Два бывших депутата гордумы, один бывший вице-губернатор, один из основателей Кубанского казачьего войска и настоятель храма – вот лишь неполный список новых членов Общественной палаты Краснодара. Утвержденная мэром первая половина списка консультативно-совещательного органа вызвала резонанс среди городских активистов, плохо знающих имена новых членов ОП, и большая часть из которых входит в кубанскую номенклатуру. Редакция «ФедералПресс» решила изучить прошлое этих людей, а заодно разобраться в перспективах работы нового органа.
С богатой биографией
Отметим, что утвержденные мэром Евгением Первышовым 15 членов Общественной палаты Краснодара – это лишь половина от списочного состава органа. В дальнейшем утвержденные кандидатуры сами будут формировать полный состав палаты, доведя ее численность до 30 человек. Уже сейчас среди членов Общественной палаты есть представители казачества, православной церкви, историки, журналисты, деятели культуры и спорта, бизнес. Значительная часть из них связана с властями Краснодара и края. При этом ряд новоявленных членов ОП, действительно, ведет общественную работу, но известен в узких кругах. А некоторые назначенцы прославились в предыдущие годы в других сферах. Впрочем, как отмечают наблюдатели, близость большинства из них к власти говорит о том, что новый орган имеет номенклатурную природу.
Если говорить о персоналиях, то, пожалуй, самым известным в этом списке является Юрий Ткаченко. Это не только генеральный директор «Центра международной торговли – Краснодар» (как сообщает о нем мэрия), но и председатель Союза «Торгово-промышленная палата Краснодарского края». При этом в середине нулевых годов он успел поработать руководителем департамента внешнеэкономической деятельности края, ну а до конца 2015 года в течение 26 лет бессменно возглавлял эту самую Торгово-промышленную палату края (а сейчас кресло председателя занимает его сын Александр, – прим. ред.).
Также определенную известность в широких кругах имеют Алексей Тодоренко и Игорь Коломийцев. Алексей Тодоренко в разное время успел побыть секретарем краснодарского горкома КПРФ и лидером организации «За Краснодар», борясь против переименования кубанской столицы и противостоя незаконной застройке в городе. Впрочем, в ряде СМИ появлялась информация о его причастности к попытке строительства масштабного комплекса «Кристал-Комфорт» в исторической части города. Сейчас политик возглавляет фонд «Социальная поддержка» и является участником праймериз «Единой России». Кроме того, ходят слухи о его близости к спикеру краснодарской городской думы Вере Галушко.
Что касается Игоря Коломийцева, то он в разное время успел побыть депутатом гордумы Краснодара от «Справедливой России», журналистом, историком, писателем. Кроме того, он некоторое время работал директором краснодарского парка 30-летия Победы, где под его началом успел потрудиться Евгений Первышов. По информации источников «ФедералПресс», в начале 2017-го велись переговоры о том, чтобы назначить Игоря Коломийцева главным редактором «Краснодарских известий», однако из-за противодействия одного из вице-губернаторов он не смогу получить эту должность, но стал заместителем редактора в данном издании.
К числу «чистых» общественников в составе краснодарской ОП можно отнести председателя городской организации Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ Марию Волчек, помощника атамана Екатеринодарского казачьего общества, создателя и председателя казачьего общества «Кубанский казачий клуб» (первой возрожденной казачьей организации на Кубани) Федора Бунина, управляющего партнера компании «Ваш СоветникЪ» Федора Гладкого (являющегося также первым президентом краснодарского «Ротари-клуба», который входит в международную сеть бизнесменов-филантропов), протоиерея, секретаря Епархиального управления, настоятеля храма Победоносца Георгия Илии Быстрова, а также зампреда реготделения «Российского военно-исторического общества» Сергея Третьякова, который ранее на различных должностях в армии дослужился до звания полковника, а затем поработал в качестве сотрудника администрации края и помощника председателя заксобрания.
Еще одним статусным членом Общественной палаты, имеющим за плечами опыт работы в администрации края, является генеральный директор группы компаний «СБС» Александр Сидоренко. Впрочем, он не только успел побыть вице-губернатором и секретарем Совета безопасности Краснодарского края, но также поработал в начале нулевых годов первым заместителем начальника ФСБ РФ по региону. Также к составу кубанской политической номенклатуры относятся гендиректор «Кубаньречфлот-сервис» Андрей Погуляйко (до 2010-го руководил Западным внутригородским округом Краснодара) и гендиректор клиники «На здоровье» Валерий Сивак (ранее в гордуме Краснодара занимавший пост зампреда комитета по здравоохранению),
Кроме того, главными общественниками города назначены директор краснодарского филиала финансового университета при правительстве РФ Эдуард Соболев, специалист территориального центра для работы с общественными объединениями и населением Краснодара по месту жительства № 6, руководитель органа территориального общественного самоуправления № 412 Западного внутригородского округа Краснодара Ирина Кроткова и зампред городской организации ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Галина Наумова.
Неоднозначная реакция
Представители третьего сектора по-разному отнеслись к этому составу совета и методике его формирования. Впрочем, все они сходятся на том, что ряду новых назначенцев придется не просто справляться со своими функциями.
«Процесс назначения новых членов ОП прошел тихо, кулуарно, без какого либо диалога с реально работающими общественниками, – делится с «ФедералПресс» координатор общественного движения «Помоги городу» Елена Шувалова. – Лично я, например, узнала об этом, из ленты Facebook. Не понимаю, как можно было так делать в то время, когда формируется стратегический Совет по развитию города. Власти никого ни о чем не спросили, не обсуждали эту тему в информационном пространстве. Я огорчена очередной профанацией в Краснодаре. И это в тот момент, когда идет перезагрузка ОП РФ. Получается, что все хорошие инициативы сверху профанируются компанейщиной для галочки снизу».
