выборы, но и лишился статуса третьего лица в государстве.

Но главным соперником Путина в тот год считался предприниматель Михаил Прохоров, который, как казалось, смог «разбудить» средний класс. Однако для победы этого оказалось недостаточно.

В ночь после выборов, когда стало известно об убедительной победе Владимира Путина, избранный президент вышел к народу вместе с уходящим главой государства Дмитрием Медведевым. На Манежной площади, выступая перед тысячами сограждан, Путин сказал: «Мы победили! Слава России!» По его лицу даже потекли слезы – тогда победа действительно далась нелегко.

Предопределенность

Считается, что результат предстоящих выборов предопределен – следующим президентом России снова станет Владимир Путин. На данный момент сценарий с участием Путина наиболее популярный. В то же время собеседники «ФедералПресс» в околокремлевских кругах утверждают, что окончательное «решение о выдвижении Путина в Кремле еще не принято».

Есть и другой вопрос: от кого будет выдвигаться Путин? Пойдет он на выборы от «Единой России» или в качестве самовыдвиженца? Ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Михаил Нейжмаков допускает, что Путин «вполне может стать и самовыдвиженцем, чтобы подчеркнуть свою роль надпартийного лидера».

Если он предпочтет для себя первый вариант, то теоретически правящая партия должна провести предварительное голосование – ведь эта процедура стала обязательной на выборах всех уровней. Между тем, по мнению генерального директора Центра развития региональной политики Ильи Гращенкова, «праймериз, скорее всего, будут, но в формате, когда прочие кандидаты как бы вливаются в повестку основного». «Позже эти достойные люди смогут стать часть путинской кампании», – отметил Гращенков.

У генерального директора Коммуникационного агентства Actor Дмитрия Еловского иное мнение: единороссы «придумают, как сделать исключение из правил». «По сути, Владимир Владимирович Путин для «Единой России» – это одно сплошное исключение из правил», – говорит политолог.

По мнению президента Центра прикладных исследований и программ Александра Точенова, в случае выдвижения Владимира Путина кандидатом в президенты от «Единой России», праймериз будут формальными, и на самом Путине они никак не отразятся. Однако в случае выдвижения другого кандидата они «будут играть значительную роль».

Проводить ли праймериз ради «чисто политического посыла», как выразился политолог Михаил Нейжмаков, «дабы показать, что такой формат стал одной из неотъемлемых внутрипартийных практик», – вопрос пока остается открытым.

Лидеры парламентской оппозиции снова в обойме

Выдвижение кандидатов от парламентской оппозиции – вопрос, как ни странно, тоже остается открытым. С одной стороны, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, буквально полторы недели назад сохранивший свой партийный пост и заявивший о намерении баллотироваться, – наиболее вероятный кандидат. Политолог Дмитрий Еловский даже говорит о том, что выдвижение кого-то другого было бы нелогичным, так как «Жириновскому нужно зафиксировать позицию» – результат парламентских выборов, на которых либерал-демократы получили практически одинаковый результат с занявшими второе место коммунистами. «Пока это выглядит как следствие общего тренда плюс – определенная заслуга партии, которая смогла оседлать тренд», – считает Еловский.

Что касается другого вечного кандидата – Геннадия Зюганова, то здесь ситуация иная: ему, по мнению политолога Дмитрия Еловского, «нужно показать, что провал на выборах в Госдуму был лишь эпизодом». «Если пойдет Геннадий Андреевич, фактически он поставит на кон свое лидерство. Если будет выдвинут другой политик, то партия не сможет воспользоваться президентской кампанией для возврата своих позиций», – уверен эксперт.

Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов вряд ли упустит возможность вновь блеснуть. Выставить на выборы президента кого-то даже из самых близких и преданных соратников он не решится. В его случае, участие в президентских выборах – это тоже ставка на все: на лидерство в партии, на дальнейшую политическую карьеру, наконец, на существование партии как таковой – такого провала, как в сентябре 2016 года, «Справедливая Россия» до сих пор не переживала.

В политсреде говорят, что заменить Жириновского может его сын Игорь Лебедев, Зюганова – Валерий Рашкин, Сергей Левченко или Иван Мельников, Миронова – Александр Бурков или Валерий Гартунг, или даже Елена Драпеко. Однако во всех трех случаях стоит понимать, какие последствия несет для лидеров партий такое решение: любой из кандидатов-нелидеров будет восприниматься либо как преемник, либо как второй человек в партии. Для возрастных политиков это болезненно, а для кого-то даже может быть критично. Например, для Владимира Жириновского: вся ЛДПР, раздираемая, как говорят эксперты, внутренними конфликтами и противоречиями, держится только на нем, и в случае его ухода еще не известно, в течение какого времени она сможет сохранять свои позиции.

Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и фактор узнаваемости. По словам политолога Михаила Нейжмакова, «у КПРФ есть талантливые функционеры на местах, способные работать с протестным электоратом в городах, но их мало знают за пределами их регионов, и делать на них ставку в этом смысле рискованно». Та же картина в «Справедливой России»: скажем, Гартунг и Бурков имеют известность на Урале, а Драпеко знают по ее ролям в кино, но это электорат, скорее, старшего возраста. Иначе говоря, пока на горизонте у парламентской оппозиции нет тех, кто смог бы вместо своих лидеров реально побороться за главный пост в стране.

