Энергетика
Красноярский край
4 апреля 2017, 13:53 0
Редакция «ФедералПресс» / Дарья Веспанова

Первые в Восточной Арктике. Президент РФ дал старт бурению скважины в море Лаптевых

Освоение недр Арктики многие экономисты называли «современной гонкой вооружений». От подобного сравнения эксперты не удержались потому, что подступиться к несметным залежам углеводородов пытались практически все нефтегазодобывающие страны. Однако похоже, что покорить «шапку мира» удалось только России. «Роснефть» приступила к бурению самой северной скважины на отечественном арктическом шельфе. И это – лишь начало северной экспансии компании. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Первые на шельфе Восточной Арктики

Бурение скважины «Центрально–Ольгинская–1» началось на Хатангском лицензионном участке. Ее проектная глубина составит до пяти километров с последующей боковой горизонтальной врезкой. Запуск поисковому бурению в Хатангском заливе дали президент России Владимир Путин, присутствовавший на событии в режиме телемоста, а также глава «Роснефти» Игорь Сечин, который находился на берегу Хатангского залива.

«Впервые в истории бурение будет проводиться на континентальном шельфе Восточной Арктики. Ресурсный потенциал только по морю Лаптевых, по оценке специалистов, составляет 9,5 млрд тонн нефтяного эквивалента, – доложил глава «Роснефти» президенту страны. – По результатам сейсморазведочных работ в море Лаптевых выявлено в четыре раза больше перспективных структур, чем предполагалось ранее: 114 против 28».

Опираясь на уточненные данные, компания дает более чем оптимистичный прогноз – ожидается, что бурение на Хатангском участке будет не менее успешным, чем в Карском море в 2014 году, кода была открыта новая Карская нефтегазоносная провинция. Напомним, тогда бурение одной только скважины «Университетская–1» позволило поставить на баланс запасы в 130 млн тонн нефти и 396 млрд кубометров газа. Открытое же месторождение, названное по предложению Игоря Сечина Победой, стало одним из крупнейших в мире, а сверхлегкая нефть Победы превзошла по своим качествам эталонную Brent.

«Тогда это стало главным событием в мировой нефтегазовой отрасли. Инвестиции в добычу углеводородов в Арктике, создание соответствующей инфраструктуры дадут колоссальный мультипликативный эффект как для развития арктического региона, так и Северного морского пути как важнейшей мировой транспортной артерии», – подчеркнул Игорь Сечин.

«Центрально-Ольгинская-1» – не только самая северная скважина на шельфе российской Арктики, но и первая скважина, которая будет пробурена под акваторией моря Лаптевых. Бурение будет проводиться с берега полуострова Хара-Тумус, что позволит значительно снизить затраты на строительство скважины.

«Бурение шельфовых скважин с суши – это российское ноу-хау, впервые примененное «Роснефтью» на Сахалине, – напомнил Игорь Сечин. – Сейчас технологии, которыми мы обладаем, позволяют бурить шельфовые скважины с суши с отходом от вертикали до 15 километров. Это позволяет экономить значительные средства и минимизировать экологические риски, что особо актуально в условиях Арктики».

Бурение будет вести собственное сервисное подразделение Компании – «РН-Бурение». Сотрудникам придется работать в тяжелых климатических условиях: аномально низкие температуры, вечная мерзлота, отсутствие дорог и другой инфраструктуры. Ближайший населенный пункт – село Хатанга – находится на расстоянии 350 км от места бурения.

«Освоение Хатангского участка на шельфе Восточной Арктики началось раньше с более простого с технологической точки зрения освоения предшельфового Восточно-таймырского участка, лицензию на который получила в конце 2015 года частная компания «ЛУКойл». Однако ничего удивительного в этом нет: ведь «ЛУКойл», как известно, не настроен на реализацию стратегических национальных проектов, предпочитая вкладывать инвестиции в добычные активы за рубежом, а российские месторождения осваивать лишь формально, ставя их себе на баланс и повышая таким образом капитализацию», – считает гендиректор ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев.

