Top.Mail.Ru
Общество
Москва
14

«Мы протестуем против коррупции». Что заставило дальнобойщиков выйти на всероссийскую забастовку

Перевозчики не верят, что платежи в системе «Платон» пойдут на улучшение дорог

Вот уже две недели по всей России продолжается стачка дальнобойщиков, выступающих против системы регистрации и взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон». В большинстве регионов водители не собираются прекращать протест до тех пор, пока власти не начнут с ними диалог. Корреспондент «ФедералПресс» выяснил, чем недовольны автомобилисты и почему государство в этой ситуации чаще всего предпочитает игнорировать митингующих.

Тлеющий протест и новые требования

Акции дальнобойщиков, начавшиеся в конце 2015 года, когда система «Платон» официально заработала, фактически не освещаются крупными государственными федеральными средствами массовой информации.

Как отметил в разговоре с журналистом «ФедералПресс» политтехнолог Аббас Галлямов, то, что федеральные СМИ игнорируют протесты дальнобойщиков, вполне объяснимо.

«Это митинг [оппозиционера Алексея] Навального можно объявить диверсией ЦРУ, а с дальнобойщиками такой номер не пройдёт. Это же самый что ни на есть оплот режима. Та самая патриотичная трудолюбивая глубинка, которую власть несколько лет назад сама противопоставила «зажравшимся» москвичам, пытавшимся устроить майдан по призыву «прозападной оппозиции». Если государственные каналы начнут обвинять дальнобойщиков в том же, в чем они обвиняют Навального, то им никто не поверит. У них и так уже начался кризис доверия», – заявил эксперт.

С Галлямовым согласен политолог Андрей Колядин. По его словам, во-первых, дело в том, что никто не хочет раскручивать протестную повестку в условиях уличных акций, произошедших за последнее время. Во-вторых, если есть возможность управлять медийным пространством, – оно управляется.

Надо сказать, протесты то затихают, то вспыхивают с новой силой. Другое дело, если раньше требования митингующих касались только отмены взимания платы за проезд по федеральным трассам, то в 2017 году на стачке, начавшейся 27 марта, одним из основных условий стала отставка правительства и, более того, – вынесение недоверия президенту.

Кроме отставки правительства и отмены «Платона», организаторы акции требуют ликвидировать транспортный налог, настроить режим труда и отдыха водителей под реалии России, предоставить перевозчикам обоснования расчетов размера акциза на топливо, а также навести порядок на весовом контроле.

В забастовке принимают участие автомобилисты в десятках регионов нашей страны, но самая крупная стачка на данный момент происходит в Дагестане, возле поселка Манас. По некоторым данным, в ней принимает участие от 500 до 1500 водителей.

Как рассказал «ФедералПресс» председатель Центрального совета Межрегионального профессионального союза водителей-профессионалов Александр Котов, на данный момент в Республике Дагестан грузоперевозки фактически не осуществляются.

«У нас член профсоюза в Манасе был и подтвердил, что весь транспорт действительно стоит. Люди защищают свои права, некоторые готовы себе голову резать под камеру. То есть просто доведены до отчаяния», – заявил общественник.

Котов добавил, что в сети появилось немало видео, где фуры стоят с разбитыми стеклами, несколько большегрузов при этом было подожжено. Поджоги, к слову, происходят не только в Дагестане.

Кризис

Впрочем, сама ситуация в отрасли сейчас довольно неоднозначная, и причина забастовок гораздо глубже, чем плата за «Платон». По словам Александра Котова, в той же Тюмени фактически без работы находятся 400 перевозчиков, потому что элементарно нет товара, который требуется возить на большегрузах. Председатель профсоюза добавил, что некоторые перевозчики из самых разных регионов России не заводят моторы автомобилей по несколько месяцев.

«У нас по сравнению с 2013–2014 годом рынок грузоперевозок упал на 60 %. Мне в некоторых компаниях говорят, мол, что мы три дня отдыхаем – один день работаем. Потому что наш рынок перевозок лихорадит и экономика стоит», – заявил Котов.

В разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» он также затронул кадровую проблему. По словам Котова, наемный рабочий сейчас фактически бесправен, поскольку перевозчикам не нужны квалифицированные водители. В качестве примера он привел случай, когда в 2015 году в колонну протестующих дальнобойщиков, стоявших на обочине, въехал грузовик с уснувшим водителем, и в результате ДТП погиб один человек, а трое попали в реанимацию.

«Дело в том, что тому, кто принимает нас на работу, нужны не профессионалы, а те, кто будет смотреть в рот и выполнять любое требование. Желающих занять рабочее место одного человека – огромное количество. А то, что при этом есть риск сильно побить машину, врезаться в толпу людей, уснув за рулем – никого не волнует. Это будут проблемы водителя, а не перевозчика. Он за них отвечает своей жизнью. Высококвалифицированный же водитель потребует к себе нормального отношения», – отметил Котов.