Политолог Александр Точенов полагает, что для лидеров думских партий выдвижение преемников было бы самым верным, «самым разумным и правильным» решением. «Да, они не добились бы результата сейчас, но это всколыхнуло бы сторонников партии, привлекло бы новых людей, – отметил Точенов. – Несмотря на то, что этот год – юбилейный год русской революции, и на этой волне товарищ Зюганов мог бы вылезти, но даже это не поможет».

Консолидироваться некому и не с кем

Эксперты называют разное количество потенциальных участников президентской гонки. Парламентская четверка не вызывает ни у кого сомнения. Сколько кандидатов к ним примкнет дополнительно – пока вопрос. В основном эксперты склоняются к тому, что в кампании будут участвовать максимум семь кандидатов.

Сегодня точно известно лишь одно имя потенциального кандидата – лидера «Яблока» Григория Явлинского. В отличие от всех предыдущих кампаний, в которых Явлинский принимал участие, на этот раз ему придется намного сложнее – по итогам думских выборов партия лишилась права выдвигать кандидатов без сбора подписей. То есть Григорию Алексеевичу придется сначала потрудиться над сбором 300 тысяч автографов россиян в разных регионах.

Будет ли кандидат от «Парнаса», а равно от «Открытой России» опального олигарха Михаила Ходорковского, тоже пока неясно. Им должен был стать Алексей Навальный, но приговор суда, вынесенный ему 8 февраля, перечеркнул эти планы. Впрочем, при определенном стечении обстоятельств (о них «ФедералПресс» писал ранее) Навальный сможет-таки поучаствовать в выборах.

Политолог Илья Гращенков полагает, что возможно участие в президентской кампании «демспойлера типа «Гражданской платформы» – это может быть тот же Михаил Прохоров или, например, мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман.

«Партия Роста» тоже может выдвинуть на выборы своего лидера Бориса Титова, но, скорее всего, решение будет принято после губернаторских выборов на Алтае, где «титовцы» планируют всерьез побороться за кресло главы региона.

Директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов полагает, что Администрация президента, помимо «стандартного ассортимента кандидатов», может подарить еще двух-трех человек, чтобы у всех групп избирателей была возможность выбора. «Кроме того, будет много инициативников. Набрать 300 тысяч подписей дороговато, но гораздо легче, чем два миллиона. А ведь тот, кто не был кандидатом в президенты, и политик-то не настоящий. Вот богатые и самолюбивые могут попробовать прорваться и получить свой золотой процент», – считает политолог.

По мнению генерального директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, на предстоящие выборы могут заявиться, к примеру, те, кто привык бороться «не за победу, а против чужой победы». Цель у такого человека будет одна – «поставить под сомнение легитимность выборов». «Это очень серьезный политический рычаг, особенно для получения поддержки за пределами страны. Для них президентские выборы – акт, который позволяет существовать их партиям», – пояснил политолог.

В целом, уверены эксперты, у оппозиции нет шансов, даже малейших на сколько-нибудь достойное место на президентских выборах. Причем ни в одиночку, ни консолидировано. Тем более что объединиться оппозиция не может с конца 1990-х, когда возник СПС, и лидерам оппозиционных движений удалось выстроить не горизонталь, а внутреннюю вертикаль.

Как отметил политолог Александр Точенов, «наша несистемная оппозиция недоговороспособная». «Коалиция может быть, но она будет разваливаться. Яркой личности сегодня нет – такой, которую мог бы поддержать средний класс. Это не те, кто готов все ломать, а те, кто готов развивать страну, – отметил эксперт. – Попытки скрестить несистемную оппозицию – левых, ультраправых и либералов – тоже ни к чему не приведут. Это попытка создания коалиции на противостоянии».

«Теоретически, оппоненты Путина (из тех, кто реально хочет помешать его избранию) могут сделать ставку не на ту или иную фигуру, а на технологию «взрыва повестки», – говорит член комитета РАСО по политтехнологиям Эдуард Коридоров. – Слабое место кампании Путина — предопределенность результата и, как следствие, невысокий уровень мотивации избирателей на поход к урнам. Оппоненты могут попытаться превратить скучные выборы в шоу, выставить яркую фигуру совершенно не из мира политики, навязать неожиданную, эпатажную повестку, которая уведет людей с привычной линии противопоставления лидера и всех остальных. Все-таки кризис делает свое дело, и слово «стабильность» многими уже не воспринимается как данность. А значит, в условиях турбулентности, можно заинтересовать избирателей чем-то новым и ярким».

Отказ от старой схемы

Выборы президента России в 2018 году впервые пройдут по новой схеме: они уже не будут своего рода финальной чертой в череде федеральных выборов. Дело в том, что, начиная с 1995 года, президентская кампания начиналась сразу вслед за парламентскими выборами, которые негласно считались первым этапом, или подготовкой к главным выборам.

На этот раз эти две кампании разделят полтора года. Да, как минимум в 14 регионах страны будут избраны новые (или останутся старые) губернаторы, но эти выборы вряд ли станут генеральной репетицией для основного кандидата Кремля. В отдельных субъектах – возможно, да и то с натяжкой, в стране в целом – нет. Таким образом, предстоящие президентские выборы запустят в автономное плавание.

И это совсем неплохо: апеллировать их участникам можно будет разве что к текущей ситуации, к реальным делам и решениям, не озираясь на результаты парламентских выборов. Можно сказать, эта кампания начнется с чистого листа.

Сюжет по этой теме
18 мая 2017, 10:30

Выборы президента России

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.