Справка «ФедералПресс»: Хатангский лицензионный участок расположен в Хатангском заливе моря Лаптевых на севере Красноярского края. Площадь участка – 18,709 тыс. кв. км, глубина моря – до 32 м. Всего на Арктическом шельфе «Роснефти» принадлежит 28 лицензионных участков с суммарными ресурсами 34 млрд тонн нефтяного эквивалента. По оценкам специалистов, к 2050 году Арктический шельф будет обеспечивать от 20 до 30 % всей российской нефтедобычи.

Долгая подготовка и скрупулезная работа

Территория, где находится «Центрально-Ольгинской-1»действительно непростая: близи полуострова Хара-Тумус отсутствуют морские порты, а период навигации не превышает двух месяцев в год. Буровую установку, оборудование, материалы, спецтехнику и даже модульный жилой комплекс пришлось везти издалека. Два грузовых судна ледового класса вышли из порта Архангельска и преодолели 3,6 тыс. километров через акватории Белого, Карского морей и моря Лаптевых. Всего они доставили к месту строительства скважины свыше 8 тыс. тонн грузов.

На предварительном этапе компании понадобились самые современные технические и инженерные решение. Изучение геологического строения участка велось ударными темпами: бурение параметрической скважины завершилось в рекордные сроки, аэрогравимагниторазведкой специалисты прошли 20 тыс. км, 2D-сейсморазведкой – 830 погонных км.

Подведена под строительство скважины и серьезная научная база. Непосредственно вблизи от точки бурения на Хатангском заливе расположилась первая круглогодичная научная база «Роснефти» в Арктическом регионе. Ее результаты работы будут использованы в ходе реализации проекта по разведочному бурению на участке.

Однако освоение «края белого безмолвия» требует комплексных научных исследований. Эту задачу выполняет «Арктический научный центр» «Роснефти». Экспедиции этого центра стали самыми масштабными из проведенных в Арктике за последние десятилетия. К примеру, в ходе экспедиции «Кара-лето–2016» специалисты компании впервые в России выполнили буксировку айсберга массой свыше 1 млн тонн, и успешно отбуксировали два айсберга одновременно. Полученный опыт лег в основу создания целой системы комплексного управления ледовой обстановкой, которая позволит в будущем обезопасить инфраструктурные объекты на арктическом шельфе.

Особое же внимание «Роснефть» традиционно уделяет экологическому аспекту. На церемонии запуска «Центрально–Ольгинская–1» президент Владимир Путин напомнил компании о важности экологических стандартов при работе в Арктике: «Я знаю, что наши нефтяники в целом и компания «Роснефть» в частности, особое внимание всегда уделяют вопросам экологической безопасности. Исхожу из того, что и в этом случае, особенно в условиях Арктики, где экосистема очень чувствительна к любым вмешательствам извне, все эти принципы, правила будут соблюдены, и вы будете уделять этому самое пристальное внимание».

Однако в напоминаниях нет нужды: в «Роснефти» любому проведению работ по геологоразведке предшествует серия детальных исследований окружающей среды – погоды, состояния льдов, их движения, особенностей животного мира. В Арктике компания провела 12 экспедиций, накопив целый пласт знаний, позволяющих предотвратить нештатные ситуации при работе на шельфе.

Есть и план действий в случае какой–либо ЧС – «Роснефть» совместно с компанией «Иннопрактика» и учеными МГУ создала микробный препарат для северных морей. Специалисты выделили около 100 микроорганизмов, способных при низких, в том числе и отрицательных, температурах разлагать нефть и нефтепродукты. При этом использовались бактерии, которые адаптировались к нефтяным загрязнениям естественным путем, и потому не представляют опасности для окружающей среды и человека.

Компания также развивает отношения с заповедником «Русская Арктика», который является местом обитания белых медведей (защита этих животных провозглашена одним из приоритетов «Роснефти»). Специалисты Арктического научно-проектного центра изучают состояние трех российских субпопуляций белых медведей, а также изучают популяции серых китов в регионе.