Недоверие к «Платону»

По словам общественника, он не знает, сколько продлится стачка, начавшаяся 27 марта, но в Дагестане и вообще на Северном Кавказе сегодня люди готовы стоять до конца. Косвенно корреспонденту «ФедералПресс» это подтвердила центральный координатор Объединения перевозчиков России (ОПР) Мария Пазухина. По ее словам, забастовка не прекратится до тех пор, пока власти не начнут с бастующими диалог.

«Мы протестуем не только против системы «Платон», внедрение которой может повысить цены в наших магазинах. Мы протестуем против коррупции», – объяснила она.

Также ранее в СМИ сообщалось о попытке властей блокировать сервис Zello, который дальнобойщики используют как рацию для связи, но эти попытки вряд ли будут успешными, поскольку, отмечает Пазухина, есть масса технических средств, чтобы обойти все ограничения, и сервис пока работает нормально.

По словам Александра Котова, одна из проблем «Платона» – действительно высокая коррупционная составляющая. Он пояснил, что за два года своего существования система не заработала как таковая, и есть масса людей, которые до сих пор не получили штрафов за бесплатный проезд по федеральным трассам. Общественник анонсировал, что 26 апреля в Москве соберется большой форум с участием как старых объединений профессиональных водителей, так и новых, где все эти вопросы будут обсуждаться.

Также ряд спикеров «ФедералПресс», в том числе создатель интернет-сообщества Play Dalnoboy, известный в сети под ником Эмиль Маннергейм, считает, учитывая коррупционную составляющую, что «Платон» возложенную на него задачу по наполнению дорожного фонда просто не выполнит и от накачивания его миллиардами рублей от порядочных перевозчиков ситуация с состоянием дорог в России принципиально не улучшится. Однако блогер заметил плюс в этой системе: она действительно позволит освободить рынок от некачественной техники и от тех, кто работает «в-черную». Правда, как считает эксперт, необходимо, чтобы игра велась по-честному с обеих сторон.

Пути решения проблемы

Как считает политолог Аббас Галлямов, происходящие митинги дальнобойщиков являются для властей тестом на адекватность.

«Им надо снижать аппетиты и хотя бы частично удовлетворять требования протестующих. Потому что парадигму восприятия «интересы Ротенбергов [сын миллиардера Аркадия Ротенберга Игорь является владельцем 50 % компании «РТ-инвест транспортные системы» – оператора системы «Платон»] против интересов простых людей», в рамках которой воспринимается конфликт вокруг системы «Платон», уже не изменить», – заявил эксперт.

Политолог также напоминает о том, что немало революций начиналось с попыток государства собрать с людей платежи, которые те считали несправедливыми: «Достаточно назвать Английскую буржуазную, Американскую и Великую Французскую революции».

Похожей точки зрения придерживается его коллега Андрей Колядин. По его словам, сейчас необходимо налаживать диалог между региональными властями и протестующими, сформировать документ со списком общих претензий и обсудить его на федеральном уровне, чтобы понять, как быть дальше.

«Сама по себе проблема не рассосется. А долбить об этом в постоянном режиме в СМИ, о том, что бастуют, давайте все выйдем на забастовку, потом найти решение и тогда начнут бастовать все, кто хочет решить хоть какие-то проблемы – это с точки зрения государства было бы не совсем верно. Основные ведь проблемы дальнобойщиков ведь понятны. Но лично я думаю, что с участниками стачки надо работать не через СМИ, а непосредственно с лидерами протеста, формирующими у людей общественное мнение», – добавил эксперт.

«Если на Западе такие забастовки считаются нормальным явлением, там это определенный показатель зрелости общества, у нас же они могут привести к непредсказуемым последствиям. У людей могут в какой-то момент просто сдать нервы. Делать вид, что ничего страшного не происходит, – уже нельзя», – резюмировал эксперт.

Между тем «Росавтодор» рассказывает о пике регистраций в «Платоне» с начала 2017 года. По данным ведомства, за первые семь дней апреля российские перевозчики зарегистрировали в системе более 3 тыс. грузовых автомобилей. Ежедневно в базу добавляется от 300 до 500 большегрузов. По данным статистики, за сутки сборы в системе «Платон» увеличились на 8 %.

Дополнительные поступления в дорожный фонд страны целевым образом распределяются на развитие и восстановление дорожной инфраструктуры. В планах Росавтодора уже к концу 2018 года привести все федеральные дороги в нормативное состояние. Кроме того, к этому сроку в 38 крупнейших городских агломерациях должно быть приведено в норматив не менее половины всей улично-дорожной сети. Эффект от улучшения состояния дорог почувствуют на себе более 40 млн человек.

В настоящее время общее количество зарегистрированных в системе «Платон» грузовых транспортных средств превышает 810 тысяч машин.

 

Фото: официальный сайт ОПР

Сюжет по этой теме
27 марта 2017, 11:40

Бунт дальнобойщиков

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.