«В целом идея очень хорошая, но качество ее реализации будет зависеть от тех, кто будет работать в этой палате, – отмечает директор КРОО «Право на Здоровье» Николай Чернышук. – Пока мне не совсем понятно, как представители казачества и церкви, а также историки и журналисты будут выполнять такие функции, как например «общественная экспертиза проектов нормативных правовых актов администрации города». Для этого желательно юридическое образование. Это сложный и трудоемкий процесс. Даже для таких юристов, как я».
При этом, Николай Чернышук предполагает, что известные общественники, вероятно, утомили власть, а членство во многих советах для ряда из них привело к «замыливанию глаз» и снижению эффективности. «Свежий взгляд и понимание острых проблем крайне важно, поэтому появление новых лиц всегда приветствую, это новый взгляд и новые подходы к решению устоявшихся проблем. Лично я считаю, что некоторым «заслуженным» активистам давно пора на заслуженный покой. Ведь люди быстро устают от успешных отчетов исполнительной власти, когда показывают феноменальные достижения, скромно умалчивая о проблемах. А поддержка без разбору всех отчетов и заявлений властей в итоге приводит к автоматической потери доверия граждан», – комментирует Чернышук.
По словам политического активиста, главного редактора сетевого издания «Советская Кубань» и экс-члена кубанской Общественно-наблюдательной комиссии (ОНК) Вячеслава Потапова, одной из целей создания палат является привлечение туда наряду с лоялистами и оппозиционно-настроенных активистов, что позволяет не только укрепить авторитет действующей власти, но и обескровливает эти оппозиционные организации. Кроме того, палаты являются одними из немногих кадровых лифтов, позволяющих власти расширять скамейку запасных. Однако краснодарские власти решили проигнорировать эту возможность.
«В новый состав ОП Краснодара включили кого угодно, но не реальных активистов. Почему? Традиционно все списки разного рода Советов формируются исключительно по желанию департамента внутренней политики Краснодарского края. Региональные чиновники, включая курирующего вице-губернатора, лично согласовывают каждую кандидатуру. Отбираются исключительно лояльные к краевой власти и губернатору люди, которые не будет задавать сложных вопросов чиновникам. Сейчас сформирован не рабочий орган, а какой-то аттракцион тщеславия. По-сути, такие Советы и ОП банально обслуживают власть, поддерживая ее в борьбе с реальным активом, различными заявлениями и решениями. В результате потенциал активистов востребован не властью, а оппозиционерами. Они выступают не на заседаниях Советов, а на митингах, таких, как 26-го марта! И в этом виновата ограниченность и зашоренность чиновников», – делится Вячеслав Потапов.
Один из членов ОП Игорь Коломийцев не скрывает, что ряд людей сформированной краснодарской ОП уместнее смотрелся бы в каком-нибудь Совете директоров при мэре, чем в подобном общественном органе. Но Коломийцев уточняет, что «в данном случае мэру виднее, кого включать в палату».
«Считаю, что палата призвана компенсировать недостатки нынешней общественно-политической системы на уровне местного самоуправления, – рассказывает Игорь Коломийцев. – Сейчас краснодарская гордума не отражает нынешнее многообразие взглядов горожан, поскольку почти целиком состоит из членов одной политической партии – ЕР (которые на уровне единичных депутатов разбавлены представителями еще трех парламентских партий). Поэтому лично мне казалось бы разумным, чтобы в ОП были представлены разнообразные общественно-политические силы и те социальные группировки, которые есть в городе, а также яркие и неоднозначные фигуры, отражающие полный спектр мнений». Сам господин Коломийцев пообещал постараться повлиять на то, чтобы во второй половине членов палаты, которые вводятся методом кооптации, «было побольше общественников и людей яркий и заметных, со своими оригинальными идеями».
Туманные перспективы
Еще раз отметим, что процесс формирования главного общественного органа краевого центра не закончен. Не позднее чем через 60 дней выбранные члены должны сформировать полный состав, куда войдут еще 15 человек. В созданный мэром оргкомитет будут направлять свои предложения некоммерческие организации и общественные объединения. При этом сам орган должен проработать ближайшие три года. А в число задач входят выдвижение и поддержка гражданских инициатив, общественная экспертиза проектов нормативных правовых актов администрации города, общественный контроль над деятельностью органов власти.
Как отмечает Игорь Коломийцев, палате в качестве первых шагов предстоит доукомплектоваться и определиться с руководством. После этого членам ОП предстоит составлять план действий.
«Что касается меня, то в городской думе в течение ряда созывов я возглавлял комитеты, занимающиеся общественно-политическими вопросами, совершенствованием системы местного самоуправления, а также вопросами городской топонимики и увековечивания памяти выдающихся сынов города, – рассказывает Игорь Коломийцев. – Полагаю, что мог бы заниматься этим и в палате. Одна из идей, которую хотел бы предложить городским властям, – изменение подходов к городской скульптуре. Мне кажется, что пора прекратить плодить бесконечных казаков с стиле соцреализма, заполонивших улицы нашего города, пора привлекать молодых интересных скульпторов и разрабатывать оригинальные проекты современных памятников, которые бы действительно украсили Краснодар».
«Взаимодействие, безусловно, важно, при возможности самого взаимодействия. Если палата станет открытым, работоспособным органом, то я буду в числе первых, кто придет туда со своими инициативами. Будем работать, время покажет», – подытоживает Николай Чернышук.
Фото: Югополис