Лидер на шельфе Арктики

«Роснефть» планирует стать крупнейшим в мире оператором шельфовых месторождений. Ускорение роста компании до 2033 года будет неразрывно связано с началом коммерческой добычи на шельфе. На текущий момент «Роснефть» владеет лицензиями на изучение 55 шельфовых участков – их суммарные ресурсы углеводородов составляют 41,5 млрд тонн нефтяного эквивалента. На Арктическом шельфе находятся 28 из этих участков.

С 2012 года инвестиции «Роснефти» в освоение Арктики составили около 100 млрд рублей. Компания не собирается снижать темпы работ и с 2017 по 2021 год объемы средств по этому направлению вырастут в два с половиной раза – до 250 млрд рублей.

В ближайшие годы «Роснефть» намерена активизировать работы по поисковому бурению на арктическом шельфе. До 2021 года компания планирует пробурить четыре поисково-разведочные скважины в Восточной Арктике на шельфе моря Лаптевых и восемь скважин на наиболее перспективных структурах Западной Арктики – в Карском и Баренцевом морях.

По итогам же прошлого года компания существенно нарастила объем геолого–разведочных работ, в два с лишним раза превысив нормативы, установленные лицензией. Было выполнено 35,5 погонных км 2-D сейсморазведки, более 5 тыс. квадратных км сейсморазведочных работ 3-D, объем аэрогеофизических исследований составил 207 тыс. квадратных км. В результате была изучена площадь в 0,8 млн квадратных кмарктического шельфа РФ.

«Роснефть» – инкубатор сервисной индустрии

В случае освоения углеводородных недр Арктики речь идет не только о колоссальном приросте запасов и ресурсов, но и о колоссальном синергетическом эффекте. Неизбежная локализация производства, уникального оборудования для арктической добычи, обеспечения и поддержания инфраструктуры делает «Роснефть» драйвером новой российской индустриализации.

Мультипликативный эффект от инвестиций компании в арктическую шельфовую программу превзойдет сумму вложенных средств более чем в семь раз. «Каждый доллар, вложенный в шельф, генерирует до семи долларов роста ВВП, – утверждает Игорь Сечин, – Это, мне кажется, и есть ключевое положение, которое оправдывает поддержку шельфовых проектов».

Компания уже анонсировала российским производителям заказы на специальное оборудование для шельфа, а также авиатехнику. Даже одна скважина на структуре «Университетская» потребовала создания мощной системы судового обеспечения: в Карском море работали спасательные и транспортные суда, ледоколы, плавучие гостиницы. Можно представить себе, какая развитая инфраструктура понадобится здесь в ближайшие годы, когда число поисковых скважин увеличится, а затем начнется коммерческая добыча арктической нефти.

«Роснефть» уже уточнила, что для освоения арктического шельфа потребуются подводные роботизированные комплексы, судовые двигатели, турбины, насосы, компрессоры, электрогенераторы, радиоэлектронное оборудование, гидрометеорологические, аварийно-спасательные и ремонтные технологии, спутниковые системы и средства обработки космических данных.

Разумеется, освоение шельфа означает строительство новых портов, морских платформ, атомных и дизельных ледоколов, совершенствование систем навигации и связи на всем протяжении Севморпути. Кроме того, арктические проекты стимулируют строительство аэропортов, самолетной и вертолетной техники, предназначенной для полярных территорий, производство придонного оборудования, создание линий энергоснабжения в арктических широтах, разработку хладостойких металлов.

По некоторым оценкам, освоение шельфа сформирует от 300 до 400 тысяч высококвалифицированных мест в различных отраслях российской экономики. Это приведет к развитию инноваций и разработке высокотехнологичной продукции. Арктический проект может стать катализатором серьезной эволюции «Роснефти» в своего рода инкубатор для развития национальной сервисной индустрии, технологический «хаб», связывающий ТЭК с такими отраслями как электроэнергетика, машиностроение и транспорт. Деятельность компании по освоению шельфа даст мощный импульс для развития всей экономики России, науки, судостроения, машиностроения, металлургии, электроники, авиастроения, развития инфраструктуры.

Автор фото: Михаил Климентьев, РИА Новости

Компании
Роснефть
Версия для печати:
Loading...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments